Франциск как посредник
Свою, можно сказать, новую доктрину завершения военных действий в Украине представил папа Франциск в обширном интервью, которое 14 июня опубликовал иезуитский журнал «La Civiltà Cattolica». Доктрина заслуживает внимания потому, что папа готовит как максимум визит в Москву, а как минимум — встречу с патриархом Кириллом и представителями Кремля в Казахстане. В интервью понтифик обозначил свою платформу на встрече.
С одной стороны, как и прежде, он констатировал «свирепость и жестокость» ВС РФ. С другой — призвал не возлагать всю полноту ответственности на одну сторону. «Нам нужно отойти от привычного шаблона Красной Шапочки, когда Красная Шапочка была хорошей, а волк — плохим, — заявил Франциск. — Происходит что-то глобальное, и его элементы очень сильно переплетены». Он пояснил, что незадолго до 24 февраля НАТО посылало рискованные сигналы Москве, которые в конце концов спровоцировали ее. Папа, впрочем, попросил не считать его «пропутинским» и признал, что Россия «просчиталась», начиная «спецоперацию». Как сказали «Новой. Европе» источники в окружении понтифика,
«балансировка позиции» потребовалась ради позиционирования папы как посредника в «Ватиканском мирном процессе» с участием России, Украины, ЕС и США.
В отличие от любых других площадок, ватиканская, кажется, еще не скомпрометирована в глазах всех потенциальных участников процесса.
В начале мая папа Франциск назвал двоих своих московских друзей «послами мира». Одна из них, оперная дива Светлана Касьян, является первой в истории дамой папского ордена св. Сильвестра. Она заявила «Новой. Европе», что в нынешней ситуации, которая часто выглядит тупиковой, Папа сохранил статус «модератора миротворческого процесса». На днях ее муж и она получили рукописное послание Папы, где он предсказывает, что «народы выберут путь соглашений». Ватикан как переговорная площадка приемлем для всех сторон, недоволен лишь патриарх Кирилл…
Патриарх с поломанным компасом
Встреча Франциска с российскими представителями в Казахстане состоится в сентябре в том случае, если до этого Папа не посетит Москву (при нынешнем динамизме геополитических процессов это не исключено). Конечно, Франциск заинтересован в переговорах непосредственно с Путиным и его ближайшим окружением, потому что патриарха считает несамостоятельной фигурой («алтарным мальчиком Путина» ). Как бы в подтверждение этого звания недавно в храме Христа Спасителя патриарх повторил один из нарративов Кремля — о том, что Украину «придумал» Ленин: «Решение о разделении Руси принял тогдашний вождь Ленин. Пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну… Он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства».
Папа Франциск. Фото: vaticannews.va
РПЦ очень обиделась на «алтарного мальчика», он задел ее за живое. «Франциск избрал некорректную тональность для передачи содержания разговора» Папы и патриарха, состоявшегося в зуме 16 марта, заявлял Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. По словам Папы, патриарх минут 20 читал ему по бумажке какой-то пропагандистский текст в оправдание «спецоперации», пока Франциск не прервал его. По сведениям ОВЦС, в бумажке говорилось об «уроке Одессы» 2 мая 2014 года и о «подлетном времени» ракет НАТО до Москвы.
Лидер официального православия, Вселенский патриарх Варфоломей (Архондонис), также признает позицию Кирилла унизительной и нецерковной. «Для всех церквей, — утверждает Варфоломей, — было невозможно не осудить насилие и войну. Русская церковь нас разочаровала… Я не знаю, как [патриарх Кирилл] может это оправдывать на своей совести… Нужно пожертвовать своим престолом и сказать Путину: «Господин президент, я не могу с вами согласиться, и я подаю в отставку»».
Внятно изложить аргументацию Кирилла после 24 февраля действительно непросто. В некоторых проповедях он придает «спецоперации» «метафизический» характер и утверждает, что без нее невозможно избежать гей-парада. В других — берется отрицать наличие российских войск на территории другого государства. На протяжении всего своего патриаршества он усиленно убеждал Кремль, что структуры Московского патриархата в Украине (УПЦ МП) полностью на стороне России и под его контролем — Путин даже включил соответствующий аргумент в свою речь 21 февраля. На деле все оказалось совсем не так.
Отказ РПЦ от нравственной субъектности, неспособность дать честную христианскую оценку происходящему естественно ведут к тому, что христиане перестают воспринимать эту организацию как относящуюся к их религии.
«Я пришел в церковь, которая была маленькой и гонимой, — вспоминает опальный протодиакон Андрей Кураев. — Я совсем не xотел стать членом полицейской и агрессивной структуры… Патриарх сделал вид, что он не может отличить агрессию от обороны. Значит, нравственный компас нашей церковной иерархии напрочь поломан».
Последовавшее недавно увольнение со всех постов в Москве «министра иностранных дел» РПЦ митрополита Илариона — сигнал перехода патриархии на самые радикальные позиции. Иларион был абсолютно лояльным церковным чиновником, но так и не смог освоить язык уличной шпаны с психическими девиациями, на котором обязан теперь говорить российский политик, если он хочет остаться в обойме. С изгнанием Илариона у РПЦ не осталось образа, приемлемого для антивоенной или даже умеренной части общества.
Мучения от санкций
16 июня Великобритания включила патриарха Кирилла и попадью Марию Львову-Белову в свой санкционный список. Основанием для включения патриарха стали «многочисленные публичные заявления в поддержку российского вторжения», а для включения попадьи, занимающей должность уполномоченного по правам ребенка к РФ, — «поддержка политики и действий, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету или независимости Украины». «Новой. Европе» пока не удалось достоверно выяснить, какие именно активы имеет патриарх на Британских островах; предполагается, что некоторые средства он размещал в оффшорах под британской юрисдикцией.
Патриарх Кирилл (в центре). Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru
Пресс-секретарь патриарха Владимир Легойда уподобил действия Великобритании большевицким гонениям на церковь 1930-х годов, через которые прошла семья патриарха (его дедушка погиб на Соловках). О. Андрей Кураев считает аморальным сравнение символического действия Великобритании со страданиями деда патриарха. А главный редактор христианского альманаха «Дары» Сергей Чапнин уличает бывшего коллегу Легойду в подмене понятий: «Введение санкций — это признание того, что человек, в данном случае патриарх Кирилл, занял недостойную, безнравственную позицию и менять ее не собирается… По-христиански ведет себя правительство Великобритании, напоминая патриарху Кириллу, что его позиция не только безнравственная, но и антихристианская».
Подвиг новомучеников ХХ века ставится Московской патриархией на службу политической конъюнктуре; глубинного понимания этого подвига как торжества истины над смертью там нет. Аргумент Легойды о том, что Англия сжигает в лице патриарха последний мост для коммуникации с Россией, по мнению Чапнина, несостояетелен — ведь «РПЦ совершенно однозначно занимает пропутинскую позицию, она является не самостоятельным субъектом, а лишь техническим инструментом в руках Кремля».
Доносы и истерики
Официальная политическая риторика Московской патриархии, утратившей субъектность в условиях «спецоперации», свелась к политическому доносу и истерике. За коммуникацию с обществом в патриархии отвечает Отдел по взаимодействию церкви с обществом и СМИ (ОВЦОиСМИ), который возглавляет вышеупомянутый Владимир Легойда. У него есть два заместителя-молодца, на которых лежит основное бремя практической коммуникации. Один из них, Вахтанг Кипшидзе, недавно опубликовал политический донос на все еще популярного среди православных о. Андрея Кураева. Высокопоставленный чиновник РПЦ публично обвинил клирика своей же церкви в «политической борьбе против своей страны», подкидывании «дровишек в огонь конфликта», увеличении «количества жертв» и «разжигании войны». Все это в нынешних условиях уголовные статьи, а Кураев не собирается эмигрировать…
Александр Щипков. Фото: Википедия
Другой зампред ОВЦОиСМИ МП, Александр Щипков, в советские времена участвовавший в подпольном православном движении и даже исключенный за веру из института, соревнуется с крайними национал-шовинистами в стремлении радикализировать идеологию «Русского мира», которая лежит в основе империалистической агрессии. Щипков старается пользоваться как бы научным языком, но не идет дальше изложения тезисов из известных речей Путина. Признавая, что за окном война, он видит ее цель в «разрушении мобилизационных механизмов русского общества», главный из которых — «гражданская религия», выражающаяся в «памяти Победы 1945 года».
В то же время лозунг «Нет войне» Щипков называет «коммерческим пацифизмом» (это 15 лет лагерей — «коммерция»?!), который в условиях «спецоперации» является «предательством национальных интересов».
Сражаясь против ужасов «дерусификации», церковный чиновник выявляет «теологическую войну», которая состоит в «агрессивном отрицании Русского мира». Между прочим, восточные православные патриархи, которые планируют собраться на саммит в июле, включили в свою повестку анализ концепции «Русского мира» как лжеучения об особых харизме и статусе в православии одного отдельно взятого народа.
Валентин Лебедев. Фото: Википедия
На уровне «православной общественности» РПЦ картина приобретает совсем клинические черты. Пока чиновники патриархии борются с врагами внутри церкви, Союз православных граждан (СПГ), возглавляемый членом Межсоборного присутствия РПЦ Валентином Лебедевым, фиксирует зраду прямо в Кремле: «Секретарь Совета Безопасности Н.П. Патрушев и многие другие изменили свою позицию и заявили о желании немедленно прекратить СВО без достижения ее целей… Подрывная деятельность «друзей Европы», которые деморализовали Генштаб ВС России слухами о намерении политического руководства России не просто немедленно завершить СВО, но и вернуть нацистам часть освобождённых русских земель, должна быть тщательно расследована, и виновные — наказаны по всей строгости закона», — говорится в заявлении Союза от 16 июня.
Партнер СПГ — Ассоциация православных экспертов (АПЭ) — подвизается на поприще создания абсолютно альтернативной реальности. Заранее приносим извинения за дословное цитирование лексики этих благочестивых людей, возглавляемых ветераном православной экспертной службы Кириллом Фроловым, которого патриарх Кирилл наделил званием «исповедника веры». Вот, свежая сводка АПЭ: «Нацистско-бандеровские оккупанты публикуют списки для уничтожения верных пастырей Русской Церкви в Новороссии, верных Святейшему Патриарху Кириллу… Враг заметил и радуется, как скурвился Патрушев, который также оказался сторонником Макрона и похабного мира, а не освобождения Новороссии и Малороссии… Британская гомосексуальная истерика против Патриарха Кирилла является местью Патриарху за то, что он решился отставить системного и талантливого символа сохранения отношений с антихристовым Западом, похабного мира с «Зе-фюрером — в лице митрополита Илариона».
Примерно так теперь звучит голос РПЦ, и распознать в нем христианство практически невозможно. Верховная Рада Украины официально рекомендовала Совету национальной безопасности и обороны страны ввести санкции против патриарха Кирилла (Гундяев В.М., 20.11.1946 г.р.), митрополита Илариона (фамилия по отцу — Дашевский, 24.07.1966 г.р.), протоиерея Николая Балашова (13.12.1956 г.р.), митрополита Тихона (Шевкунов Г.А., 02.07.1958 г.р.), архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима (Волочков П.П., 02.02.1961 г.р.), протоиерея Артемия Владимирова (21.02.1961 г.р.), протоиерея Андрея Ткачева (30.12.1969 г.р.), профессора А.И. Осипова (31.03.1938 г.р.).