РецензииКультура

Тернии китайские, звезды американские

Вышла «Задача трех тел» — сериал на основе романа культового фантаста Лю Цысиня, созданный шоураннерами «Игры престолов». Рассказываем, каким получился новый флагманский проект Netflix

Тернии китайские, звезды американские

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: Ed Miller / Netflix

Сегодня китайской научной фантастикой зачитывается весь мир, однако еще в 1990-е этот ныне популярный жанр был практически не освоен в самой Поднебесной. Всё изменилось благодаря Ван Цзинькану, Хань Суню и Лю Цысиню — трем «генералам» китайской НФ, которые вывели национальный сай-фай из подполья. Наиболее успешным из них оказался Цысинь. В 2008 году он опубликовал роман «Задача трех тел», благодаря которому фантастика из Китая покорила уже весь «империалистический Запад» (не последнюю роль в этом сыграл и его переводчик — американский фантаст Кен Лю).

Одна из очевидных причин, почему произведение Цысиня так приглянулось иностранцам, — китайская экзотика. Почти все герои «Задачи трех тел» — уроженцы КНР, что позволяет взглянуть на знакомые сюжеты под неожиданным углом. Так, отправной точкой служит «культурная революция» — для многих явление не менее загадочное, чем вторжение пришельцев. Цысинь не только показывает, как воспринимали мир китайцы эпохи Мао Цзэдуна, но и описывает их быт. Еще один фактор повсеместного успеха книги — многожанровость: внутри можно обнаружить и шпионский триллер, и исторический эпик, и боевую / социальную фантастику о первом контакте. Наконец, многих подкупило то, что писатель опирается в первую очередь на реальные научные концепции. Будучи по образованию «технарем» — компьютерным инженером,

— Цысинь тщательно и с азартом обосновывает всю фантастику законами физики, ввиду чего роман порой начинает походить на учебник.

Но именно сухое и развернутое разжевывание всех гипотез, теорем и концепций позволило автору создать убедительный мир, поражающий своим масштабом (по мере развития сюжета пространство действия расширяется — и от истории Земли вскоре переходит к эволюции Вселенной). Неудивительно, что изголодавшийся по качественной «твердой» фантастике читатель принял «Задачу трех тел» на ура.

Два продолжения — «Темный лес» и «Вечная жизнь Земли» — образовали трилогию «Воспоминания о прошлом Земли» и закрепили за Цысинем статус одного из главных современных фантастов. Уже сейчас китайского писателя ставят в один ряд с Айзеком Азимовым (тоже любившим размашистый эпик, достаточно вспомнить цикл «Основание»), а его «неэкранизируемые» произведения, как водится, тут же принялись экранизировать по обе стороны земного шара. Первыми, понятное дело, за творчество Цысиня взялись сами китайцы. Еще в 2019 году на киноэкраны вышел блокбастер «Блуждающая Земля» по мотивам его одноименного рассказа, снятый и оформленный спецэффектами в голливудском стиле. После мощного кассового успеха фильма (при бюджете в $50 млн «Блуждающая Земля» собрала в мировом прокате более $700 млн) в Китае случился «бум» кинофантастики про бесстрашных покорителей космоса и битвы с пришельцами. И когда в 2020 году Netflix, заприметив тренд, купил права на экранизацию «Воспоминаний о прошлом Земли», китайские продюсеры решили сыграть на опережение. Уже в 2022 году на малых экранах вышел анимационный сериал, в основу которого лег второй роман трилогии, а в 2023 году свет увидела 30-серийная игровая адаптация первого тома. И если мультфильм не вызвал у фэндома особого интереса, то масштабный телесериал стал хитом. Небезосновательно полагая, что в западной версии смысл романов Цысиня исказят в угоду зрелищности, шоураннеры из Китая сохранили все основные события неизменными, а наиболее важные диалоги перенесли побуквенно. Ключевое же достоинство данной экранизации — размеренный темп, позволяющий с головой окунуться в происходящее. Однако без недостатков всё же не обошлось: CGI в некоторых сценах оставлял желать лучшего, а тему «культурной революции» осветили схематично (китайское правительство не любит вспоминать о кровавой бойне 1960-х).

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: MacCall Polay / Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: MacCall Polay / Netflix

Англоязычной адаптация вышла на Netflix только сейчас, весной 2024 года. Производство амбициозного проекта возглавил продюсерский альянс, включивший в себя компании Брэда Питта, Розамунд Пайк, Райана Джонсона и Эндрю Стэнтона. Адаптацией книг Цысиня тоже занимались лично Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс — шоураннеры легендарной «Игры престолов». По сей день многие проклинают дуэт за неоднозначный финал эпического фэнтези, забывая при том, что они же работали и над первыми сезонами. Проблемы с «Игрой престолов» начались у Бениоффа и Уайсса именно тогда, когда закончились романы Джорджа Мартина и додумывать историю (хоть и, говорят, по общим указаниям-спойлерам автора) пришлось самостоятельно. В случае с «Задачей трех тел» подобной напасти, кажется, удастся избежать:

Лю Цысинь дописал трилогию почти пятнадцать лет назад. Но ни о каком трепетном отношении к первоисточнику и на сей раз речь не идет.

В самом Китае вокруг сериала разразился скандал. Хотя Netflix и заблокирован в стране, пользователи соцсетей посмотрели картину, пользуясь VPN, и оставили миллионы комментариев. Некоторые из них обвиняли стриминговый сервис в том, что он выставляет Китай в негативном свете.

Поначалу сюжет удивительно точно следует букве романа. Место действия — Китай 1960-х, где вовсю свирепствуют хунвейбины. На городской площади в Пекине школьники второй час публично унижают преподавателей, обвиняя тех в распространении реакционных идей. Одна из бесчисленных жертв «культурной революции» — уважаемый учитель физики. Подростки обвиняют профессора в том, что тот рассказывал на уроках о теории относительности — открытии «продавшегося империалистам» Эйнштейна. Когда мужчина отказывается молить о пощаде, юные хунвейбинки насмерть забивают его красными цитатниками. Расправа происходит прямо на глазах у дочери физика, девушки по имени Е Вэньцзе. Поначалу дочь реакционера отправляют на перевоспитание трудом — валить лес где-то на отшибе страны, но однажды ее познания в астрофизике привлекают внимание военных. Чтобы реабилитироваться, Вэньцзе должна посвятить жизнь работе на секретном объекте, цель которого — установка связи с внеземными цивилизациями.

Здесь предыстория отображена куда подробнее, нежели в китайской. Однако основная сюжетная линия, события которой разворачиваются уже в современности, подверглась существенным правкам. Итак, в 2024 году по всему миру проносится волна самоубийств, совершенных выдающимися учеными: кто-то бросился в резервуар ускорителя частиц, кто-то вырвал себе глаза, а кто-то вовсе скопировал суицид Джин Тетлок, любовницы Оппенгеймера. Причин у происходящего по меньшей мере две. Во-первых, перед смертью все ученые начали видеть некий «обратный отсчет», который в конечном счете и свел их с ума. Во-вторых, результаты крупнейших научных экспериментов планеты ни с того ни с сего стали показывать абсолютную чушь, противоречащую доселе известным законам физики. Последняя жертва — сотрудница Оксфордского университета Вера Е, дочь той самой китаянки Вэньцзе. Расследованием всего этого безумия занимается бывший коп Да Ши, ныне работающий на секретную правительственную организацию.

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: Netflix

Как и предполагали китайцы, ради охвата максимальной аудитории Бениофф и Уайсс избрали местом действия Лондон и прибегли к вайтвошингу. В частности, центрального персонажа книги — нанотехнолога Вана Мяо — американцы «расщепили» сразу на нескольких новых героев, образовавших так называемую «оксфордскую пятерку». Физик-скептик Сол Дюранд, работавший под началом Веры Е, ищет последним событиям логическое объяснение. Глава частной корпорации Огги Салазар сама начинает видеть злосчастный отсчет и встречает таинственную незнакомку, требующую свернуть проект по созданию нановолокна. Ее подруга Дзинь Чэн обнаруживает VR-шлем для игры в «Три тела», как-то связанный с самоубийствами. Зажиточный нерд Джек Руни также присоединяется к этой онлайн-игре, кажется, опережающий все известные человечеству технологии на сотню лет. Наконец, несостоявшийся ученый Уилл Даунинг, ныне преподающий в лондонском вузе, узнает о своей неизлечимой болезни. Будучи любимыми учениками покойной Веры Е, они сообща пытаются разобраться в хаосе, охватившем научный мир.

Хардкорные фанаты книги остались не в восторге от тотальной интернационализации сюжета, но ждать чего-то иного от Netflix было немного странно. Как минимум по той причине, что стриминг не работает на территории Китая, а значит — это тот редкий случай, когда ориентироваться на китайский рынок американцам нет смысла.

Замена несчастного Вана на пятерых европейцев требовалась не только для расового и гендерного многообразия, но и для наполнения кадра живыми персонажами, коих в книге, прямо скажем, недоставало.

Беда в том, что и характеры всех нововведенных героев — набор штампов. В книге человеческие эмоции были упразднены в пользу науки, здесь же мелодраматические клише камня на камне не оставили от теоретической физики. Ситуацию спасает лишь Бенедикт Вонг в роли нуарного сыщика — чтобы украсить шоу, фактурному актеру достаточно молча наблюдать за физиками из автомобиля, щелкая семечки под завывания Тома Йорка. Также нельзя не отметить образ Е Вэньцзе в исполнении Розалинд Чао и Цэн Цзинэ, сыгравшей героиню в молодости. Как и в книге, история жизни женщины-астрофизика из Китая — лучшее, что есть во всём первом сезоне.

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел». Фото: Netflix

Главная же проблема новой «Задачи трех тел» — бешеный ритм повествования. Аутентичную китайскую экранизацию ругали за неспешность. В американской, напротив, события развиваются настолько стремительно, что зритель толком не успевает обдумать увиденное. Бениофф и Уайсс упростили наукоцентричный роман до набора эффектных шоустопперов, непрерывно сменяющих друг друга. И да, визуальная часть американской версии действительно впечатляет, а всё, что касается погружения героев в виртуальную реальность игры «Три тела», — выше всяческих похвал. Да только изначальный посыл за всем этим пластом спецэффектов, к сожалению, совершенно теряется. Сериал Netflix вычищен и от философствований о будущем планеты, и от экзистенциального ужаса перед незримым врагом, сражаться с которым предстоит будущим поколениям. На выходе получилась пустышка в яркой обертке, конспирологический триллер об очередном вторжении злобных пришельцев, который благополучно забывается спустя час-полтора.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.