РецензияКультура

Ошибка выжившего

Второй сезон «Игры в кальмара» снова бьет рекорды просмотров на Netflix. Но выглядит он только прологом к будущему финалу

Ошибка выжившего

Ли Джондже в сериале «Игра в кальмара». Фото: No Ju-han / Netflix

В последних числах декабря вышел второй сезон самого успешного сериала Netflix «Игра в кальмара», где повторилось всё, как встарь: 456 участников, призовой фонд — 456 миллиардов вон или 30 млн евро, на кону — жизни игроков, а за проигрыш охранники с розовых костюмах расстреливают из автоматов. За первые 11 дней сериал набрал более 126 млн просмотров: быстрее, чем любой другой сериал платформы. Пока зрители остаются в ожидании третьего — и финального — сезона, который обещают выпустить уже в этом году, критики обсуждают «средний». Поклонница первого сезона Ирина Карпова посмотрела продолжение корейского сериала и рассказывает, почему он оказался не столь вдохновляющим.

Во втором сезоне семь серий — меньше, чем в первом, и у этого есть причина. Сюжетные линии в «Кальмаре 2» не раскручиваются до самого конца и финал остаётся не просто открытым: он — буквально дверь в первую серию третьего и заключительного сезона, который уже снят и должен выйти в этом году.

Иными словами, второй сезон — это ровно половина продолжения истории 456-го игрока, Сона Ки Хуна (Ли Джондже). В нём есть все ингредиенты, знакомые зрителям по первому сезону: психологизм, напряжение, массовые расстрелы под веселую детскую музыку, юмор и критика капитализма. Но развязки, даже промежуточной, нет. Из-за этого обстоятельства трудно оценивать второй сезон как отдельное произведение.

Он вводит новых героев и новую интригу, но ведет себя как осторожный игрок в титульной игре «Тише едешь, дальше будешь» — повторяет движения впереди идущего первого сезона.

Для тех, кто по какой-то причине еще не добрался до него, короткая справка. Суть «Игры в кальмара» такова: игрокам необходимо пройти через серию из шести игр — простых детских игр на время; проигравшие выбывают (не просто из игры, но и из жизни — однако это условие в контракте написано мелким шрифтом), жизнь каждого выбывшего оценивается в сто миллионов вон, которые прибавляются к призовому фонду, оставшиеся в игре в конце поделят выигрыш.

Победив в игре в финале первого сезона и получив весь призовой фонд, Сон Ки Хун выходит на тропу войны с организаторами кровавой игры. Вместе с группой помощников он разыскивает их, и поиски продолжаются уже несколько лет, но безрезультатно. Другой знакомый зрителям герой — Хван Чун Хо (Ви Хаджун), полицейский, которому удалось проникнуть внутрь игрового бункера, и кого в финале застрелил злодей-организатор, ведущий игры (Ли Бёнхон), — выжил, вернулся на работу, а в свободное время бороздит на рыбацкой шхуне Желтое море, чтобы отыскать тот самый пресловутый остров. Уже во второй серии пути Ки Хуна и Чун Хо пересекутся, и они объединят свои силы для достижения цели, но их ждет сюрприз: организаторы сами выйдут на Сона Ки Хуна и предложат ему присоединиться к новому туру игры. Так Сон Ки Хун вновь станет игроком под номером 456.

Фото: No Ju-han / Netflix

Фото: No Ju-han / Netflix

С этого момент сериал встанет на знакомые рельсы. Начинается игра на выбывание с шокового коридора «Тише едешь — дальше будешь», где гигантская кукла засекает малейшие движения игроков, чтобы произвести выстрел в голову или грудную клетку. Попытки Сона Ки Хуна вмешаться в ход игры и спасти людей малорезультативны. Хуже того: когда Ки Хун раскрывает свое присутствие, правила меняются — и зрителей наконец ждет набор новых смертельных игр. Жестоко? Да, невероятно жестоко, но при этом очень увлекательно: наблюдать, как герои под дулом автомата справляются с их решением.

К хорошему (пусть и не новому) в сериале:

психологические дилеммы, проработка новых характеров и появление новых героев отлично сделаны и сыграны, здесь команда режиссера и шоураннера сериала Хвана Дон Хёка по-прежнему на высоте.

Новому времени — новые герои, и среди них весьма предсказуемо появляются рэпер (Чхве Сын Хён), обанкротившийся криптовалютчик и ютубер (Лим Сиван), его беременная экс-герлфренд (Чо Ю-ри), шаманка-астрологиня (Чхе Кук Хи), трансгендерная женщина, в прошлом — сержант спецназа (Пак Сон Хун) и пара характерных персонажей вне времени, такие как алчный чиновник с кредитным долгом в десять млрд вон (Сон Ён Чхан) или добродетельная старушка-мать со своеобразным чувством юмора (Кана Э Сим) и ее слабовольный и оттого погрязший в долгах, но добродушный сын (Ян Дон Гын). Всех их ждет испытание выбором между личной выгодой, инстинктом самосохранения и совестью.

Лим Сиван в сериале «Игра в кальмара». Фото: No Ju-han / Netflix

Лим Сиван в сериале «Игра в кальмара». Фото: No Ju-han / Netflix

В первом сезоне истории охранников в фехтовальных масках остались за бортом сюжета, во втором это исправлено: одной из героинь стала снайперша из Северной Кореи (Пак Гю Ён). Организатор и ведущий игры (тот самый, что стрелял в полицейского в финале первого сезона) смешается с толпой игроков, чтобы втереться в доверие к Сону Ки Хуну и контролировать его действия.

Феноменальный успех «Игры в кальмара» продемонстрировал, что не только Голливуд, англоязычные фильмы и сериалы могут заинтересовать и увлечь аудиторию огромного масштаба. Ключ к успеху — мастерский сторителлинг. Добавьте сюда кровавый размах, свойственный корейскому кино («Олдбой», «Паразиты») и сказочно-сюрреалистический сеттинг в ярко-розовом лабиринте, будто придуманном искусственным интеллектом, который скрестил лестницы Эшера и детскую раскраску. «Игра в кальмара» похожа на вкусную конфетку в очень красивой обертке, которая взрывается во рту неожиданным вкусом. Для героев — это ржавый привкус крови, для зрителей — шока, еще раз шока (если, конечно, вы не постоянный зритель дорам) и волнующего интереса: чем же оно всё закончится.

Во втором сезоне есть еще одно новшество: после каждого тура игры герои могут проголосовать за ее прекращение и забрать уже имеющийся призовой фонд.

Это, пожалуй, самое горькое и злободневное, что есть в сериале: демократия в действии, лучшая из всех ужасных форм управления, согласно Уинстону Черчиллю.

Если первый сезон был построен на архетипах: на противостоянии умного, но алчного брата (дошедший до финала игрок номер 218) и доброго и простодушного, который выходит победителем вопреки всему (разумеется, наш главный герой Сон Ги Хун), то второй сезон показывает, как трудно настраивать коммуникацию между людьми, как легко ими манипулировать и как сложно объединиться даже перед лицом общего врага, даже если у вас есть лидер, ведущий вперед.

Осталось дождаться третьего сезона: пока у «Игры в кальмара» еще есть потенциал стать сильным и законченным высказыванием. Но есть и вероятность, что он лопнет, как стеклянная свинья-копилка с миллиардами вон, под грузом неоправданных ожиданий.

Фото: No Ju-han / Netflix

Фото: No Ju-han / Netflix

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.