КомментарийОбщество

Прощайте, пещеры!

Украинское государство завершает вытеснение «московской церкви» из Киево-Печерской лавры

Прощайте, пещеры!
Киево-Печерская лавра. Фото: ЕРА

Украинский Национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» официально предупредил 10 марта одноименный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) о том, что 29-го числа прекратит свое действие договор с монастырем о безвозмездном пользовании объектами на территории Нижней лавры. Как мы уже писали, с 1 января УПЦ МП утратила возможность пользоваться двумя храмами на территории Верхней лавры, где, собственно, и базируется Национальный заповедник. Нижняя же лавра, выросшая над Ближними и Дальними пещерами, в которых в XI–XIII вв. подвизались первые киевские преподобные, находится в распоряжении монахов еще с конца 1980-х гг., со времени празднования 1000-летия Крещения Киевской Руси. В течение двух последних месяцев на территории Нижней лавры работала межведомственная комиссия, которая выявила многочисленные нарушения, допущенные УПЦ МП при использовании переданного ей как бы «напрокат» имущества. Был незаконно перестроен ряд древних памятников, без согласования с государством появилась масса новых построек, часть имущества исчезла, а часть, как это водится в монастырях Московской патриархии, использовалась в чисто коммерческих целях.

Работа комиссии и вполне предсказуемый вывод, к которому она пришла, базируются на указе президента Украины «О решениях Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 декабря 2022 года «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине…»» и на вытекающем из него постановлении Кабинета министров Украины от 23 декабря. На эти документы прямо ссылается руководитель Национального заповедника Александр Рудник в своем предупреждении главному монастырю УПЦ МП. А решения Совета и, соответственно, указ президента стали реакцией на открытую манифестацию «русского мира», состоявшуюся в одном из храмов лавры. Там исполнили песню о «пробуждении матушки-России», укрепив репутацию лавры как форпоста «русского мира» в Украине, что в условиях полномасштабных военных действий выглядит уже как полновесная диверсия. Интересно, что текст предупреждения, провисевший несколько часов на официальном сайте лавры, был затем удален.

Киево-Печерская лавра — не просто выдающийся памятник 1000-летней духовной культуры Украины; она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, ни полностью, ни по частям лавра в собственность УПЦ МП не передавалась, церковь была лишь пользователем лаврских памятников.

Вопреки закону Украины и на фоне визита в Киев патриарха Кирилла (Гундяева) (оказавшегося последним в истории), пророссийское правительство Николая Азарова в 2013 году подписало с УПЦ МП договор о бессрочном пользовании Нижней лаврой. Однако даже этот договор (п. 8.1) предусматривает возможность прекращения пользования, если монастырь нарушит свои обязательства. Эти нарушения были очевидны уже на момент подписания договора: скандально известный в Украине наместник лавры митрополит Павел (Лебидь) по кличке Паша-Мерседес прекратил свободный доступ на половину территории, выстроил на живописном склоне Днепра свой особняк, понаставил уродливых киосков и открыл в монастыре целую сеть гостиниц, ресторанов, кафе и магазинов. Но украинским властям вряд ли бы хватило политической воли «изгнать торговцев из храма», если бы не решение Путина от 24 февраля 2022 года. Война всё расставила по местам.

Национальный заповедник предложил монастырю представить до 14 марта своих членов комиссии по приему-передаче государственного имущества лавры. Но, по словам министра культуры Украины Александра Ткаченко, уже 11 марта заработали созданные заповедником рабочие группы по инвентаризации имущества монастыря и экспертизе технического состояния его зданий и сооружений.

На словах реакция руководства УПЦ МП звучит очень жестко. Председатель Информационно-просветительского отдела этой церкви митрополит Климент (Вечеря) заявил, что предложения Национального заповедника «ничего общего с законодательством Украины не имеют». Иерарх пообещал, что УПЦ МП выселяться из Нижней лавры не будет, а ценности, созданные монастырем (за всю 1000-летнюю историю?), украинскому государству не принадлежат. Он обвинил власть в том, что та «только разрушала все предыдущие годы» лавру, а «теперь хочет отобрать».

На практике же ситуация не столь однозначна.

Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский) пытался в течение всего года войны вести хитрую игру с правительством Зеленского, риторически дистанцируясь от Московской патриархии, но «на всякий случай» не разрывая с ней до конца.

Проявлением этой игры стал, в частности, отказ от публикации новой редакции устава церкви, принятой на соборе в конце мая. В этой афере Онуфрию подыграло бывшее руководство Госслужбы Украины по делам религий, тянувшее с регистрацией изменений в устав. Так же любыми способами затягивались переговоры об объединении УПЦ МП с автокефальной Православной церковью Украины (ПЦУ), которая отошла от Московской патриархии еще несколько десятилетий назад и недавно получила признание мирового православия в лице Константинопольского (Вселенского) патриархата (из-за чего Московский патриархат разорвал с ним общение. Когда лукавство Онуфрия, строившего себе за спиной украинских властей запасной аэродром на случай захвата Путиным Киева, вскрылось, Владимир Зеленский радикально пересмотрел свое отношение к УПЦ МП. Вместо прежней тактики «равноудаленности» власти стали демонстрировать недоверие «московской церкви» и сблизились с ПЦУ. Госслужбу по делам религий возглавил бескомпромиссный по отношению к Московской патриархии ученый-религиовед Виктор Еленский. В общем, митрополит Онуфрий перехитрил сам себя — и проиграл. Привычка сидеть на двух стульях, столь успешная для него в мирное время, в военное время потерпела фиаско.

Кстати, митрополит Онуфрий уже давно предусмотрительно покинул лавру, куда приезжает только на протокольные мероприятия и особо торжественные службы. Его фактической резиденцией является расположенный далеко от центра города (то есть от «центров принятия решений») монастырь Феофания, где и проходил собор УПЦ МП в мае прошлого года. В условиях фактического бегства предстоятеля из лавры среди ее братии происходят брожения — патриотически настроенная часть монахов думает о переходе в ПЦУ. Если таких монахов наберется много, то процесс передачи имущества от УПЦ МП ПЦУ (через Национальный заповедник) будет относительно безболезненным. А если не наберется, то начнется изматывающий судебный процесс, сопровождающийся силовыми стычками, исход которых будет напрямую связан с развитием событий на линии фронта. Впрочем, кажется, что иллюзий относительно взятия Киева Москвой сейчас нет ни у кого даже в УПЦ МП.

P.S.

Пока руководство УПЦ МП готовится чуть ли ни к осадному положению и призывает своих сторонников съезжаться в Киев, в конфликт напрямую включился патриарх Кирилл (Гундяев). Вечером 11 марта он направил папе Римскому, некоторым другим религиозным лидерам и в ООН послание с призывом не допустить «изгнания» монахов из Киево-Печерской лавры. В нынешней ситуации трудно точно сказать, поможет ли чем-то такое «заступничество» остаткам Московского патриархата в Украине, и так находящимся в очень непростом положении. Но вот умелая реакция папы Франциска на просьбу своего Московского визави существенно усилит роль Святого престола «на украинском треке». 

Понтифик неоднократно заявлял о своем намерении посетить Москву и Киев с миротворческой миссией и недавно выдвинул свой «мирный план». РПЦ многие годы упорно сопротивлялась папскому визиту в Россию, но теперь, если сам Московский патриарх просит папу о помощи, то сопротивляться его «включению в процесс» будет затруднительно. Как раз накануне этих событий губернатор Приморского края РФ неожиданно сообщил, что ждет Франциска с визитом…

Как рассказал «Новой. Европе» глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов, состоящий в переписке с папой Франциском, понтифик уже ознакомился с посланием патриарха Кирилла и согласился «быть посредником в имущественных вопросах между УПЦ и другими христианскими общинами»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.