СюжетыПолитика

Николя-угодник

Зачем бывший французский президент Саркози называет иллюзорными планы Украины вернуть свои территории и призывает вести переговоры с Кремлем

Николя-угодник

Николя Саркози. Фото: EPA-EFE/J.J. Guillen

Поражение на президентских выборах во время попытки переизбраться на второй срок, сразу несколько открытых судебных процессов, пророссийские заявления в СМИ, в том числе после начала войны в Украине, — нет, это не заголовки новостей о Дональде Трампе, это события последних десяти лет политической карьеры бывшего президента Франции Николя Саркози.

В недавнем нашумевшем интервью Le Figaro Magazine, приуроченном к выходу очередного, уже шестого тома его сочинений после отставки, Саркози призвал искать компромисс и продолжать переговоры с Владимиром Путиным, а также предостерег Европу от принятия Украины в ЕС и НАТО.

Почему эти заявления Саркози были сделаны именно сейчас и чем в своих позициях по отношению к Москве бывший французский президент напоминает других пророссийских европейских лидеров, специально для «Новой-Европа» разбирался политический обозреватель из Франции Сергей Михайлов.

Бывшие главы государств после ухода с политической сцены часто начинают писать книги. Публикация собственных мемуаров становится для них самым простым способом напомнить публике о себе, порассуждать о текущих событиях в статусе влиятельного эксперта и немного заработать. Жанр «отставной мемуаристики» освоили буквально все французские президенты, за исключением разве что Валери Жискар д’Эстена, возглавлявшего Пятую Республику в 1974–1981 годах.

После поражения на выборах в 2012 году один из наиболее известных в России французских президентов Николя Саркози выпустил уже пять томов своих воспоминаний и размышлений, и только что был издан шестой под названием Le temps des combats, или «Время сражений». В связи с появлением новой книги Саркози дал большое интервью Le Figaro Magazine, в котором говорил не столько о времени своего президентства, сколько о событиях сегодняшнего дня.

«Российский агент влияния»

В СМИ широко разошлись выдержки из этого интервью, в которых Саркози вопреки мейнстриму, принятому в западных странах, комментирует последние события в России и Украине.

Несмотря на то что бывший президент признает незаконной аннексию Крыма в 2014 году, в интервью он в то же время предпочел напомнить, что «эта территория была российской до 1954 года», шансы вернуть ее у Киева иллюзорные, а судьба «спорных территорий» должна решаться на референдумах под международным контролем. Саркози также предостерегает Европу и от принятия Украины в ЕС и НАТО, считая, что она должна остаться «звеном между Западом и Востоком».

Кроме того, Саркози, ссылаясь на свой опыт отношений с Владимиром Путиным, считает, что переговоры с Кремлем нужно продолжать. «Мне говорят, что это уже не тот человек, которого я знал, но я в этом не убежден», — комментировал Саркози, упрекая при этом Макрона за то, что тот оставил попытки диалога с Путиным. Правда, и весь ЕС удостоился критики от бывшего французского президента: Саркози считает, что в поиске выхода из российско-украинского конфликта «европейские интересы не совпадают с американскими».

На протяжении всего интервью складывается ощущение, что

Саркози предпочитает избегать упоминания того, кто именно начал войну в Украине, а также игнорирует в своей картине мира факты военных преступлений российской армии,

совершенных против мирных жителей Украины.

Реакция на выступление Саркози была во Франции критической. Резче всех выступил депутат от партии «Европа. Экология. Зеленые» (EELV) Жюльен Байу, назвав слова бывшего президента «шокирующими», которые он «не должен был говорить». По мнению Байу, отныне Саркози следует рассматривать как «российского агента влияния», в том числе из-за сомнительных связей бывшего президента с российской страховой компанией «РЕСО-Гарантия». Французская финансовая прокуратура начала расследовать это дело в 2021 году, подозревая, что Саркози под прикрытием якобы контракта на консультации на сумму 3 млн евро занимался так называемой «торговлей влиянием» и лоббировал во Франции интересы российских олигархов.

Часть французских СМИ считает сомнительными и другие эпизоды политической карьеры Саркози времен его президентства.

Обеденный советник

Николя Саркози победил на президентских выборах в 2007 году, прежде всего благодаря своей харизме и энергичному стилю общения. В тот период французский избиратель ожидал от политических элит обновления, и достаточно молодой напористый кандидат от правых сил смог убедить электорат, что именно он способен уверенно повести Францию в глобальный и быстро меняющийся мир XXI века.

Однако изначально многообещающая президентская карьера Саркози закончилась стремительно: на следующих выборах в 2012 году он проиграл менее харизматичному кандидату от социалистов Франсуа Олланду. Фактически Саркози никогда не смог оправиться от этого поражения, хотя отчаянно пытался вернуться на политическую сцену. В последующие годы Саркози проигрывал всё подряд, включая праймериз собственной партии, что говорило о сильном отторжении бывшего президента даже среди своего ядерного электората.

Саркози попытался найти новый имидж в качестве «человека из прошлого», сохранившего какое-то влияние и что-то советующего Макрону за обедом. Тем не менее малая часть французов относится к Саркози с ностальгической симпатией, образуя вокруг него своеобразный «книжный клуб» любителей мемуаров бывшего президента.

Под следствием

Весомый вклад в крах политической карьеры Саркози внесли сразу несколько судебных процессов. Одно из дел — так называемое «дело Бисмута», в котором Саркози обвинялся в попытке влияния на судью, — уже дошло до обвинительного приговора не только в первой, но и в апелляционной инстанции. Один год тюремного заключения и два года условно, которые были присуждены Саркози, согласно французской правоприменительной практике, преобразуются в более щадящий режим, позволяющий жить дома, но носить электронный браслет и соблюдать другие ограничения.

На очереди находятся еще два дела против бывшего президента. Во-первых, история о поддельных счетах при финансировании избирательной кампании 2012 года и, во-вторых, так называемые «ливийские деньги», которые якобы передавались Саркози диктатором Муаммаром Каддафи в счет их особых взаимоотношений. Трудно прогнозировать. чем закончится работа неспешной французской юстиции, но обвинительный приговор по этому делу вполне возможен.

Наличие такого большого списка претензий со стороны правоохранительных органов ставит Саркози рядом с его бывшими коллегами, немецким канцлером Герхардом Шредером, итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони, а также предыдущим американским президентом Дональдом Трампом. В адрес всех троих часто слышны обвинения в их «особых отношениях» с Россией.

Отец французских «путинферштееров»

Сам Саркози оценивает свой опыт президентства, разумеется, как очень успешный. В последнем интервью он ставит себе в заслугу, что во время пятидневной войны между Россией и Грузией в 2008 году буквально лично «остановил российские танки в 25 километрах от Тбилиси». Это достижение, по словам Саркози, стало возможным, потому что «мы хорошо знали красные линии Путина». Вероятно, именно это знание позднее привело к тому, что Франция и Германия не дали однозначного сигнала Грузии и Украине об их перспективах членства в НАТО на форуме 2008 года.

Президентство Саркози, действительно, выглядит как медовый месяц в отношениях Франции и России. Не имея такой зависимости от поставок газа, как Германия, Париж искал другие направления деловых связей

и активно стимулировал инвестиции французских компаний в Россию, не останавливаясь даже перед проектами военного сотрудничества. В 2011 году был подписан контракт на поставку Францией России двух вертолетоносцев «Мистраль», аннулированный следующим президентом Олландом в 2015 году из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе.

При этом окружение Саркози в значительной степени одобряло пророссийскую линию, включая премьер-министра Франсуа Фийона и руководство президентской партии «Союз за народное движение», позднее переименованной в «Республиканцев». В 2015 году делегация именно от этой партии, возглавляемая депутатом и бывшим министром Тьерри Мариани, посетила аннексированный Крым, повторяя во время визита знакомые тезисы об исторической справедливости и необходимости учитывать интересы России.

Еще позднее Мариани перейдет в партию Марин Ле Пен, что можно будет считать закономерным продолжением его политической эволюции. Но этот эпизод также и подчеркивает то, как под крылом президента Саркози набрала силу группа французских «путинферштееров», и сегодня продолжающих политическую деятельность и неформальные встречи с бывшим патроном.

Фол последней надежды

Сегодня у Николя Саркози достаточно непростой этап в жизни. Последний обвинительный приговор и вынужденное ношение электронного браслета он воспринял крайне болезненно. Нельзя исключить, что итогом следующих более серьезных судебных разбирательств может стать и тюремное заключение.

На этом фоне пророссийская риторика Саркози в последнем интервью выглядит еще более рискованной. Бывший французский президент играет с огнем, раздражая и большую часть французской прессы, и политический истеблишмент, и французских избирателей.

Однако, вероятно, именно неизжитая склонность Саркози к авантюризму в политике подтолкнула его занять не самую популярную сегодня на Западе позицию по войне в Украине и тем самым искать поддержку у Кремля. Не исключено, что Саркози в самом крайнем случае действительно надеется получить от Москвы какую-то помощь если не деньгами, то хотя бы временным пристанищем.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.