СюжетыПолитика

Битва двух генералов

В Судане конфликт двух силовиков перерастает в гражданскую войну

Битва двух генералов

Дым в Хартуме, столице Судана, после столкновений, вспыхнувших 15 апреля 2023 года между Суданскими вооруженными силами и военизированными силами оперативной поддержки (RSF). Фото: Omer Erdem/Anadolu Agency via Getty Images

Армия против бывшего ополчения

В Судане продолжается кровопролитие. За время вспыхнувшего в субботу 15 апреля конфликта между армией Судана и Силами быстрой поддержки (RSF) уже погибло более сотни участников с обеих сторон. Боестолкновения ведутся с использованием тяжелой артиллерии, танков и авиации.

СМИ сообщали, что армия Судана нанесла авиаудары по штабу спецназа RSF в столице государства Хартуме. Звуки боев слышны в районе штаб-квартиры суданской армии и министерства обороны, а также президентского дворца в центре Хартума и аэропортов в разных городах страны. В RSF заявили, что силы армии Судана вошли на одну из баз спецназа в Хартуме и обстреляли ее из различных видов вооружения. Представители армии Судана утверждают, что RSF совершили нападение на несколько армейских лагерей. После этого армия «начала широкомасштабную атаку с использованием всех видов тяжелого и легкого оружия». Столкновения также происходят в ряде других городов, в том числе в столице провинции Южный Дарфур городе Ньяла, втором по численности населения в стране.

Абдель Фаттах аль-Бурхан. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY 4.0

Абдель Фаттах аль-Бурхан. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0

По данным местного объединения врачей, в ходе боев погибли 97 человек, еще 942 человека получили ранения. Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что число убитых составило не менее 83, еще более 1000 человек ранены.

Суданской армией руководит генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, фактически являющийся главой страны. Силами быстрой поддержки командует заместитель аль-Бурхана Мохамед Хамдан Дагало. Власть эти силовики получили после переворота 2021 года, во время которого отстранили правительство руководивших с ними гражданских лидеров. В 2019 году военные низложили авторитарного президента Омара Башира, возглавлявшего страну около 30 лет.

Бывший президент Судана Омар Хассан аль-Башир во время слушания приговора по обвинению в коррупции в суде в Хартуме, Судан, 14 декабря 2019 г. Фото: REUTERS/Mohamed Nureldin Abdallah

Бывший президент Судана Омар Хассан аль-Башир во время слушания приговора по обвинению в коррупции в суде в Хартуме, Судан, 14 декабря 2019 г. Фото: REUTERS/Mohamed Nureldin Abdallah

RSF были созданы в 2013 году на платформе ополчения «Джанджавид». Эти формирования подозреваются в варварских методах борьбы с повстанцами в Дарфуре. В ходе начавшегося в 2003 году противостояния погибло около 300 тысяч человек, а миллионы стали беженцами. На основе этих подразделений генерал-лейтенант Дагало сформировал силы RSF, участвовавшие в конфликтах в Йемене и Ливии и контролирующие некоторые золотые прииски Судана. Бойцов RSF обвиняют в нарушениях прав человека, в том числе в массовом убийстве более 120 демонстрантов в июне 2019 года.

«Раз вооруженные силы одной страны воюют между собой, мы должны называть происходящее гражданской войной, — рассказывает «Новой-Европа» профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. —

Мирное население в конфликте не участвует. Ведь противостояние вызвано чуждыми для обычных людей интересами.

Ребром встал вопрос интеграции Сил быстрой поддержки RSF в структуру армии. Причем военные настаивали на ускоренной процедуре и предлагали уложиться в два года, а RSF планировали завершить процесс на своих условиях и за 10 лет.

Мухаммед Хамдан Дагало. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY 4.0

Мухаммед Хамдан Дагало. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0

Одним из камней преткновения стал вопрос пересмотра чинов и званий подчиненных Дагало в ходе этого присоединения».

При этом наш собеседник называет шансы на победу RSF незначительными. По его данным, в плане численности и наличия вооружения армия имеет значительное преимущество. Однако многое будет зависеть от мотивации и решимости бойцов обеих сторон. «Сейчас мы наблюдаем явление, называемое «туманом войны», — объясняет эксперт. — Предсказать радикальный успех одной из сторон пока сложно. Надо учитывать, что у военных, в отличии от RSF, есть авиация и они ее активно используют. Поэтому бои ведутся за контроль над авиабазами и аэропортами. Наземное тяжелое вооружение есть у обеих сторон».

Одиозная фигура

Григорий Голосов убежден, что в случае захвата власти Дагало ему придется решать множество спорных вопросов с мирным населением. Ведь, по словам эксперта, кандидатура этого генерала во главе государства устоит лишь его прямых подчиненных. «Дагало — совершенно одиозная фигура, — заявляет профессор. — Его обвиняют в жестоком подавлении протестов, убийствах и других преступлениях. Впрочем, руки по локоть в крови у обоих противоборствующих генералов. Командир RSF при этом весьма скромного происхождения. Его семья родом из Чада, а

у самого Дагало нет даже формального образования; когда-то он торговал верблюдами. Сегодня этот генерал не находит общего языка ни с кем из представителей суданских правящих кругов.

Он был ставленником бывшего диктатора Башира, свержению которого Дагало не стал препятствовать во время переворота».

Наш собеседник считает, что Дагало сегодня пытается выиграть для себя максимально выгодные условия. Судя по всему, бои будут продолжаться до момента, пока обе стороны не поймут, что окончательной быстрой победы им не достичь. В зависимости от успехов на поле боя одна из сторон сможет диктовать второй свои условия. Если выиграет аль-Бурхан, то он, по словам Григория Голосова, вовсе лишит RSF какого-либо политического влияния.

База ВМФ РФ. Фото: скрин  видео

База ВМФ РФ. Фото: скрин видео

Российская база

В марте 2022 года стало известно о планах суданского руководства возобновить приостановленное в 2020 году соглашение, по которому Москва может получить в аренду на 25 лет военно-морскую базу в Порт-Судане на Красном море.

В марте текущего года после визита Сергея Лаврова власти Судана одобрили строительство российской базы ВМФ.

На ней должны разместиться около 300 военных и четыре корабля. В обмен Москва будет снабжать Хартум оружием и военной техникой.

По словам Григория Голосова, у Москвы сегодня хорошие отношения как с генералом Абделем Фаттахом аль-Бурханом, так и с Мохамедом Хамданом Дагало. Поэтому выигрыш одной из сил сегодня ничем Кремлю не угрожает. Однако в случае победы армейского руководства оно должно будет выполнить свои обязательства, провести выборы и передать власть гражданским лицам. И какие будут отношения между новым правительством и властями РФ — только время покажет.

СМИ сообщали о том, что RSF сотрудничает с российской «ЧВК Вагнера» и занимается совместной с наемниками добычей полезных ископаемых, в частности, золота. Эксперт Григорий Голосов не располагает проверенной информацией о присутствии в суданском регионе российских ЧВК. Однако он вспоминает, что Россия направляла в Судан военных советников и политтехнологов. А о том, что режим Башира поддерживали российские ЧВК несколько лет назад сообщали СМИ.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.