КомментарийОбщество

Как попасть под «госизмену»

Памятка «Новой-Европа» и адвоката Ивана Павлова

Как попасть под «госизмену»

Фото: ЕРА

На второй год войны российские силовики поставили дела о госизмене на поток. Каждую неделю в городах России людей задерживают и отправляют в СИЗО по 275-й статье: кого-то — по подозрению в перечислении донатов украинской армии, кого-то — в намерении отправиться воевать на стороне Украины, третьих — за шпионаж, четвертых — за обсуждение российской армии на международных форумах. Такой массовости 275-я статья за всю свою историю еще не носила. Если верить рапортам ФСБ, россияне стали изменять родине на каждом шагу. И эта логика силовиков ломает все шаблоны российской пропаганды и прогосударственых опросов ВЦИОМ о «всеобщей поддержке россиянами СВО».

«Новая газета Европа» решила написать памятку — что нужно сказать или сделать, чтобы тебя обвинили в госизмене. Помог нам в ее составлении адвокат Иван Павлов. Он вместе с коллегами сначала в рамках «Команды 29», а сейчас в рамках проекта «Первый отдел», занимается защитой фигурантов дел о госизмене и шпионаже. Властями России сам Павлов, многие его коллеги и «Команда 29» признаны иностранными агентами.

1. Донатить ВСУ и в украинские фонды 

Уже через неделю после начала войны, в конце февраля 2022 года, российская Генпрокуратура пригрозила россиянам, осудившим СВО, что финансирование врага — это преступление, предусмотренное статьей 275.

На сегодняшний день известно как минимум о двух уголовных делах за донаты. И оба дела возбуждены против женщин. Первое — в Москве, второе — в Хабаровске. Детали уголовных дел неизвестны, материалы как всегда засекречены.

Комментирует Иван Павлов: «В начале войны многие россияне бросились перечислять гранты в украинские фонды. Тогда Генпрокуратура, узнав про это, написала грозный релиз-предупреждение о том, что такие действия подпадают под признаки госизмены. Генпрокуратура пообещала по каждому факту перевода провести проверку. Мы с коллегами сразу подумали: «Господи, ведь таких переводов много. Тысячи, а может десятки тысяч… Это ж сколько человек надо привлечь к уголовной ответственности по статье госизмена?»

И мне кажется, власти тогда сами ужаснулись и быстро переобулись. Чтобы выйти из положения, они решили не возбуждать уголовные дела, а задействовать меры профилактического характера — гражданам стали выносить так называемые официальные предостережения. Это ни к чему не обязывающий документ. Его смысл: просто так погрозить пальчиком, сказать гражданину, который сделал донат в украинский фонд, что им, гражданином, созданы условия для совершения преступления. То есть намекнуть, что человек приблизился к красной черте, за которой его действия могут быть квалифицированы как преступление. Хотя, в общем то, перевод уже сделан. Законченный состав преступления. Но в начале войны политически нецелесообразно было плодить так много дел о госизмене. Это показывало бы уровень поддержки населения в адрес Украины. Поэтому такие предостережения выносили для пущей важности, чтобы народ услышал сигнал: «ай яй яй». По российскому телевидению транслировали кадры, как в какую-то московскую квартиру врываются силовики в сопровождении отряда спецназа и под камеру зачитывают бедному москвичу, который только проснулся, это предостережение, вручают в руки и уходят. Это распространяли не только пропагандистские, но и независимые СМИ. Картинка сделала свое дело: переводов из России стало на порядок меньше, единичные случаи. В итоге ФСБ стало выявлять эти единичные случаи и вменять людям госизмену».

2. Планировать ехать воевать на стороне Украины

За планы тоже можно отправиться в колонию на большой срок. ФСБ потом скажет, что вы планировали переход на сторону противника. В 2022 году статья о госизмене приняла несколько форм: сегодня она предполагает не только оконченное преступление, но и приготовление к нему и покушение на него.

То есть даже ваши планы отъезда из страны могут быть расценены органами как покушение на госизмену или приготовление к госизмене.

«Переход на сторону противника — это действительно новая форма госизмены, ее добавили в УК 14 июля 2022 года, уже после начала войны. Ну, а новое — это хорошо забытое старое. «Переход на сторону противника» — это советская форма измены родине, раньше называлась «переход на сторону врага». На территории России задерживают людей, которые, по мнению следствия, намереваются поехать воевать в Украину. Поэтому им вменяют не законченный состав, а обвинение в приготовлении к госизмене в форме перехода на сторону противника. Эта форма госизмены характеризуется тем, что в случае, если будет обвинительный приговор, то верхний срок наказания не может быть более половины. То есть если сейчас по госизмене срок — от 12 до 20 лет лишения свободы, то в случае, если будет доказано приготовление к госизмене, срок наказания не может быть выше 10 лет. За покушение на госизмену — до 15 лет.

Новую форму госизмены изобрели, прежде всего, потому, что ФСБ не может поймать кого-то из россиян с оружием в руках в Украине. А плодить изменников как-то надо. Поэтому предъявляют обвинение тем, кто, по их мнению, «собирался» ехать воевать. Какая доказательная база при этом используется — другой вопрос. Например, дело 20-летнего москвича Савелия Фролова, который обвиняется как раз именно в этом. Сейчас он содержится в следственном изоляторе в Северной Осетии. Его задержали на российско-грузинской границе на погранпункте «Верхний Ларс». Из России он ехал в Грузию. В качестве доказательной базы используют то, что в его багаже нашли камуфляж — штаны цвета хаки, которые «могут быть использованы в ходе боевых действий». Следствие говорит, что он собирался ехать в Грузию, оттуда в Турцию, из Турции, в Польшу. А из Польши — уже в Украину воевать. При этом у него нет никакой визы, которая позволяет ему приехать в Польшу. Но это обстоятельство не помешало выдвинуть против него обвинения».

Аналогичное обвинение — в приготовлении к госизмене — предъявлено 21-летнему студенту Глебу Вердияну (осенью 2022 года он был задержан по прилету в Москву из родной Астрахани. Он собирался в тот же день вылететь в Стамбул) и 36-летнему геодезисту из Биробиджана Валерию Качину (из пресс-релиза ФСБ следовало, что геодезиста задержали октябре 2022 года «при попытке покинуть область и вылететь зарубеж», хотя- аэропорта с регулярными пассажирскими рейсами в Биробиджане нет).

Все эти дела тоже традиционно засекречены и их детали узнать не представляется возможным.

3. За переписку в соцсетях

С недавних пор для россиян весьма опасно и состоять в переписке в социальных сетях с иностранными гражданами. Каждого такого иностранца ФСБ легко может квалифицировать как представителя иностранных спецслужб. Помогает ФСБ в этом введенная в оборот соседняя с 275-й статья — 275 прим. 1 УК РФ — «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, иностранной организацией в деятельности, направленной против Российской Федерации». При этом как доказывается причастность собеседника к иностранным спецслужбам, неясно.

«Будьте аккуратны. Распространенная практика ФСБ — когда ее сотрудники заставляют (чаще обманным путем) предоставить доступ к переписке в вашем телефоне. Легко выхватываются какие-то диалоги со знакомыми и дальше начинают фантазировать — интерпретировать их по-своему. Например, делать вывод, что эта переписка доказывает, что человек хотел уехать воевать против России в Украину».

4.Советовать сдаваться в плен

Рекомендовать мобилизованному другу или родственнику в случае если тот окажется на фронте, сдаваться в плен — лучше не стоит. Ни в переписке, ни на словах. Причина все та же: независимо от того, сделает это мобилизованный или не сделает, приватный это был разговор или публичный, если о нем узнает ФСБ, то квалифицирует как подстрекательство к госизмене.

«Это уж совсем такая экстравагантная форма госизмены — подстрекательство к приготовлению. То есть подстрекали к тому, чтобы человек готовился к переходу на сторону противника. Тоже неоконченный состав преступления. Санкция следующая: человеку, который, которого обвиняют в подстрекательстве, грозит не больше половины срока, установленного 275-й — то есть не больше 10».

5. Критиковать российские власти и армию на международных форумах 

За ваше высказанное публично мнение на международных форумах могут привлечь не только по популярной статье «фейки», но и за госизмену. Что наглядно продемонстрировал кейс политика и журналиста Владимира Кара-Мурзы-младшего, которому на днях прокурор запросил 25 лет колонии строго режима. 18 из них как раз — за госизмену в форме «помощи иностранным организациям, направленной против безопасности России» (политику вменили эту форму госизмены за его публичные выступления весной 2022 года за границей, в которых он перечислял события в Украине, в частности в Буче). Эта форма госизмены существует уже давно, но долгие годы была «спящей», публичных приговоров по ней не было. Приговор Кара-Мурзе по ней будет первым.

«Дословно эта отдельная форма госизмены называется так: «Оказание финансовой, консультативной, информационной, методической и любой иной помощи иностранной организации в ведении деятельности, направленной против безопасности России». Это старая форма, она была в законодательстве, но не использовалась вплоть до все того же 2022 года. Из известных кейсов — да, эта форма была использована в делах тех, кто делал донаты ВСУ, и в деле Владимира Кара-Мурзы за его публичные выступления в некоторых законодательных органах Соединенных Штатов Америки. Эти выступления были квалифицированы как «консультативная помощь иностранной организации в ведении деятельности, направленной против безопасности России». На мой взгляд, это совершенно безграмотное обвинение. Потому что нельзя публичное выступление рассматривать в качестве консультативной помощи. Это выражение мнения, а не консультативная помощь».

6. Работать в России журналистом

С 24 февраля 2022 года быть в России журналистом — как местным российским, так и прикомандированным иностранным — опасно как никогда. В случае разумеется, если они пишут на военную и оборонную тематику.

Чревато обвинениями в шпионаже. Что подтверждает и довоенный кейс уже осужденного на 22 года журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова (писал о вооружениях), и совсем свежее задержание журналиста американского издания Wall Street Journal Эвана Гершковича, который поехал в командировку в Екатеринбург расспрашивать местных жителей об их отношении к войне. Из рапорта ФСБ следует, что журналист «по заданию США занимался сбором сведений об одном из предприятий российского ВПК, которые составляют гостайну».

7. Работать на оборонных объектах 

С недавних пор сотрудники всех российских оборонных предприятий в большой зоне риска как потенциальные фигуранты дел в госизмене. Это ярко демонстрирует кейс недавно задержанных в Нижнем Тагиле супругов Мухаметовых, которые работали на оборонном предприятии «Уралвагонзавод». Из сообщения ФСБ следует, что подозреваемые якобы передали за деньги спецслужбам Украины сведения «военно-технического характера», которые могут быть использованы против российской армии. Данил Мухаметов работал на «Уралвагонзаводе» инженером-технологом. Виктория Мухаметова — оператором. Как рассказал журналистам знакомый супругов, у них вряд ли был доступ к секретным документам и чертежам, так как секретной работой на заводе занимается отдельное конструкторское бюро.

Проект «Первый отдел» напоминает, что это не первый случай, когда в госизмене обвиняют супругов. Самый известный — дело калининградцев Антонины Зиминой и Константина Антонца, которых в 2020 году приговорили к 13 и 12,5 годам лишения свободы за госизмену в пользу спецслужб Латвии. Та история началась со свадьбы, на которую молодожены пригласили знакомого сотрудника ФСБ. Позже их обвинили в раскрытии информации о нем — пара якобы отправляла за рубеж фотографии спецслужбиста. Так что если у вас есть подобные фото с подобными «друзьями» — лучше от них избавиться от греха. И от фото, и от «друзей».

Итоги и прогнозы. Отвечает Иван Павлов

Сколько всего было возбуждено дел о госизмене с 24 февраля 2022 года и по сегодняшний день?

— К сожалению, ведомственная статистика, если она и ведется, то она нам недоступна. По возбужденным делам мы можем отслеживать статистику только по уже вынесенным приговорам.

Количество возбужденных за первый год войны уголовных дел о госизмене мы узнаем скорее всего в 2025 году, когда судебный департамент при Верховном суде опубликует официальную судебную статистику по приговорам, вынесенным в 2024-м году. Соответственно количество дел возбужденных за второй год войны, мы узнаем в 2026 году. Приговор по традиционным формам госизмены выносится спустя 2 года — столько обычно занимает предварительное следствие, а затем судебное следствие.

Дела о госизмене ведет только центральный аппарат ФСБ?

— До войны — да, все дела по госизмене вело следственное управление центрального аппарата ФСБ в Москве. Практически 99% дел оно забирало себе. Даже если силовики в регионах кого-то вычисляли, задержанных этапировали в Москву. Родной Лефортовский суд людей арестовывал и отправлял в родное СИЗО «Лефортово». Так как из-за войны таких дел стал вал, центральный аппарат ФСБ справляться перестал. Стали больше делегировать в региональные управления ФСБ. Однако местные следственные подразделения по делам о госизмене все равно работают под кураторством Москвы. Из центра им дают обязательные указания.

Дел о «госизмене» будет еще больше?

— Вряд ли. Все-таки есть определенный предел. И этот предел власть переходить не будет. Все просто: изменников не может быть много. Сейчас это все-таки показные дела о госизмене и шпионаже, которые нацелены на то, чтобы создать в обществе атмосферу страха. Сейчас «Первому отделу» известно о порядке 30 уголовных дел о госизмене». Массового возбуждения дел не будет поскольку, повторюсь, это политически нецелесообразно, иначе ломает всю риторику и государственные опросы «о поддержке гражданами СВО.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.