Ежесуточные — с 24 февраля — видеообращения и посты президента Владимира Зеленского «без галстука» воспринимаются как непрерывная сюжетная линия, по которой потом можно будет восстановить этапы большой российско-украинской войны. Оппоненты Зеленского внутри страны тоже в последнее время признают, что делает он это круто. И тут же добавляют: ну да, спичрайтеры отличные. Взять хотя бы программный текст, появившейся 11 сентября на официальном ТГ-канале президента, где лейтмотивом шло обращение к России — «без вас».
«Без газа или без вас? Без вас. Без света или без вас? Без вас. Без воды или без вас? Без вас. Без еды или без вас. Без вас. Холод, голод, темень и жажда для нас не так страшны и смертельны, как ваши «дружба и братство». Но история все расставит по своим местам. И мы будем с газом, светом, водой и едой… и БЕЗ вас!»
Минувшее воскресенье стало двухсотым днём сопротивления Украины и, несмотря на мрачный символизм цифры «200», счастливым для контрнаступления в Харьковской области. Балаклея, Купянск, Изюм, названия освобождённых городов и сел прибавлялись даже не с каждым часом, а чаще. Их оказалось больше тридцати. ВСУ вышли к границе с Российской Федерацией у пограничного пункта «Гоптовка». Одновременно противник почувствовал, как его теснят на отдельных участках Луганской и Донецкой областей. И ответил массированными ударами крылатых ракет по энергетической инфраструктуре, чтобы хоть как-то «притушить» радость.
Сотни тысяч украинцев в пяти областях остались без света, а Харьков ещё и без воды. Пожар и разрушения на ТЭЦ-5 города дополнили картину российских преступлений против гуманизма. Энергетики работали самоотверженно, ликвидируя «блэкаут». Но нетрудно предсказать: теперь для «второй армии мира» практика террористов выйдет на первое место. А девяносто дней предстоящей зимы, по словам Зеленского на очередном форуме Ялтинской европейской стратегии (YES) в Киеве, «решат больше, чем тридцать лет независимости Украины и все годы существования Европейского Союза. Зима определит наше будущее».
То есть пресловутого головокружения от успехов у официального Киева нет и близко. Никто не обещает «взять Москву за три дня». А что есть? Согласованная позиция, которую ключевые фигуры украинского правительства «продавливают» в коллективный Запад — каждый на своём участке.
Разрушенный мост в Балаклее. Фото: Metin Aktas / Anadolu Agency / Getty Images
Глава внешнеполитического ведомства Дмитрий Кулеба во время совместной пресс-конференции с немецкой коллегой Анналеной Бербок дипломатично замечает: «Слава Богу, мы больше не слышим этот аргумент (о нежелании иных партнеров вызвать недовольство Путина. — О. М.). Мы продемонстрировали, что можем победить российскую армию. Мы делаем это с помощью оружия». И дальше предлагает руководствоваться только прагматичным расчетом: чем больше получит Украина оружия, тем быстрее победит и, значит, тем быстрее закончится война.
Свежее интервью министра обороны Алексея Резникова газете Financial Times — в той же тональности. Он информирует о том, что шестидневная атака с кульминацией 11 сентября прошла «намного лучше, чем ожидалось». Но тут же уточняет: праздновать рано. Россия ещё способна на ответные действия, а «контрнаступление освобождает территорию, и после этого ее надо контролировать и быть готовыми к защите».
Защищать же освобождённые территории только высоким моральным духом украинской армии невозможно. То есть, без новых серьезных поставок оружия не обойтись.
Теперь, в отличие от первых месяцев вторжения, в посыле министра меньше драматизма. Зато чувствуется если не превосходство, то опыт, несопоставимый с теоретическими знаниями европейских коллег, о боях на собственной земле.
Чётче остальных о том, что именно необходимо для окончания войны не через много лет, а гораздо быстрее, сказали два генерала — главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и первый зам главы профильного, оборонного комитета Рады Михаил Забродский. Их совместная статья опубликована 7 сентября на сайте государственного агентства УКРИНФОРМ. Называется она «Перспективы обеспечения военной кампании 2023 года: украинский взгляд». Иные эксперты усмотрели в статье прежде всего отрадный альянс высокопоставленных военных. Ведь второй автор — из оппозиционной партии Петра Порошенко «Европейская солидарность». Другие обратили внимание на безэмоциональную, далекую от шапкозакидательства тональность. Просто перечислены сценарии на театре военных действий в зависимости от того, какой будет помощь Украине.
Любопытно: незадолго до контрнаступления, которое ждали в Херсонской области (вряд ли над текстом работали больше месяца) генералы видели «определённые оперативные перспективы для противника на Изюмском и Бахмутском направлениях», а также не исключали повторной попытки захвата Киева и разворачивания боевых действий с территории Беларуси. Возможно, за этими заключениями крылась военная хитрость, отвлекающий манёвр? Статья, похожая на аналитическую записку президенту Зеленскому, не могла остаться незамеченной в «центрах принятия решений» в Москве.
Но сердцевиной материала о военной кампании-2023, как понятно сейчас, было другое, рассчитанное на «читателей» в ЕС и НАТО.
Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Фото: Yuliia Ovsiannikova / Ukrinform / Future Publishing / Getty Images
«Если захватчик даже потеряет Крым (а гражданское общество Украины видит возращение Донбасса и Крымского полуострова как финальные стадии освободительной войны. — О. М.), то ничто не помешает болезненному, но вполне реальному перебазированию Черноморского флота на военно-морскую базу Новороссийска», — замечали авторы. В этом случае присутствие агрессора в регионе сохранится — вместе с угрозой ракетных ударов. Россия способна бить «на всю глубину территории Украины», до 2000 км, с учётом дальности полёта крылатых ракет воздушного базирования, ВСУ фактически ограничена сотней километров, — развивали они мысль. Зато изменение этой пропорции способно серьезно сократить сроки войны, которую большинство россиян воспринимают как «удаленную».
«Благодаря этой удалённости граждане РФ не столь болезненно воспринимают потери, неудачи, а, главное, цену этой войны во всех ее смыслах», — писали украинские генералы. И ещё раз: «Дело именно в безнаказанности, обеспечиваемой физической удалённостью». Отсюда вывод: «Оснащение и переоснащение ВС Украины системами вооружения соответствующей дальности действия» должно выступить, по их выражению, «тем самым желанным гейм-чейнджером», средством, переворачивающим игру, то есть, войну.
И правда: эффективные удары ВСУ по крымским авиабазам, прежде всего, по военному аэродрому в Саках (о них тоже упоминалось в статье) мигом перевернули не только сознание отдыхающих, которые загорали неподалёку. Аннексированный Крым оказался смертельно опасным, кто бы мог подумать! Российские военные называли разные причины ЧП, кроме настоящей. Киев отбивался шутками о вреде курения в неположенных местах, пока, спустя время, не подтвердил: да, наша работа.
Новости последних дней — серия взрывов неизвестного происхождения в Ростове, Азове, Таганроге, Новошахтинске, Шахтах, Новочеркасске, Аксае и Ейске — делают войну для граждан России еще более близкой и настолько отвратительной, что требовать ее продолжения для Украины могут только самые отъявленные игроки.
Киев
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».