КомментарийПолитика

Идет охота на сынков

Российская армия за считанные дни оказалась под угрозой окружения на важнейших позициях под Харьковом. Почему никто не отдал приказа готовиться к жестоким боям?

Идет охота на сынков
Кадры переброски российских войск и техники на Харьковское направление. Фото: скрин видео

Наступление Вооруженных сил Украины сначала в Херсонской, а затем и в южной части Харьковской области стало началом осенне-зимней кампании в Украине. Прогнозировать ее ход и итоги, особенно в деталях, крайне трудно, если вообще возможно. Тем не менее, некоторые контуры в сравнительно краткосрочной перспективе обозначились более или менее отчетливо. Они определяются той ситуацией, которая складывается на двух новых, ставших ключевыми фронтах: на оккупированном Россией плацдарме на правом берегу Днепра и в треугольнике Балаклея — Купянск — Изюм на юге Харьковщины. За восемь дней с 1 по 8 сентября, по официальным украинским данным, ВСУ заняли около тысячи квадратных километров ранее оккупированной территории и десятки населенных пунктов. Так называемая «изюмская группировка» российских войск численностью свыше 10 тысяч человек, пытающаяся взять штурмом Славянск и выйти к Краматорску, оказалась на грани оперативного окружения.

В августе Россия начала перебрасывать дополнительные контингенты войск в Запорожскую и Херсонскую области, в том числе на правый берег Днепра. Причин для этого было две. Во-первых, в Москве готовили наступление из Правобережья на Николаев Одессу, а также, скорее всего, и на Кривой Рог. Во-вторых, к концу июля российское командование и Кремль стали всерьез относится к возможности освобождения украинскими силами Херсона, о подготовке которого много и совершенно открыто говорили в Киеве. По слухам, Владимир Путин приказал во что бы то ни стало удержать этот город. Звучал такой приказ или нет, неизвестно. Известно, однако, что к концу августа на Правобережье было сосредоточено, по разным оценкам, от 25 до 30 тысяч российских солдат и офицеров. Частично их передислоцировали из Донбасса, частично это были резервы, подготовленные для захвата всей Донецкой области. Соответственно, группировка вооруженных сил России на востоке Украины оказалась заметно ослаблена.

Балаклея, Купянск, далее Изюм

У ВСУ на Донбассе появились благоприятные условия для действий при ослабленной группировке противника, прежде всего в треугольнике Балаклея Купянск Изюм. Как можно предположить, этот район был выбран для наступления, так как на изюмском и бахмутском направлениях Россия имела до последних дней определенные оперативные перспективы. В частности, конфигурация линии столкновения была крайне невыгодна для ВСУ: крупные вклинения противника сковывали оперативный маневр украинских войск и требовали серьезных дополнительных сил для сдерживания.

Но главное в другом.

Деоккупация Балаклеи открывала возможность наступления на Купянск и Изюм — два стратегически важных города, играющих ключевые роли в сети транспортных коммуникаций,

по которым снабжаются российские войска практически на всем востоке Украины.

Фото: Metin Aktas/Anadolu Agency via Getty Images

Фото: Metin Aktas/Anadolu Agency via Getty Images

Сколько-нибудь полной информации о событиях на юге Харьковщины пока нет. Их последовательность можно восстановить, нанося на карту названия населенных пунктов, упомянутых в официальных сообщениях, и анализируя новости в неофициальных телеграмм-каналах — как украинских, так и российских.

В общих чертах складывается следующая картина:
  • Утром 5 сентября украинские войска прорвали непрочную российскую оборону в районе Балаклеи, обошли этот город и, практически не встречая сопротивления, двинулись на северо-восток.
  • На следующий день ВСУ перерезали магистраль М–03, идущую от Изюма на север, вышли к селу Волохов Яр в 15 километрах от Балаклеи, а 7 сентября достигли Шевченково, где находится важный узел дорог.
  • 8 сентября, как можно судить по многочисленным, хотя и неподтвержденным сообщениям, украинские части, взяв Шевченково, устремились к населенному пункту Сеньково на берегу реки Оскол и к Купянску. Через Сеньково проходит одна из главных линий снабжения российской изюмской группировки. В этот же день российские телеграмм-каналы показали весьма впечатляющие последствия обстрелов Купянска украинской артиллерией.

1 — Балаклея; 2 — Шевченково; 3 — Купянск; 4 — Изюм; 5 — Кунье

Источник: Rondeli Foundation. Georgian Foundation for Strategic and International Studies.

Но это лишь часть возникшей для российских войск проблемы. Купянск — ключевой транспортный хаб во всем Донбассе. С северного направления к нему подходят две железнодорожные линии: одна ведет через Волчанск к Белгороду, другая через Валуйки к железнодорожным узлам в Белгородской и Воронежской областях. А из Купянска выходят линии, связывающие его с группировками российских войск, действующими в районе Харькова, на славянском, бахмутском и донецком направлениях, то есть с ключевыми зонами боевых действий на востоке Украины. Потеря Купянска и даже его регулярное огневое поражение поставят вооруженные силы России в этом регионе в очень сложную ситуацию.

Кроме того, выход ВСУ к реке Оскол и их возможное движение к пересечению автомобильных дорог возле села Кунье создают реальную перспективу окружения изюмской группировки, которая останется практически без снабжения и будет прижата к двум рекам: Оскол на северо-востоке и Северский Донец на юго-западе.

Успех ВСУ в Харьковской области обусловлен несколькими факторами. Находящиеся там

российские войска состояли во многом из полицейских частей Росгвардии, не подготовленных к боевым действиям,

мобилизованных из так называемых «донецких республик» и добровольческих формирований из самой России. Все они были подготовлены из рук вон плохо, не имели боевого опыта, часто просто не понимали, что происходит и почему должны рисковать жизнями.

Российское командование, судя по всему, не приняло во внимание сообщения разведки о концентрации украинских войск, нацеленных на Балаклею, или, что тоже не исключено, просто не имело в своем распоряжении достаточных резервов для того, чтобы всерьез противостоять их намечающемуся наступлению. С украинской стороны, напротив, действуют хорошо подготовленные крупные силы, оснащенные не только артиллерией, но и бронетехникой, поставленной из США и Европы. И, наконец, двигающиеся вперед части ВСУ не задерживаются в большинстве случаев для штурма населенных пунктов, а обходят их, принуждая находящихся там российских солдат к капитуляции.

Разумеется, предсказывать дальнейшее развитие боевой обстановки на юге Харьковской области невозможно. Война есть война.

Российские резервы не исчерпаны, а потому дальнейшее продвижение ВСУ может замедлиться или даже остановится.

Поэтому Генеральный штаб Украины практически ничего не сообщает о действиях своих войск на востоке страны. Но можно с уверенностью утверждать, что линия фронта в этом регионе изменилась в пользу Украины, а России придется перебрасывать туда новые контингенты, ослабляя другие направления военных действий.

Правобережный плацдарм

Драматические события на востоке отвлекают внимание от положения дел на юге, прежде всего в Херсонской области. А там разворачиваются очень интересные события.

Контролируемый российскими войсками плацдарм на правом берегу Днепра вызывает самые серьёзные опасения в Киеве. «Больше всего возможностей [для России] открывает дальнейшее продвижение на южнобужском направлении по оперативному плацдарму на правом берегу реки Днепр, писали несколько дней тому назад главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и его коллега, генерал-лейтенант Михаил Забродский. Успех [России] на юге, при его быстром и правильном использовании, может иметь двойной эффект. С одной стороны, вполне реальны перспективы овладения Николаевом и Одессой. С другой создание угрожающего направления в сторону Кривого Рога, а в дальнейшем и угрозы центральным и западным регионам Украины».

Подготовка к ликвидации российского присутствия на Правобережье стала одной из основных задач ВСУ во второй половине лета 2022 года. Правда, бросается в глаза, что украинские власти не скрывали намерений освободить Херсон. Более того, складывается впечатление, что они сознательно привлекали к этому внимание, что обычно несвойственно стороне, готовящейся к наступлению. Возможно, для того чтобы спровоцировать противника отвлечь силы с востока страны, что Украине в полной мере удалось.

Источник: Rondeli Foundation. Georgian Foundation for Strategic and International Studies.

Возможные направления наступления ВСУ

29 августа, за несколько дней до наступления на Балаклею, украинское командование сообщило, что ВСУ прорвали первую линию российской обороны и начали наступательные действия на правом берегу Днепра. За прошедшие с того момента десять дней они достигли определенных успехов. Был поднят украинский флаг над стратегически важным населенным пунктом Высокополье на северо-восточном фланге приднепровского плацдарма. И, что важно, украинские войска продвинулись примерно на десять километров к югу по линии, проходящей к западу от села Давыдов Брод на райцентр Берислав, находящийся на берегу Каховского водохранилища.

Украинское наступление на Правобережье идет очень медленными темпами, что резко отличается от происходящего на юге Харьковщины. В этом регионе оккупационные войска создали три линии обороны с многочисленными бетонными сооружениями, защищенными минными полями. Их преодоление невозможно без большого количества тяжелого вооружения, прежде всего крупнокалиберной артиллерии и бронетехники, и чревато многочисленными потерями, что неприемлемо для Украины. Поэтому, как можно предположить, украинское командование сделало ставку на истощение у российских войск накопленных запасов боеприпасов, топлива для бронетехники и другого снаряжения, без которого невозможно вести бой. С этой целью ВСУ вывели из строя все стационарные мосты через Днепр в Херсонской области, держат под огнем понтонные переправы. В итоге российская группировка, насчитывающая по разным данным от 25 до 30 тысяч человек, оказалась в ловушке. Ее снабжение сильно затруднено и может быть сведено до минимума. С каждым днем ее боеспособность будет падать и, в конечном итоге, она практически неизбежно окажется перед выбором: капитуляция или хаотическая эвакуация на левый берег. Между тем, разгром будет иметь тяжелые последствия для России как в военной, так и, особенно, в политической области.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.