РепортажиПолитика

«Вопиющую несправедливость» скрыли за дверями суда

Илью Яшина арестовали в закрытом режиме по обвинению в распространении «фейков» о российской армии

«Вопиющую несправедливость» скрыли за дверями суда

Илья Яшин в суде. Фото: Андрей Карев

Политик и муниципальный депутат Илья Яшин не успел выйти на свободу из спецприемника после 15 суток административного ареста. Его сразу задержали и повезли на обыск по уголовному делу. Оппозиционеру вменяют статью за распространение «фейков» о российской армии. Поводом для преследования стал эфир, в котором Яшин рассказывал про действия российских солдат в украинской Буче. На допросе в СК он отказался признать вину и назвал дело против него «политически мотивированным». 13 июля Басманный суд Москвы отправил Яшина в СИЗО на два месяца. Заседание провели без публики и прессы.

Перед тем, как Яшин стал фигурантом уголовного дела, на него завели несколько административных. В мае Тушинский суд Москвы оштрафовал политика по трем протоколам о «дискредитации» армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) на общую сумму 90 тысяч рублей. Сам оппозиционер рассказывал, что первый протокол судья рассмотрел, пока судебные приставы досматривали его на первом этаже. В ходе первого заседания суд посчитал, что Яшин «дискредитировал» российскую армию через свой Telegram-канал. 7 апреля он опубликовал фотографию 1969 года с митинга американских хиппи против войны во Вьетнаме, где одна из протестующих держала плакат с надписью «Bombing for peace is like fucking for virginity» («Бомбить ради мира — это все равно что заниматься сексом ради девственности»). «50 лет прошло, а лозунги не меняются», — написал оппозиционер под этим постом. Суд иронию не оценил и влепил штраф.

В качестве нарушения по второму делу Яшину вменили стрим на его YouTube-канале 31 марта. А в третьей административке в основу обвинения лег пост оппозиционера в соцсетях от 12 апреля, в котором он поставил под сомнение тезис из интервью покойного актера и режиссера Сергея Бодрова о том, что «во время войны нельзя говорить плохо о своих». В прикрепленном к записи видео депутат говорит, что «патриот не должен молчать, если речь касается ввода войск на чужую территорию», а в качестве примера приводит протесты американцев против войны во Вьетнаме и выступление академика Андрея Сахарова на заседании Верховного совета СССР с требованием прекратить войну в Афганистане.

Но на этом силовики не остановились и в конце прошлого месяца завели еще одно административное дело за «неповиновение сотрудникам полиции» при очень странных обстоятельствах. По словам Яшина, его задержали 27 июня во время прогулки в парке у Новодевичьего монастыря в столице, где он находился с журналисткой Ириной Баблоян. Они сидели на скамейке, когда подошли трое полицейских и «в категоричной форме потребовали пройти с ними». Как потом рассказал на суде политик, он выполнил их требования, несмотря на отсутствие объяснений причин задержания. Он также заявил, что не оскорблял и не отталкивал полицейских, свою вину он не признал. Причем сотрудники полиции никак не подтвердили достоверность фабулы правонарушения, а в материалах дела отсутствует видео задержания с нагрудных регистраторов полицейских. Но Хамовническому суду этого оказалось достаточно, чтобы отправить Яшина на 15 суток в ИВС.

Срок наказания у оппозиционера истекал 12 июля, но в этот же день к нему в спецприемник пришли сотрудники СК и отвезли на обыск. Адвокат Яшина Вадим Прохоров накануне вечером сообщил, что против политика возбуждено уголовное дело за распространение «фейков» о российской армии по мотивам политической ненависти (по п. «д», ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Основанием для возбуждения дела стал эфир Яшина на YouTube-канале, где он подробно рассказывал про действия российских солдат в украинской Буче и цитировал видео «Би-би-си», снятое в городе.

Во время обыска в квартире Яшина, добавил Прохоров, силовики ничего не обнаружили и изъяли только старый телефон Nokia. Также сотрудники СК нагрянули с обыском и помощнице политика, сотруднице аппарата Красносельского района Москвы Веронике Шульгиной, пишет «Медиазона».

У нее забрали всю технику: ноутбук, телефон и флешки. По ее словам, обыск длился три часа, силовики выхватили телефон из рук, когда она еще не успела заблокировать устройство, и получили доступ ко всем личным перепискам. В частности, прочитали все личные дневники и письма Шульгиной. Когда помощница депутата спросила у следственной группы, есть ли у нее статус в уголовном деле, ей ответили, что «пока нет», но Шульгина все равно ждет повестки с вызовом на допрос.

Арест за закрытыми дверями

На следующий день, 13 июля, на допросе в СК Яшин отказался признать вину и давать показания из-за «очевидной политической мотивированности уголовного дела». Ближе к обеду следствие вышло в Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте Яшина. За час до заседания у здания собралось несколько десятков человек. Они выстроились в очередь перед входом, но никого из них не пустили внутрь. Позднее начались хаотичные задержания, несколько задержанных увели в стоящий рядом автозак. В суд смогли попасть только журналисты и родители политика.

Запланированное на 14 часов заседание началось с трехчасовым опозданием. Яшина завели в зал, он стоял в «аквариуме», улыбался, руки держал за спиной, на лавочке у него лежали листки бумаги и книга Михаила Фишмана «Преемник. История Бориса Немцова и страны, в которой он не стал президентом».

В самом начале слушаний следователь заявил ходатайство о проведении закрытого заседания. Он пояснил, что расследование только началось и на открытом процессе могут быть разглашены сведения, которые «имеют особое значение» для следствия. «И еще не все свидетели установлены», — добавил следователь.

«Дело вообще политически мотивировано с первой и до последней страницы. Следователь лукавит, все, что есть у следствия — это ролик на YouTube. Просто они смущаются публики и резонанса.

Ничего в этом страшного нет», — возразил против закрытого процесса Яшин.

Адвокат Мария Эйсмонт напомнила, что существует перечень случаев, когда можно закрывать заседание. Ролик на YouTube «давно все посмотрели, прочитали и прослушали». Она уверена, что следователь хочет закрыть заседание, чтобы «вопиющая несправедливость не стала предметом огласки».

Другой защитник Вадим Прохоров, держа в руках УПК, зачитал статью 241, где описан полный список оснований для закрытого заседания. «Должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства», — объяснил Прохоров. Таких фактов в ходатайстве следователя нет. Однако судье Наталии Дударь отсутствие этих оснований не помешало провести заседание без посторонних. Она удовлетворила просьбу следователя и мотивировала свое решение тем, что закрыла процесс «в целях неразглашения государственной и иной охраняемой законом тайны». Пресса и родные Яшина вышли из зала.

Около часа заседание шло за закрытыми дверями. Обратно всех в зал позвали только на оглашение решения. Судья Дударь в итоге отправила Яшина в СИЗО до 12 сентября. Точно о таком решении и просил следователь. Защита предлагала альтернативную меру пресечения вместо заключения под стражу — домашний арест. Также адвокаты представили суду поручительства от главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова и музыканта Юрия Шевчука. Но судья все заявления защиты отклонила.

«Не бойтесь этих негодяев! Россия будет свободной!» — сказал Яшин журналистам и родным после заседания.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.