Центр «Досье» вместе с журналистами латвийской расследовательской телепрограммы «Ничего личного» (Nekā personīga) установили, как вокруг телеграм-канала «Антифашисты Прибалтики» сложилась агентурная сеть, работающая в интересах ФСБ. Сеть собирает сведения в странах Балтии: кто из жителей поддерживает Украину, где проходят мероприятия оппозиции, где замечают военную технику и объекты НАТО.
Журналисты изучили рабочие документы чекиста Сергея Колесникова и разобрались, кто в Европе соглашается работать на российские спецслужбы и как устроены такие сети. «Новая газета Европа» кратко пересказывает материал коллег.
Кто такой Васильев
Сергей Васильев позиционирует себя как «патриот», преследуемый в Европе, и говорит, что помогал сепаратистам Донбасса — гуманитарными, а также вполне военными поставками. За это, по его словам, в Финляндии его приговорили к трем годам тюремного заключения по статье о финансировании терроризма. Однако «Досье» выяснило, что срок мужчине назначили за отмывание средств. Как установило следствие, он был причастен к работе польской фирмы с российскими корнями Recyclix, которая обещала инвесторам прибыль за вложения в переработку пластиковых отходов. Однако компания оказалась пирамидой и в начале 2017 года перестала выплачивать деньги инвесторам. Донбасс, Россия и терроризм в приговоре Васильева, с которым ознакомился Центр «Досье», никак не упоминаются. В латвийском деле гуманитарная помощь Донбассу также не фигурирует. При этом на деньги от пирамиды, прошедшие через его фирмы, были куплены автомобиль и квартира, утверждают журналисты.
После приговора в Финляндии Васильев жил в Латвии, дожидаясь апелляции. На 28 сентября 2022 года было назначено оглашение решения апелляционного суда в Финляндии. За пару недель до этого Васильев решил бежать в Россию. Его сын до переезда вслед за отцом учился в США, а дочь до сих пор живет в Америке, узнал Центр «Досье» по соцсетям.
Журналисты проанализировали телеграм-канал «Антифашисты Прибалтики», созданный в начале ноября 2022-го, и выяснили, что уже в декабре того же года создатель проекта Васильев познакомился с человеком, которого расследователи называют куратором от ФСБ, — Сергеем Колесниковым. Вскоре после этого Васильеву помогли решить проблемы с документами в России и предоставили убежище, хотя изначально МВД даже грозило депортировать его обратно в Латвию.
Васильев, замечает «Досье», не скрывает, что целью сообщества с самого начала было сотрудничество с российскими силовиками. По его словам, он и единомышленники планировали бороться со сносом советских памятников в балтийских странах.
Позже участники сообщества стали собирать данные о, как они говорили, «нацистах» — жителях стран Балтии, которые отправлялись воевать на стороне Киева или просто поддерживали Украину.
«Параллельно шла информация чисто разведывательного характера — где какие натовские объекты строятся и так далее. Так что маленький стартап переродился в народную OSINT-организацию. На сегодняшний день эта информация идет постоянным потоком», — рассказывал Васильев российскому агентству Sputnik.
Как устроена сеть «Антифашистов Прибалтики»
Как выяснило «Досье», агентурная сеть состоит преимущественно из читателей телеграм-канала, которые доносят на случайных прохожих, делятся слухами и фотографируют происходящее на улицах. Например, как утверждают журналисты, один из информаторов, Игорь Андреев, — сотрудник рижского супермаркета Lidl, который во время работы отслеживает тех, кто говорит по-украински или носит проукраинскую символику, по камерам высматривает номера их автомобилей, пробивает владельцев в латвийских базах и отправляет информацию Васильеву. Тот же докладывает Колесникову.
Корреспондентке и оператору «Ничего личного» удалось застать Андреева на рабочем месте. Услышав вопросы, он, как рассказали расследователи, напал на журналистскую команду, выхватил у оператора камеру и скрылся в неизвестном направлении. Позже его задержала полиция, и выяснилось, что мужчина был судим ранее за хранение наркотиков, нанесение телесных повреждений, кражу и хулиганство. Сейчас он находится под стражей, ожидая нового расследования.
Другие контакты Васильева пишут ему доносы с улиц Риги и рассказывают об антивоенных мероприятиях.
По информации Центра «Досье», сеть работает не только в Латвии. Сам Васильев говорил, что особенно активны литовские «Антифашисты». Некоторые данные поступали ему и из Эстонии и Финляндии.
Чем занимается сеть, кроме шпионажа
— Вербовка на войну
Васильев, как отмечает Центр «Досье», публично говорит, что они «рекрутируют» людей из стран Балтии, чтобы те воевали за Россию против Украины.
Один из них, Максим Перепелка, — не гражданин Латвии и сторонник «Антифашистов Прибалтики», который создал собственную небольшую агентурную сеть в Латвии: знакомые присылали ему сведения о передвижении военной техники, учениях, объектах и контактах, включая информацию о сотрудничестве латвийских военных с украинскими инструкторами. Эти данные он передавал через Сергея Васильева кураторам от ФСБ.
В ноябре 2023 года Перепелка подписал контракт с российской армией, рассчитывая продолжить разведывательную работу и получить гражданство РФ. Однако ему отказали из-за статуса не гражданина Латвии. Вопрос удалось решить только после вмешательства людей, связанных с ФСБ.
В 2024 году он оказался на фронте, где попал в жесткие условия штурмовых подразделений и конфликтовал с военной контрразведкой, рассказывает «Досье». Его пытались использовать уже для разведки в Украине, но безуспешно. Спустя несколько месяцев фронтовые силовики разрешили ему развернуть агентурную сеть в Латвии ради слежки за военными поставками в один из ангаров аэропорта Риги. Из внутренних документов «Досье» узнало, что эта деятельность не принесла никаких результатов, за исключением испорченных отношений с командой Колесникова и Васильева, которые были недовольны «перехватом» своего агента Перепелки конкурентами. В конце концов проект свернули, а Перепелку вернули на фронт.
— Взаимодействие с ГРУ
Васильев, как узнали журналисты, периодически заходит в главное здание спецслужбы — «Аквариум» — и получает просьбы от военной разведки. В частности, говорится в расследовании, контакт из ГРУ просил Васильева собрать данные об антикремлевских лидерах общественного мнения в странах Балтии и Западной Европы.
— Психологические операции
«Досье» узнало, что у Васильева был план по «распространению паники» в странах Балтии от декабря 2024 года. Цель плана, как цитируют авторы расследования, — «посеять неуверенность в завтрашнем дне, сподвигнуть [жителей стран Балтии] искать контакты с представителями РФ для сотрудничества, дабы обезопасить себя и свою семью от потенциальных репрессий в будущем».
Реакция правоохранителей в Латвии
В основном читатели «Антифашистов Прибалтики» оказываются обычными людьми без доступа к секретной информации, приходит к выводу центр «Досье». При низком уровне конспирации европейские правоохранители время от времени выявляют «информаторов» Кремля.
Власти Латвии уже давно подозревают канал «Антифашисты Прибалтики» в вербовке «партизан» для борьбы против страны, а также сборе информации о латвийских государственных и общественных деятелях, которые выступают против войны России в Украине.
В Финляндии и Латвии против Сергея Васильева возбуждены уголовные дела по статье о пособничестве терроризму. В запуске телеграм-канала Васильеву, по его словам, помогли переехавшие из Украины в Россию блогеры Юрий Подоляка и Михаил Онуфриенко. Но Латвия посчитала костяком сети других людей: практически сразу после запуска телеграм-канала страна возбудила уголовное дело в отношении прокремлевских активистов Станислава Букайна, Виктории Матуле, Романа Самуля, Александра Жгуна и Татьяны Андриец.
Латвийские суды отдельно рассматривают ряд дел против информаторов «Антифашистов», и по некоторым из них уже вынесены решения. Так, в одном из приговоров говорится о таксисте Сергее Сидорове, который собирал и передавал сведения о вооруженных силах Латвии и союзников, о стратегически важных объектах, а также о латвийских компаниях, поддерживающих Украину. Сидоров признал вину частично и пояснил, что действовал, чтобы произвести впечатление на Викторию Матуле. В октябре 2024 года Рижский городской суд назначил ему семь лет лишения свободы.
