СюжетыОбщество

След кровавый тянется

Экс-депутат Михаил Глущенко признан виновным в тройном убийстве и получил новый приговор — 24 года колонии строгого режима

След кровавый тянется

Один из лидеров Тамбовского преступного сообщества, правая рука «ночного губернатора», депутат Государственной думы РФ, один из богатейших людей Петербурга, соучастник убийства Галины Старовойтовой, а еще подполковник СБУ и реинкарнация скандинавского бога Локи… В Петербурге вынесен приговор Михаилу Глущенко, по кличке Миша Хохол, по обвинению в тройном убийстве на Кипре в 2004 году.

Без шума и пыли

Историю одной из легенд «Бандитского Петербурга», видного члена Тамбовского ОПС Михаила Глущенко по кличке Миша Хохол мы подробно рассказывали в материале «Пафосный злодей». В апреле 2023 года Приморский районный суд Петербурга как раз закончил отбор присяжных для судебного следствия по тройному убийству россиян, совершенному в марте 2004 года на Кипре. В заказе на то преступление и обвинялся Глущенко.

Основные вехи биографии яркого представителя «громовых» 90-х очень схожи с биографиями «малиновых пиджаков» из девяностых. Родился в Алма-Ате в 1957 году, серьезно занимался боксом, к 19 годам стал мастером спорта международного класса. В 1979-м привлекался к ответственности за участие в групповом изнасиловании, но был признан невменяемым и отправлен в психиатрическую больницу. Выписался в 1982 году и переехал в Ленинград, где стал тренером спортобщества «Трудовые резервы». В спортзале познакомился с будущими основателями Тамбовского ОПС, влился в группировку и к началу 90-х стал вторым человеком в сообществе.

Галина Старовойтова. Фото:  Duma.gov.ru  (CC BY 4.0)

Галина Старовойтова. Фото: Duma.gov.ru (CC BY 4.0)

Вместе с «тамбовскими» от мелкого рэкета перешел к захвату контроля над крупными предприятиями Петербурга. Вместе с братьями Вячеславом и Сергеем Шевченко (также считались членами Тамбовского ОПС, но судом ими признаны не были) был совладельцем питерских ресторанно-кондитерских брендов «Метрополь», «Север» и еще нескольких крупных предприятий. В 1995 году, вместе с Вячеславом Шевченко, купил место в партийном списке ЛДПР и стал депутатом Государственной думы РФ II созыва.

После окончания депутатского срока в 1999 году уехал из России, так как его подозревали в организации убийства политика, лидера партии «Демократическая Россия» Галины Старовойтовой (убита 20 ноября 1998 года). Находясь за границей, Глущенко потерял контроль над своими российскими активами. В этом он винил Вячеслава Шевченко и постоянно названивал бывшему партнеру, требуя возмещения ущерба. По мнению следствия, с которым согласились и присяжные, однажды Глущенко надоело просто звонить. 23 марта 2004 года полиция города Пафос (Кипр) обнаружила на вилле, принадлежавшей Шевченко, тела троих убитых: самого хозяина виллы, его делового партнера Юрия Зорина и переводчицы Виктории Третьяковой. 30 марта 2004 года Куйбышевский районный суд Петербурга, по заявлению младшего брата Сергея Шевченко, выдал ордер на арест Михаила Глущенко. Шевченко-младший предоставил записи телефонных разговоров, в которых бывший коллега его брата по Госдуме Михаил Глущенко, угрожая убийством, требует у братьев несколько десятков миллионов долларов.

Несколько лет Миша Хохол продолжал жить за границей, постоянно меняя места жительства и уделяя большое внимание мерам безопасности: на улицу он выходил только в гриме.

В августе 2007 года в Петербурге был арестован лидер Тамбовского ОПС Владимир Барсуков, мести которого Глущенко опасался больше всего. К тому времени у Миши Хохла уже был просрочен российский паспорт (он должен был поменять его в 2002 году, по достижении 45-летнего возраста), что создавало проблемы с получением загранпаспорта и визовых документов. Глущенко попытался решить вопрос дистанционно: послал поменять паспорт доверенное лицо. Не получилось. В 2009 году Глущенко приехал в Россию и лично пришел в паспортный стол Выборгского УМВД Петербурга по месту прописки. Там его и задержали: подошли двое молодых людей и сопроводили в Следственный комитет. Обошлось без спецназа и снайперов.

Владислав Барсуков-Кумарин в своем рабочем кабинете. Фото:  47news.ru

Владислав Барсуков-Кумарин в своем рабочем кабинете. Фото: 47news.ru

«В голове это не укладывается…»

1 марта 2012 года Куйбышевский суд Петербурга признал Михаила Глущенко виновным в вымогательстве и приговорил его к 8 годам лишения свободы. С учетом времени, проведенного в следственном изоляторе, в 2015 году Глущенко уже мог рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Но еще расследовалось дело о тройном убийстве на Кипре, так что о свободе говорить было рано. А потом и сам Миша Хохол преподнес неожиданный сюрприз. Он признался в соучастии в убийстве Галины Старовойтовой и назвал заказчика — лидера Тамбовского ОПС Владимира Барсукова.

Признание Глущенко вызвало неоднозначную реакцию. Вот что говорила сестра погибшей Ольга Старовойтова в эфире «Радио Свобода» 28 августа 2015 года (в тот день Октябрьский районный суд Петербурга приговорил Мишу Хохла к 17 годам лишения свободы за соучастие в убийстве государственного деятеля):

— О Кумарине (Барсукове) речи не шло много лет, а о Глущенко речь шла с самых первых арестов, поскольку «Колчин и компания» (организаторы убийства) работали вместе с Глущенко. У них был некий ЧОП, кто-то был его телохранителем, кто-то помощником в депутатской приемной на Демьяна Бедного в Петербурге. То есть это была одна компания.

Мне пришлось прочесть снова 34 тома [материалов уголовного дела]. И пришлось узнать много нового в жизни. Бандитская иерархия совершенно не похожа на наш обычный мир. А мотивов может и не быть, мог быть просто приказ. Например, если Колчин отказался убивать Старовойтову, то убили бы его. Мне так объясняли следователи. Так что искать мотивы надо выше, а не среди исполнителей. Стрелок — это стрелок.

Глущенко заключил сделку со следствием, и суд проходил в особом порядке. Они могут обжаловать срок, но не суть дела.

По существу, если он заключил сделку со следствием, признал себя виновным, обжаловать ничего не могут. Нашей семье это совершенно неважно. Важно, чтобы следствие двигалось дальше.

То, что он назвал Кумарина, — многие журналисты спрашивают, верю я или нет. Это совершенно не предмет веры. Я, как человек, который изучил очень много этих мерзких текстов, могу сказать, что вполне вероятно, что виноват лично Глущенко… Но чтобы это была идея Барсукова — никак в моей бедной голове не укладывается, что он сам это придумал. Зачем? Я полагаю, что ему или кто-то указал, или это было коллективное решение.

С мнением Ольги Старовойтовой был согласен и Андрей Зыкин, бывший старший следователь по особо важным делам Следственного управления МВД по Северо-Западному федеральному округу, расследовавший «дело Старовойтовой» и участвовавший в той же программе.

— Вопрос в том, зачем надо было впутывать Барсукова в цепочку заказчиков этого убийства? Сейчас оказывается, Глущенко — не заказчик, ему просто сказал Барсуков. Но ведь потом окажется, что и Барсуков не заказчик, ему кто-то другой сказал. Если Барсуков согласится с этой ролью, тогда ведь пойдут фамилии из ближайшего окружения Владимира Владимировича [Путина]. Ведь здесь и кооператив «Озеро», и тот же Владимир Смирнов, председатель данного кооператива. А Барсуков всегда был заместителем Смирнова и в «ПТК», и в АО «Знаменская» — филиале знаменитого SPAG. (В 1998–1999 годах вице-президентом, зампредом совета директоров ПТК являлся Владимир Кумарин. Он же в 1999-м входил в совет директоров проекта «Знаменская» немецкой фирмы «СПАГ» (SPAG, или St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG — Санкт-Петербургское общество недвижимости и долевого участия. А одним из консультантов «СПАГ» в прошлом значился Владимир Путин). И не приведи Господь, если Барсуков заговорит. Но ему не дадут заговорить. Если даже он что-то и скажет, назовет какие-то фамилии, а наверху не хотели бы, чтобы они звучали, — следователь их просто не занесет в протокол допроса. Но, очевидно, даст сигнал, что такие фамилии прозвучали, и тогда с Барсуковым просто-напросто разделаются в камере.

Напомним, этот эфир состоялся десять лет назад, в августе 2015 года.

Михаил Глущенко и Вячеслав Шевченко в Государственной Думе. Фото: Cyklowiki

Михаил Глущенко и Вячеслав Шевченко в Государственной Думе. Фото: Cyklowiki

«Ворочал миллионами, а теперь стакан…»

После заявлений Глущенко «ночному губернатору» Владимиру Барсукову предъявили обвинение в организации убийства Старовойтовой, но на этом дело и застопорилось. Следствие по делу то ли ведется, то ли нет, во всяком случае с лидером «тамбовцев» никаких следственных мероприятий именно по этому делу не проводится.

Более того, как стало известно «Новой-Европа», сегодня, 24 января, Владимира Барсукова этапируют в ЛИУ (лечебно-исправительное учреждение) № 12 УФСИН по Кировской области. Причем, этапирование пройдет не в тюремном вагоне, а самолетом — на этом настаивают врачи тюремной больницы им. Ф. П. Газа УФСИН по Петербургу и области (по словам адвоката Барсукова, переезд в тюремном вагоне он может и не перенести). Так что можно сказать, что расследование по убийству Старовойтовой в очередной раз зашло в тупик. А еще точнее — из тупика и не выходило.

— Вполне возможно, что это лишь совпадение, что моего клиента этапируют в Кировскую область на следующий день после приговора Глущенко, — сказал адвокат Барсукова Сергей Афанасьев. — Но лично я в такие совпадения не верю. Однако и выводы тоже делать не хочу. Все это дело слишком плохо пахнет, тем более после того бреда, что наговорил в последнем слове Глущенко.

Поддержать независимую журналистикуexpand

В последнем слове, опубликованном Объединенной пресс-службой судов Петербурга на своем телеграм-канале, Михаил Глущенко говорил бессвязно и не очень адекватно. В частности, он заявил, что Вячеслав Шевченко жив и готовит уничтожение Петербурга путем взрыва в питерском метро «грязной» атомной бомбы. А чтобы этого избежать, необходимо срочно его, Глущенко, освободить. Потому что только он знает, как остановить ожившего Вячеслава Шевченко. Затем обвинил в заказе на убийство младшего брата, Сергея Шевченко, который с этим предложением якобы сам обращался к нему. В конце договорился до того, что он является подполковником Службы безопасности Украины и только он знает, как решить вопрос с Украиной. Но для этого опять же он, Глущенко, должен быть на свободе.

Возможно, Глущенко изображал невменяемого, чтобы избежать наказания, — в 1979 году ему это удалось. 

— За время нахождения Михаила Глущенко в заключении в отношении него более десятка раз проводились психиатрические экспертизы, — рассказала «Новой-Европа» на условиях анонимности судебный психиатр, знакомая с делом. — В каждом заключении были некие расхождения по сравнению с предыдущими экспертизами, но ответ на основной вопрос: может ли отдавать отчет своим действиям и критически оценивать свои поступки — всегда был однозначен: может. С психикой у Глущенко действительно не всё в порядке. В частности, некоторые врачи, в том числе и я, уверены, что Глущенко искренне верит в то, что говорит. Не во все, но во многое. Присутствует в его высказываниях и изрядная доля фальши, когда он говорит абсолютную чушь, сам при этом понимая, что несет бред. Пытался ли он всерьез имитировать психическое расстройство, способное освободить его от уголовной ответственности? Не думаю.

— Даже если бы Миша Хохол был полностью болен на голову и неадекватен, его бы все равно признали вменяемым, — считает Игорь С., сидевший в одной камере с Глущенко в 2014–2017 годах. — Следствию были необходимы показания Глущенко против Барсукова, и они [следователи] никак не могли допустить, чтобы их подвергли сомнению. Ну а лично мое мнение, что он больше играл, чем действительно верил в то, о чем говорил.

— Лично мне Мишу даже жалко, — поделился с «Новой-Европа» один из бывших лидеров Тамбовского ОПС Александр. — Жизнь с ним слишком круто обошлась. Сейчас уже неважно, сам он в этом виноват или так обстоятельства сложились, но чисто по-человечески ему можно только посочувствовать. В 90-е он был хозяином жизни, который мог позволить себе все что угодно, даже депутатский мандат. А сейчас это бедный, больной и одинокий старик. Денег у него сейчас нет, так обычно и бывает, когда ты остаешься без поддержки и тебя надолго сажают за решетку. Активы уплывают в другие руки, присмотреть за ними некому. Недвижимость (в том числе и за рубежом) переоформляется на «левых» людей, а тебе с этого не достается ни цента. Должники забывают о твоем существовании. Впрочем, как и большинство друзей. И вот оказывается, что положиться ты можешь лишь на ближайших родственников. Но и тут Мише не повезло. Полтора года назад умерла жена Ирина. Про его сына, которому сейчас под сорок, уже давно никто ничего не слышал. В последние годы он часто заявлял, что у него есть дочь, которая живет где-то в Украине, но правда это или нет, сказать не берусь. Мы с несколькими парнями, которые знали Мишу еще с 80-х, решили немного помочь. Организовали передачи в СИЗО, лекарствами снабдили. Но последнюю передачу у нас уже не приняли и намекнули, что больше от посторонних лиц посылки приниматься не будут. Мол, есть опасность, что его хотят отравить, потому и прекращен прием передач. Вот и получилось, как в притче: был хозяином жизни, а в старости стакан воды подать некому.

23 января 2025 года Приморский районный суд Санкт-Петербурга признал Михаил Глущенко виновным в заказном убийстве троих человек и приговорил его к 18 годам колонии строгого режима. По совокупности с ранее вынесенными наказаниями Глущенко приговорен к 24 годам колонии строгого режима и штрафу в 300 тысяч рублей. Также суд удовлетворил гражданские иски потерпевших о возмещении морального на сумму 8 000 000 рублей.

Впрочем, находящийся в неволе с 2008 года Глущенко уже может просить об УДО.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.