24 января 2011 года в московском аэропорту «Домодедово» прогремел взрыв, унесший жизни 37 человек. 4 февраля стали известны организатор теракта и смертник, взорвавший себя в аэропорту. В сентябре 2013 года, после информации о смерти Доку Умарова, взявшего на себя ответственность за взрыв, и приговора суда над причастными к теракту в ноябре того же года, власти России заявили, что все виновные понесли наказание. Но отголоски того взрыва продолжают звучать до сих пор.
Взрыв в зале прилета аэропорта «Домодедово» прогремел 24 января 2011 года в 16:32 по московскому времени. Террорист-смертник Магомед Евлоев взорвал мину, закрепленную на его теле, зайдя в самый центр толпы встречающих. 37 человек погибли на месте или скончались в больницах, в том числе 8 иностранцев. Пострадавшими признаны 172 человека. 10 июля 2012 года на официальном сайте Следственного Комитета РФ появилось сообщение об окончании расследования и передаче дела в суд. Хотя на тот момент организатор и большинство причастных к теракту не были задержаны.
Первое сообщение о взрыве появилось в соцсетях в 16:38. Его написал один из тех, кто был в зале прилета в «Домодедово» в момент взрыва. В 17:00 по московскому времени ВВС начала онлайн-трансляцию из аэропорта. В 17:12 появилось первое сообщение от властей: Дмитрий Песков заявил, что премьер-министру Владимиру Путину доложили о случившемся.
В 18:18 президент России Дмитрий Медведев написал в Twitter: «Безопасность на крупных транспортных узлах усилить. Скорбим по жертвам теракта в аэропорту Домодедово. Организаторы будут найдены и наказаны». Также агентства сообщили, что теракт в «Домодедово» заставил президента России пересмотреть свой график; в частности, был отложен его визит на экономический форум в Давосе.
В 18:38 представитель Следственного Комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что по факту взрыва возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ (террористический акт).
Около 22 Медведев созывает экстренное совещание Совета безопасности, на котором, по сведениям «Новой газеты», основную ответственность за происшедшее возлагает на службу безопасности аэропорта.
Непосредственными исполнителями теракта следователи назвали членов «Ногайского джамаата», базировавшегося в Ставропольском крае и отношения к Чечне (по заявлению властей) не имевшего. Во всяком случае, о непричастности чеченских боевиков к взрыву в «Домодедове» премьер-министр Владимир Путин заявил уже на следующий день. Спустя неделю он снова выступил по поводу расследования с заявлением, что «теракт в целом можно считать раскрытым». Однако на встрече с главой ФСБ и Следственного комитета президент Дмитрий Медведев заявил, что «говорить о раскрытии теракта еще рано».
Исполнителей теракта назвали 4 февраля 2011, когда на одном из экстремистских сайтов, поддерживающих чеченское подполье, появилось ранее записанное видеообращение лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова. Рядом с ним в кадре — будущий смертник Магомед Евлоев, которого опознали соседи по селу в Ингушетии по опубликованному в СМИ фотороботу, и командующий западным сектором «Имарата Кавказ» Аслан Бютукаев. В видеообращении Умаров берет на себя личную ответственность за теракт и объявляет войну России. До этого боевиков Умарова, бывшего президента Ичкерии и полевого командира подозревали в организации взрыва поезда «Невский экспресс» в 2009 году и взрывах в московском метро в 2010 году. Но до трагедии в «Домодедово» он был просто одним из разыскиваемых преступников. А после 4 февраля и заявления, что он «зальет Россию слезами вдов», Умаров становится целью № 1 для российских силовиков. Совет Безопасности ООН включает Умарова в список международных террористов, связанных с «Аль-Каидой», а США объявляет награду в 5 млн долларов за информацию о его местонахождении.
Дмитрий Каменщик в клетке для подсудимых во время судебного заседания, Москва, 19 февраля 2016 года. Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA
Камеры не той системы
— К расследованию теракта в «Домодедово» нас привлекли на первом этапе, — рассказал «Новой газете Европа» бывший сотрудник отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом московского управления ФСБ Андрей И. — Основная работа велась центральным аппаратом, а нас использовали для черновой работы. В частности, я участвовал в просмотре изъятых в аэропорту видеозаписей. Это сотни часов видео. Уже в самом начале просмотра выяснилось, что руководство «Домодедово» сильно сэкономило на установке видеокамер. По документам должны были установить камеры с хорошим разрешением, позволяющим при приближении идентифицировать лица. А на самом деле были установлены камеры на порядок дешевле и с низким разрешением, которое позволяет видеть, что происходит, но определить личность невозможно. Именно тогда появилось обвинение в халатности сотрудников аэропорта, часть материалов были переданы в Службу экономической безопасности. Но через несколько дней был дан приказ прекратить все работы в том направлении.
Те документы и отчеты всплыли уже в 2016 году, когда одному из владельцев аэропорта «Домодедово» Дмитрию Каменщику было предъявлено обвинение по части 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, до 10 лет лишения свободы). Каменщика ненадолго посадили под домашний арест. Нынешний генеральный прокурор РФ, а тогда один из заместителей генпрокурора Александр Гуцан (одноклассник Дмитрия Медведева), в отсутствии Юрия Чайки исполнявший обязанности генпрокурора, приказал председателю СК Александру Бастрыкину прекратить уголовное преследование Каменщика в связи с отсутствием состава преступления.
Впрочем, большинство экспертов те события связывают не с терактом, а с попыткой государства национализировать аэропорт и прилегающие к нему территории. Не получилось тогда, получилось позже.
После опубликованного видео и опознание Евлоева начались аресты. 15 февраля 2011 года на Киевском вокзале при попытке уехать в Кишинёв были задержаны Хасу Баталов (Абубакар), которого Доку Умаров назначил лидером подполья в Ачхой-Мартановском районе Чечни, его сестра и еще два террориста. В ходе допроса было установлено, что с Магомедом Евлоевым, который страдал нервным расстройством после полученной в детстве травмы головы, работал лично Аслан Бютукаев. Именно он, как сообщали некоторые СМИ, ссылаясь на спецслужбы, подверг Евлоева идеологической обработке и травил сильнодействующими психотропными препаратами, когда тот проходил подготовку на базе боевиков в Сунженском районе Ингушетии.
28 марта 2011 года в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков. В ходе операции были уничтожены 17 боевиков. Просочилась информация (впоследствии официально опровергнутая), что среди погибших были Умаров и Бютукаев.
В тот же день в Ингушетии были арестованы Илез и Ислам Яндиевы. По данным следствия, именно они вели подготовку теракта в Москве. Сняли квартиру, закупились оборудованием для изготовления «пояса смертника», следили за аэропортом, выискивая возможности в него проникнуть. Они же привезли Евлоева в Москву и доставили его к аэропорту.
Сотрудники полиции у аэропорта Домодедово,24 января 2011 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA
Среди подозреваемых в причастности к теракту были названы также Аслан Альтемиров и Заурбек Амриев; по версии следствия, они готовили Магомеда Евлоева к самоподрыву. Они были расстреляны в сентябре 2011 года в Стамбуле. Вместе с ними погиб еще один чеченец — Берг-Хаж Мусаев. Стрелявший бросил на месте преступления документы на имя москвича Александра Васильевича Жаркова. Основная версия убийства, которую выдвигали западные СМИ, гласила, что чеченцы были ликвидированы членами глубоко законспирированной группы киллеров, состоящей из сотрудников российских спецслужб.
Однако представители чеченской диаспоры в Турции настаивали на том, что Альтемиров и Амриев были случайными жертвами, целью же нападения был представитель Доку Умарова в Турции Берг-Хаж Мусаев, который за полгода до убийства стал активно заниматься сбором «пожертвований на джихад». Согласно источникам «Новой газеты», Амриев и Альтемиров открыто находились в Турции с 2008 года. Каким образом они могли готовить Евлоева к самоподрыву в Сунженском лесу, остается неясным.
11 ноября 2013 года Московский областной суд вынес приговор предполагаемым участникам совершения террористического акта в аэропорту «Домодедово». Братья Яндиевы и Башар Хамхоев (по версии следствия, именно он уговорил смертника Евлоева пройти обучение в лагере боевиков и снабжал этот лагерь продовольствием, лекарствами, деньгами) были приговорены к пожизненным срокам лишения свободы. Причем в отношении Илеза Яндиева прокурор просил 23 года, но суд ужесточил приговор. Брат Магомеда Евлоева Ахмед, которому на момент совершения преступлений было 16 лет, получил максимальное для несовершеннолетнего наказание — 10 лет лишения свободы.
Пострадавшими от теракта были признаны 209 человек (37 погибших, 172 раненых). Власти Москвы постановили выплатить семьям погибших москвичей по два миллиона рублей, пострадавшим с ранениями тяжелой и средней степени тяжести — по 1,5 миллиона рублей, получившим легкие ранения — по одному миллиону рублей. Совокупные выплаты из бюджетов всех уровней составили: родственникам погибших — по 3 млн рублей, тяжелораненым и получившим травмы средней тяжести — по 1,9 млн рублей, тем, кто получил легкие ранения — по 1,2 млн рублей. Правительство РФ выделило также 10 миллионов рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества — до 50 тысяч рублей на семью.
В 2016 году, уже после возбуждения уголовного дела в отношении собственников «Домодедова» по 238-й статье, был создан благотворительный фонд «Авиационный», который начал выплачивать компенсации тем, кто подавал иски к аэропорту. Но выплаты были на порядки ниже, чем требовали истцы.
Долгое время была неясна судьба основного организатора теракта Доку Умарова. Рамзан Кадыров несколько раз объявлял о том, что Умаров либо убит, либо тяжело ранен (первый раз после операции в Сунженском районе 28 марта 2011 года). Однако эти заявления не подтверждались. В апреле 2014 года уже председатель ФСБ РФ Александр Бортников объявил о смерти Умарова, но опять не было представлено никаких доказательств. Лишь в сентябре 2017 года, когда некоторые СМИ, ссылаясь на источники в силовых структурах, сообщили, что останки Умарова доставлены в Москву, ФСБ сделало официальное заявление:
«ФСБ России в результате проведения целенаправленных долгосрочных оперативно-поисковых мероприятий в горно-лесистой местности Ингушетии обнаружено захоронение главаря северокавказского бандподполья Доку Умарова и четверых членов его банды, уничтоженных в ходе специальной операции силовых структур в сентябре 2013 года».
— Лично я не считаю, что теракт в «Домодедово» окончательно раскрыт, — заявил «Новой-Европа» бывший сотрудник Московского управления ФСБ Андрей И.
— Не все причастные выявлены, не все версии отработаны. Говорить подробнее я не имею права, это государственная тайна, но могу сказать, что неопубликованных документов по теракту в «Домодедово» осталось воз и маленькая тележка.
Ничуть не удивлюсь, если работа по ним продолжается и вскоре мы узнаем новые подробности. А может, и не узнаем. Ведь мы помним, что ни один теракт не повлек за собой кадровых выводов и не один сотрудник спецслужб не был наказан. Хотя понятно, что большинство терактов, совершенных в России за последние 30 лет, можно было предотвратить.
3 февраля 2012 года в очередном видеообращении Доку Умаров призвал своих сторонников приостановить атаки на гражданское население России, которое, по его словам, «является заложниками Путина».
Доку Умаров. Фото: Wikimedia
Долгое время была неясна судьба основного организатора теракта Доку Умарова. Рамзан Кадыров несколько раз объявлял о том, что Умаров либо убит, либо тяжело ранен (первый раз после операции в Сунженском районе 28 марта 2011 года). 16 января 2014 года Кадыров заявил, что у него имеются доказательства смерти Умарова:
«Мы давно были на 99% уверены, что Умаров был уничтожен во время одной из операций. Сейчас есть доказательства того, что он действительно был уничтожен, хотя самого трупа пока не нашли, мы его ищем».
В апреле 2014 года уже председатель ФСБ РФ Александр Бортников объявил о смерти Умарова, но опять не было представлено никаких доказательств. В июле 2014 года Кадыров опубликовал фотографию мертвого Доку Умарова, сопроводив ее подписью: «Теперь же для тех, кто хотел бы верить в то, что эта крыса еще жива, мы можем показать ее и после смерти». Но ФСБ снова осторожно заявила, что тело пока не найдено.
Тайное захоронение нескольких тел, среди которых якобы был и Доку Умаров, было обнаружено в сентябре 2017 года. Где именно, информация разнилась. ФСБ сделало официальное заявление: «В результате проведения целенаправленных долгосрочных оперативно-поисковых мероприятий в горно-лесистой местности Ингушетии обнаружено захоронение главаря северокавказского бандподполья Доку Умарова и четверых членов его банды, уничтоженных в ходе специальной операции силовых структур в сентябре 2013 года».
Причина смерти Умарова так и не была названа, кроме расплывчатой формулировки «уничтожен в ходе спецоперации».
Но то, что доставленные в Москву останки действительно принадлежат Доку Умарову, подтвердила сравнительная экспертиза ДНК.
В СМИ озвучивали и другую версию: в сентябре 2013 года Умаров был отравлен сильнодействующим ядом. В декабре 2020 года проект Bellingcat открыл доступ к базе данных поездок сотрудников ФСБ, обвиняемых в попытке отравления «Новичком» политика Алексея Навального. В сентябре 2013 года эти же сотрудники несколько раз вылетали в Нальчик. Эта информация породила версию, что Умаров тоже мог быть отравлен ФСБ тем же боевым отравляющим веществом. Однако никаких других подтверждений этой версии найти не удалось.
А в Чечне до сих пор ходят легенды, что Доку Умаров выжил и прячется в горах.
