Служба безопасности Украины предъявила 9 декабря заочное подозрение четырем влиятельным митрополитам РПЦ: Санкт-Петербургскому Варсонофию (Судакову), Волоколамскому Антонию (Севрюку) (председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии), Крутицкому Павлу (Пономарёву) и Омскому Дионисию (Порубаю), бывшему управделами патриархии. СБУ подозревает этих сановников РПЦ в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 110 УК Украины: «Сознательные действия с целью изменения государственной границы Украины». Это не первый случай, когда правоохранительные органы Украины заочно подвергают уголовному преследованию иерархов РПЦ. В ноябре прошлого года СБУ совместно с Генпрокуратурой предъявили подозрение патриарху Кириллу (Гундяеву) сразу по трем статьям УК Украины : отрицание территориальной целостности государства, оправдание вооруженной агрессии и разжигание агрессивной войны.
Материалы нового уголовного дела включают доказательства практических действий, предпринятых членами Синода РПЦ в 2022–23 годах. Собрать такие доказательства было несложно: 7 июня 2022 года Синод, игнорируя уставы РПЦ и самоуправляемой Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), нарушил границы последней и переподчинил себе Симферопольскую, Джанкойскую и Феодосийскую епархии, объединив их в новую Крымскую митрополию. Ранее, несмотря на провозглашенное властями РФ еще в марте 2014 года «присоединение» Крыма и Севастополя, Московский патриархат признавал юрисдикцию Украинской церкви над этими территориями, а патриарх Кирилл, несмотря на все приглашения, воздерживался от их посещений с «первосвятительскими» визитами. 11 октября 2023 года синод РПЦ назначил митрополитом Симферопольским и управляющим Крымской митрополией одиозного митрополита Тихона (Шевкунова), имеющего репутацию «духовника Путина» и одного из идеологов агрессивной доктрины «русского мира». Используя свой административный ресурс и доступ к почти неограниченной финансовой поддержке со стороны крупнейших госкорпораций, Тихон развернул в Крыму грандиозный проект «реконструкции» русской Византии — музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес». В ходе его строительства, как отмечала «Новая-Европа», пострадали археологические памятники реального византийского Херсонеса, раскопки которого начались еще до 1917 года (в период украинского управления Крымом они получили статус объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО).
Владимир Путин с Михаилом Развожаевым и митрополитом Тихоном во время посещения историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Фото: Анна Садовникова / Kremlin
Войдя во вкус, на заседании 13 октября 2022 года синод РПЦ отторг от УПЦ МП Ровеньковскую епархию в Луганской области, 16 мая 2023 года — Бердянскую епархию в Запорожской области, 27 декабря того же года — Скадовскую епархию в Херсонской области. Наконец, в нынешнем году синод «аннексировал» северные районы Запорожской области, находящиеся под контролем ВС РФ, присоединив их к Бердянской епархии, и Донецкую епархию — ценой увольнения ее многолетнего управляющего митрополита Илариона (Шукало), оставшегося верным УПЦ МП (при этом Луганская, Северодонецкая и Горловская епархии остаются до сих пор в составе Украинской церкви). Решения московского синода стали своего рода «канонической проекцией» действий российских властей по включению отторгнутых ими от Украины территорий в состав РФ. Руководство РПЦ не только поучаствовало в «дележе добычи», но и разрушило принцип неприкосновенности «канонических территорий», на который она сама любила ссылаться в своей полемике против Константинопольского патриархата, якобы вторгшегося в 2018 году на «каноническую территорию» УПЦ МП и восстановившего свою юрисдикцию над Украиной. Впрочем, после учреждения патриархом и синодом РПЦ в 2021-м своего «экзархата Африки» на территории древнего православного Александрийского патриархата говорить об уважении «канонических территорий» со стороны Московской патриархии было бессмысленно.
По мнению СБУ, преступные действия митрополитов РПЦ привели к захвату церковного имущества в регионах Украины, контролируемых ВС РФ, а следствием этого стало распространение через храмы военной пропаганды и разжигание ненависти к украинскому народу. Аналогичные обвинения украинские власти выдвигали и против ряда иерархов УПЦ МП — как бежавших из Украины после начала «СВО», так и остающихся в стране. Украину покинули, например, митрополит Изюмский и Купянский Елисей, благословивший российскую «администрацию Харьковской области», когда еще значительная часть этого региона находилась под контролем ВС РФ, и епископ Макаровский Гедеон (Харон), окормлявший пророссийское «Верное казачество» в Киеве. А митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) был и вовсе признан военнопленным и обменян на украинских военнослужащих в конце июня. Прибыв в Москву, он сразу получил от патриарха Кирилла орден преподобного Сергия I степени.
Патриарх Кирилл вручает Орден Сергия Радонежского Сергею Нарышкину, 9 декабря 2024 года. Фото: Пресс-служба Патриарха / Российское историческое общество
Похоже, эту награду в условиях военного времени Кирилл считает особо связанной с разведкой. Ибо точно такой же орден он вручил 9 декабря директору Службы внешней разведки России Сергию Нарышкину, отметив его «особый вклад в церковно-государственные отношения». Действительно, в лучшие времена едва ли не все клирики РПЦ, включая самого будущего патриарха Кирилла, работали за рубежом по линии внешней разведки. Трудно сказать, насколько это связано с профессиональной деформацией личности, но немногочисленные интервью Нарышкина последних лет представляют полный набор самых вульгарных конспирологических штампов. В прошлом году он заявлял, что «в Европе и США разрешено почти всё, в том числе и спиливать христианские кресты и сжигать Коран», а в Украине завершается физическое уничтожение православия. Но в наши дни нарышкинская конспирология сверкнула неожиданной гранью: в юбилейном (в честь собственного 70-летия) интервью малоизвестному ранее журналу «Разведчик» глава СВР сообщил, что Россия уже практически достигла «целей СВО», дальнейшее продолжение которой пойдет на руку Западу, ибо истощит Россию и расколет ее народ. Эти слова вызвали некоторый ропот в среде «патриотической общественности», поэтому Дмитрию Пескову пришлось комментировать: «СВО закончится тогда, когда будут достигнуты все цели, которые были поставлены президентом. Эти цели могут быть достигнуты как итог СВО или как итог переговоров».
Остается, правда, открытым вопрос о том, известны ли эти цели (именно конкретные цели, а не обтекаемые лозунги) хоть кому-нибудь на Земле. Так, патриарх Кирилл и его единомышленники связывают «высшие смыслы СВО» с Апокалипсисом, а его наступление — с завершением правления Путина. В общем, «СВО» — это религия, по крайней мере, так теперь учит РПЦ.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».