СюжетыОбщество

Патриарх становится лауреатом

В эти праздничные дни вспомним о заслугах патриарха Кирилла, за которые Путин наградил его президентской премией, а СБУ — повесткой на допрос

Патриарх становится лауреатом

Патриарх Кирилл и Владимир Путин. Возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому, 4 ноября 2023 года. Фото: пресс-служба президента России

День народного единства 2023 года выдался для патриарха Кирилла (Гундяева) ярким и запоминающимся. Самое «харизматичное» событие дня — презентация обретенного патриархом в собственной загородной резиденции «подлинника» чудотворной Казанской иконы Божией Матери XVI века, празднование которой совпадает с Днем народного единства. Кроме того, стало известно о подписании указа Путина о награждении Кирилла президентской премией 2023 года, а в день праздника президент (или человек, похожий на него) удостоил патриарха личной аудиенции на Красной площади. Разве это не чудо?

Величественную картину праздника довершает возбуждение правоохранительными органами Украины уголовного дела в отношении Гундяева В. М. (мирское имя патриарха) по трем статьям Уголовного кодекса — отрицание территориальной целостности Украины, оправдание вооруженной агрессии и разжигание агрессивной войны. Из опубликованной в правительственной газете «Урядовий кур`єр» повестки на русском языке известно, что подозреваемый Гундяев В. М. вызван на допрос 8 ноября «к старшему следователю по особо важным делам 2-го отдела 3-го управления досудебного расследования Главного следственного управления СБ Украины Семейко Константину Валентиновичу, по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, 33».

Икона для Путина

В эйфории праздника патриарх очень туманно сказал об атрибуции найденного им образа, и российская пропаганда вначале преподнесла сенсацию так, будто Кирилл нашел «ту самую» подлинную святыню, которая пропала в Казани еще в 1904 году и официально считается сожженной. Позже уточнили: патриарх «обрел» один из первых списков (копий) чудотворной иконы, с которым ополчение Минина и Пожарского входило в Кремль в 1612 году, освобождая Москву от западных интервентов. Список до 1918 года хранился в Казанском соборе на Красной площади, но потом также исчез, и судьба его была неизвестна. Изверженный РПЦ из сана диакон-правдоруб Андрей Кураев с помощью несложного анализа показал, что представленный патриархом образ не может быть не то что оригиналом, но даже и этим списком. Но 4 ноября Кирилл был так взбудоражен, что вряд ли бы стал прислушиваться к подобной критике и отвечать на неудобные вопросы.

Список неизвестного происхождения помещен патриархом в специальный киот в Казанском соборе, куда, как он рассчитывает, теперь начнется массовое паломничество со всего мира с целью «возгревания особых молитв… за народ наш, за власти, за воинство». Смысл «чуда», явленного патриарху, объясняли тексты молитв, которые по его распоряжению возгласил в соборе патриарший архидиакон: «О Президенте страны нашея Российския Владимире Владимировиче, о еже подати ему с небесе силу и премудрость ко управлению страною нашею, наипаче же в сию годину испытания, егда ополчишася на ню врази наша, во еже разделити и погубити ю… О еже благосердием и милостию призрети на воинство и всех защитников Отечества нашего, в годину испытания души своя за ближних своих полагающих». В этом отношении нарратив Кирилла остается неизменным: чем больше святынь получит РПЦ, тем быстрее «президент страны нашея» победит в «СВО».

Но чем же конкретно Кирилл заслужил не только «чудесное явление», но и целую президентскую премию?

Заслуга № 1 — сакрализация «СВО»

Судя по президентской награде, в Кремле верят в эффективность Кирилла и возглавляемой им религиозно-идеологической корпорации. Премия, как говорится в указе Путина, вручена патриарху «за вклад в укрепление единства российской нации», причем указана его должность — глава Всемирного русского народного собора (ВРНС). Именно эта организация с гибридным статусом и без фиксированного членства (по идее она объединяет всех считающих себя русскими) год назад пришла на помощь Путину и российскому руководству, деморализованным крахом «СВО» и потерявшим ее первоначальный смысл, и без того туманный. Собор предложил расшифровывать зловещую аббревиатуру как «Священная военная операция», а в основу русской идентичности положить стремление русского мужчины принести себя в жертву «за веру, царя и отечество» на линии фронта — вне зависимости от того, где и почему она проходит. (У русских женщин в этой конструкции, как известно, своя миссия — строго в контуре «духовных скреп»: еще нарожать для жертвоприношений.) Как заявил на соборе главный философ эпохи позднего путинизма Александр Дугин, весьма уважаемый и в РПЦ, «СВО — это война неба против ада».

Сановный лауреат путинской премии — главный проповедник особого «богословия войны», которое сводится к двум постулатам: праву правителя сильной страны подчинить себе более слабую, если та не хочет подчиниться добровольно, и гарантированному попаданию в рай всех тех, кто погиб ради этого подчинения.

Заслуга № 2 — «русский мир»

Столь радикальная позиция Кирилла, не допускающая никаких «пацифистских слабостей», конечно, шокировала христианский мир. Но она не стала такой уж большой неожиданностью для тех, кто давно следит за его идейной эволюцией. Еще до избрания патриархом Кирилл, выступавший в начале 90-х как церковный либерал и экуменист, стал постепенно продвигать новую — ксенофобскую и изоляционистскую — доктрину, верно уловив дух формировавшегося путинского режима.

Главным элементом этой доктрины стал «русский мир», который, по мысли Кирилла, объединяет под контролем РПЦ-ГБ «триединый народ» РФ, Украины и Беларуси, а также всех православных и вообще консервативных христиан, которые ориентируются на русские культуру, язык и благочестие, на Москву как альтернативу Западу. Чем жестче становился путинский режим, тем прямолинейнее звучала патриаршая проповедь. Накануне начала «СВО», 23 февраля 2022 года, когда весь мир, включая большинство россиян, еще верил, что большой кровопролитной войны удастся избежать, Кирилл уже всё знал. «Не бывает войны без жертв», — предупредил он воинов после возложения венков к могиле неизвестного солдата.

Первый по чести иерарх православного мира — Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей — признал в декабре прошлого года учение о «русском мире» ересью. Для того чтобы это признание было услышано повсеместно, понадобились месяцы ракетных обстрелов украинских городов и гибель десятков тысяч мирных людей. Черное учение принесло обильные кровавые плоды. Искаженная (еретическая) вера, сконструированная Кириллом по своему (и путинско-чекистскому) образу и подобию, стала «основой идеологии путинского режима», констатировал лидер мирового православия. Понятно, что всё это погрузило РПЦ в международную межконфессиональную изоляцию, что опять-таки вполне резонирует с курсом Кремля и такой же изоляцией РФ.

Заслуга № 3 — отрыв РПЦ от христианства и сближение с исламом

Изолировавшись от зарубежных христиан, РПЦ и Кирилл обрели себе новых друзей и единомышленников в лице… мусульман, в первую очередь иранских. С помощью своей гибко меняющейся конфессиональной идентичности Кирилл вновь и вновь демонстрирует верность Путину. «Однажды наш президент Владимир Путин… на вопрос журналистов об отношении православия к католицизму и исламу ответил: “Мы к исламу ближе”. Я тоже считаю так, — как-то признался Кирилл. — И ислам, и православие принадлежат к одной восточной группе». А ведь культурная и политическая идентичность важнее, чем личность Иисуса Христа и вера в Троицу, не правда ли?

Этот метод очень напоминает «богословие» духовного отца нынешнего патриарха — Ленинградского митрополита Никодима (Ротова) (1929–1978), который также критиковал западное христианство. Правда, тогда в тренде был госатеизм, поэтому Никодим учил, что именно он близок РПЦ: «Атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам» (Журнал Московской Патриархии. — 1963, № 1, — с. 42).

Заслуга № 4 — легитимация автократии и зачистка оппозиции

Патриарх Кирилл вправе считать себя не только центральной фигурой в сонме идеологической обслуги Путина и его геополитической авантюры. Он также один из источников путинской легитимности после 2012 года, когда «нацлидер» решил идти на более чем сомнительный третий срок, не предусмотренный Конституцией РФ. В ключевой момент той предвыборной кампании, когда еще не стихли «белоленточные» протесты, Кирилл принял Путина в Даниловом монастыре и изрек фразу, которую православные восприняли как «благословение на президентство», пусть и вопреки закону:

  • «Огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что вы трудитесь, как раб на галерах, с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача».

Реакцией на это «благословение» стал, в частности, незабвенный «панк-молебен» в храме Христа Спасителя — «Богородица, Путина прогони», за который некоторые исполнительницы из Pussy Riot поплатились тюремным заключением.

«Панк-молебен» в храме Христа Спасителя «Богородица, Путина прогони», 2012 год. Фото:  a-pesni.org

«Панк-молебен» в храме Христа Спасителя «Богородица, Путина прогони», 2012 год. Фото: a-pesni.org

С особым ожесточением наказания добивался сам Кирилл, про которого девушки спели, что он верит не в Бога, а в Путина. Жестокость Кирилла, отсутствие в нем христианского духа смирения и всепрощения стали очевидны российскому обществу и обернулись первой грандиозной пиар-катастрофой РПЦ, от которой почти полностью отвернулась интеллигенция и храмы которой начали заметно пустеть.

Руководитель Московской патриархии предоставляет путинскому режиму массу эксклюзивных услуг, начиная от прокачки миллиардов через многочисленные попечительские советы по реставрации монастырей, существующие десятилетиями, заканчивая разветвленной сетью церковных загранучреждений, под крышей которых наиболее комфортно чувствует себя российская разведка. Теперь уже перестала быть секретом агентурная служба самого Кирилла в Женеве в качестве агента КГБ «Михайлова» под прикрытием должности «представителя РПЦ при Всемирном совете церквей».

Наконец, в Кремле и на Лубянке должны оценить то, как оперативно и бескомпромиссно пресекает патриарх любые ростки гражданского свободомыслия и оппозиционных настроений в РПЦ, изгоняя из церкви клириков, которые разными методами пытались доносить до народа обличительное слово Евангелия (в меру своего понимания, конечно, но всё же). Только за последние пару лет были запрещены в служении или лишены сана такие яркие и такие разные обличители, как московский протодиакон Андрей Кураев, уральский схиигумен Сергий (Романов), мадридский протоиерей Андрей Кордочкин, костромской священник Иоанн Бурдин, отец и сын священники Головины из Татарстана и десятки других. В современной РПЦ священники подвергаются репрессиям только за то, что заменяют слово «победа» словом «мир» в специальной патриаршей молитве об «СВО», которую императивно предписано читать во всех храмах за каждой литургией.

***

Патриарх Кирилл очень многое поставил на то, чтобы оставаться с Путиным до конца и разделить его судьбу. Он пожертвовал тысячами приходов за рубежом (в первую очередь в Украине), которые отказались ему подчиняться и поминать его имя, связями с западными религиозными лидерами, которые вроде бы стали налаживаться, возможностями бывать в развитых странах и, например, посещать свое любимое шале в Швейцарии. Пожертвовал международной репутацией и юридическим статусом — зарубежные активы Гундяева арестованы, а он лично подвергся санкциям Великобритании, Канады, Чехии, Австралии, Новой Зеландии, Украины, Литвы и Эстонии. Несмотря на его уверения, будто «церковь еще никогда не была так свободна», как при Путине, в России полностью заглушено любое христианское свидетельство, которое хоть на миллиметр не совпадает с официальной позицией Кремля. «СВО» обернулась грандиозной катастрофой христианства в стране, где вера, казалось бы, выстояла в годы жесточайших гонений и только начала возрождаться. И в этом, пожалуй, главная заслуга лауреата президентской премии 2023 года.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.