СюжетыОбщество

Ионафан или пропал

Москва и Ватикан добились «освобождения» промосковского митрополита Украинской церкви, объявившего себя военнопленным. Кто такой о. Ионафан?

Ионафан или пропал

Встреча Патриарха Кирилла с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном, 25 июня 2024 года. Фото Олег Варов / patriarchia.ru

Один из лидеров промосковской группировки в епископате Украинской православной церкви (УПЦ; до мая 2022 г. входила в состав Московского патриархата) митрополит Ионафан (Елецких) согласился на участие в обмене военнопленными и, покинув свою Тульчинскую епархию (Винницкая область), прибыл в Москву. 25 июня в своей резиденции в Даниловом монастыре его торжественно принял патриарх Кирилл, с которым в советские годы Ионафан работал в Ленинградской духовной семинарии. Двумя днями ранее Ионафана привезли на украинско-белорусскую границу, где от имени Московской патриархии его встречал помощник патриарха по международным делам протоиерей Николай Балашов.

18 июня вступил в силу приговор украинского суда, по которому Ионафан должен был провести 5 лет в местах лишения свободы за оправдание российской агрессии и связанные с этим преступления. Как утверждает патриархия, «из украинского плена» Ионафана вытащил лично патриарх, однако источники «Новой-Европа», близкие к Ватикану, утверждают, что ключевую роль тут сыграл папа Франциск.

Почему митрополит Ионафан так важен Москве, действительно ли его можно считать военнопленным и кто сыграл ключевую роль в его бегстве из Украины?

Вехи большого пути

СБУ обратила внимание на деятельность Ионафана в марте 2022 г.: на его личном сайте (ныне закрыт) сотрудники службы обнаружили «призывы к разжиганию межконфессиональных конфликтов, поддержку вооруженной агрессии против Украины и временной оккупации части ее территории». Более того, СБУ утверждала, что митрополит «подбирает пророссийски настроенных лиц из числа жителей Винницкой области для содействия проникновению на территорию региона подразделений ВС РФ». Плохо вяжется с образом 70-летнего владыки? Да, если не знать некоторых деталей его биографии.

Ионафан родился в 1949 г. в Воронежской области, учился в ленинградских духовных семинарии и академии, был пострижен в монашество митрополитом Никодимом (Ротовым) и рукоположен в священный сан архиепископом Кириллом (Гундяевым), преподавал церковное пение и написал несколько хоровых произведений. Как вспоминает греко-католический священник Михаил Гаврилов, обучавшийся в ленинградских духовных школах вместе с Ионафаном, все ближайшее окружение Никодима (агент КГБ «Святослав») было завербовано органами госбезопасности. Никодим считал работу на КГБ обязательным условием выживания церкви в советских условиях и охотно благословлял студентов духовных школ на вербовку. Именно по инициативе КГБ в начале 1987 г. Ионафан, не имевший никакого отношения к Украине, командируется в Киев, где быстро делает церковную карьеру: становится первым наместником вновь открытой Киево-Печерской лавры, епископом Переяслав-Хмельницким и управляющим делами Украинского экзархата РПЦ. В качестве легенды прикрытия был пущен слух, что Ионафана лишили ленинградской прописки из-за распространения книги «Архипелаг ГУЛАГ», но даже тогда эта версия звучала неубедительно.

После того как Украина восстановила свою независимость, а тогдашний экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко) созвал собор епископов, обратившийся к Московской патриархии с просьбой об автокефалии (полной самостоятельности) УПЦ, Ионафан развернул кампанию по дискредитации Филарета.

По задумке московских кураторов, таким способом можно было торпедировать процесс отделения Украинской церкви от Московского патриархата.

Посоветовавшись с митрополитом Кириллом, возглавлявшим в то время Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Ионафан направил в июне 1991 г. в синод РПЦ рапорт с изложением «компромата» на митрополита Филарета (официально будучи монахом, якобы имеет жену и троих детей, с которыми проживает совместно, жена фактически руководит экзархатом и унижает клириков и т. п.). Ионафан передал соответствующие материалы журналисту «Огонька» Александру Нежному, который на их основе написал скандальное расследование «Его Блаженство без митры и жезла». Спустя три месяца синод УПЦ лишил Ионафана сана за клевету на предстоятеля, тот перешел в «раскольническую» Украинскую автокефальную церковь, но уже в 1992 году вернулся назад. Примечательно, что на Архиерейском соборе в Москве в марте 1992 г. митрополит Филарет говорил о ряде гомосексуальных скандалов, связанных с Ионафаном, что по канонам делало невозможным принятие от него каких-либо обвинений в адрес других архиереев. Когда Филарета вытеснили из Московского патриархата, а новым главой УПЦ МП стал более терпимый к гомосексуалам митрополит Владимир (Сабодан), Ионафану «вернули» архиерейский сан (такая процедура не предусмотрена канонами), сделав его постоянным членом синода и назначив на престижные кафедры (Сумская, Херсонская). С 2006 г. Ионафан возглавлял Тульчинскую епархию в Винницкой области, был возведен в сан архиепископа, а затем и митрополита.

Виновен по четырем статьям

Ионафан был частым гостем в Москве и не особо скрывал своих взглядов. После событий 2014 года написал «Гимн-молитву за Россию», в котором есть такие слова: «И дух мужества в день брани В сердце Русское вдохни… О Великая Россия, Отчий Дом, моя страна». Свое украинское гражданство Ионафан получил незаконно, сохранив гражданство РФ, что в конце 2022 года стало основанием для приостановления его украинского гражданства. Во время обыска в Тульчинской епархии УПЦ сотрудники СБУ изъяли следующие материалы: листовки «Власти России» (12 экз.); «О присоединении Республики Крым к РФ» (11 экз.); «Донбасс — Россия» (8 экз.); указ патриарха Кирилла от 6 октября 2022 г. с требованием сугубо молиться за Владимира Путина (5 экз.). Официальная позиции Московской патриархии, изложенная в письме патриарха от 9 августа 2023 г., состоит в том, что все эти материалы Ионафану подбросили. Сам митрополит частично признал свою вину в суде, отрицая при этом, что является автором «Гимна-молитвы за Россию». В его смартфоне была обнаружена инструкция по установлению зашифрованной связи с абонентами в РФ, причем митрополит отказался назвать суду и следствию источник этой инструкции.

7 августа прошлого года Винницкий городской суд (первая инстанция) признал Анатолия Ивановича Елецких (мирское имя Ионафана) виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109 («Призывы к насильному изменению конституционного строя»), ч. 1 ст. 110 («Призывы к изменению государственной границы Украины»), ч. 2 ст. 161 («Нарушение прав граждан в зависимости от их религиозных убеждений»), ч. 3 ст. 436-2 («Оправдание вооруженной агрессии РФ») УК Украины. Приговор: 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. На время обжалования приговора митрополит остался под ночным домашним арестом, но уже 9 августа подал украинским властям официальное согласие на свою передачу РФ в качестве российского военнопленного.

Ионафан в кафедральном соборе г. Тульчин, Винницкая область, Украина, 12 мая 2019 года. Фото:  Столичный Благовестник  / Flickr

Ионафан в кафедральном соборе г. Тульчин, Винницкая область, Украина, 12 мая 2019 года. Фото: Столичный Благовестник / Flickr

Рассмотрение апелляционного заявления на приговор Винницкого суда затягивалось: лишь в начале апреля этого года прокуратура попросила освободить Ионафана из-под ареста с целью выдачи его РФ. Тогда митрополит не возражал, но в середине июня, когда до обмена оставались считанные дни, внезапно заявил, что больше не считает себя военнопленным. Адвокат Ионафана Игорь Чудовский заверил, что его подзащитный «хочет и дальше работать на благо Украины». Однако суд оставил это ходатайство без рассмотрения, а 18 июня апелляционная инстанция утвердила приговор суда первой инстанции, и Ионафан должен был отправиться за решетку. Но уже 19 июня Винницкий городской суд на закрытом заседании вынес решение, которое «не подлежит публикации», об обмене Ионафана на украинских военнопленных. Пресс-служба Винницкой областной прокуратуры в связи с этим сообщила, что 11 апреля Ионафан обратился в Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными с заявлением о своем обмене и 10 июня был официально включен в украинский список на обмен. В связи с обменом митрополита освободили от уголовной ответственности, тем не менее, его адвокат готовит жалобу на приговор в Верховный суд Украины. Поскольку синод УПЦ не освобождал Ионафана от управления Тульчинской епархией, его отъезд в РФ следует трактовать как самовольное оставление кафедры, что, по церковным канонам, влечет за собой лишение сана.

Неожиданно обмен Ионафана вызвал протест знаменитого канадского адвоката Роберта Амстердама, главы международной компании «Amsterdam & Partners LLP», представлявшего в свое время интересы Михаила Ходорковского, а теперь защищающего УПЦ в международных судах. Он назвал обмен иерарха в качестве военнопленного «военным преступлением», пообещав подать соответствующее заявление против Украины в Международный уголовный суд.

«УПЦ в изгнании»

В мае 2022 г., когда собор УПЦ в киевском монастыре Феофания заявил о полной независимости этой церкви от Московского патриархата, митрополит Ионафан демонстративно продолжил поминовение патриарха Кирилла как своего предстоятеля и даже разослал священникам своей епархии инструкцию, как поминать патриарха, чтобы этого не замечали патриотически настроенные прихожане. В октябре 2022 г. синод РПЦ назначил Ионафана членом одной из патриарших комиссий, он также сохранил свое место в Патриаршем совете по культуре. В августе 2009 г. тогдашний президент РФ Медведев наградил Ионафана орденом Дружбы, с которым иерарх красуется на всех своих официальных снимках.

Москва дорожила столь ценным агентом. После приговора суда первой инстанции, 9 августа 2023 г., патриарх Кирилл официально обратился к религиозным и общественным лидерам с призывом помочь возвращению Ионафана на родину. Среди адресатов послания на первом месте стоит имя папы Римского Франциска. Все обвинения против Ионафана, даже признанные им самим, Кирилл назвал тогда «абсолютно ничтожными», а доказательства — «сфальсифицированными». «Преосвященный Ионафан, как и вся церковь, молится за мир, призывает к духовному единству Святой Руси», — писал патриарх, который годом ранее сам отменил в храмах РПЦ молитву за мир в Украине, заменив ее молитвой за победу РФ.

Во время встречи с Ионафаном в Даниловом монастыре 25 июня Кирилл подчеркивал его статус военнопленного, от которого как будто сам митрополит пытался откреститься: «Сразу видно, что пребывание в плену — не только духовном, но и физическом — свой отпечаток накладывает на человека… За свою верность патриарху, Русской православной церкви, за неготовность идти на компромиссы, граничащие с предательством, владыка претерпел скорби». В ответ Ионафан очень своеобразно исповедал свою веру: «Патриарх — символ всей Русской Церкви. Не посрамить Ваше имя было моей задачей, и это придавало мне силы в сопротивлении злу». Такой обмен репликами вызвал в среде руководства и верующих УПЦ тревожные ожидания того, что, во-первых, пропагандистская деятельность Ионафана в Москве принесет вред Украинской церкви, вызвав новые обвинения в адрес ее иерархии, а во-вторых, Москва попытается сделать Ионафана лидером «Украинской церкви в изгнании», поскольку он стал самым знаковым из пяти иерархов, бежавших из Украины в РФ после февраля 2022 г.

Несмотря на самопровозглашение УПЦ полной независимости, Московская патриархия не готова «отпустить» свою украинскую структуру, считая ее важным «гибридным» инструментом в конфликте РФ с Украиной.

Более того, без украинских делегатов РПЦ не может провести Архиерейский или Поместный собор, а Устав РПЦ императивно требует проведения собора не реже одного раза каждые четыре года (последний Архиерейский собор состоялся в 2017 г., и сформированные им органы церковного управления, в частности Высший церковный суд, утратили свою легитимность в 2021 г.). С другой стороны, отъезд в Россию наиболее одиозных промосковских иерархов УПЦ расчистит путь к объединению этой церкви с уже получившей автокефалию Православной церковью Украины (ПЦУ) и к ее признанию мировым православием.

Ионафан на литургии в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, 28 июля 2018 года. Фото:  Столичный Благовестник  / Flickr

Ионафан на литургии в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, 28 июля 2018 года. Фото: Столичный Благовестник / Flickr

Франциск набирает обороты

Официальные российские СМИ не вполне разделяют версию патриархии о том, что Ионафана «вызволил из плена» лично патриарх Кирилл. Согласно другой версии, ключевую роль в этом обмене сыграл папа Франциск, который обсуждал судьбу Ионафана и других преследуемых украинскими властями иерархов на встрече с Владимиром Зеленским 14 июня. По итогам встречи президент Украины высоко оценил усилия папы по возвращению незаконно вывезенных из Украины граждан, в первую очередь — детей. Сегодня папа принимает непосредственное участие не только в обменных процессах между Украиной и РФ, но и в поисках путей к освобождению российских политзаключенных. Поддерживающий постоянный контакт с Франциском глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов выражает надежду, что успех этих усилий папы сделает его достойным кандидатом на получение Нобелевской премии мира. В начале мая папа провел в Ватикане встречу с нобелевскими лауреатами, в ходе которой Дмитрий Муратов обратил внимание понтифика на проблему российских политзаключенных.

Леонид Севастьянов напоминает об уникальной роли Святого престола во время разных военных конфликтов последнего времени: например, папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI осуждали войны в Ираке и Ливии, выступая при этом посредниками между бывшими лидерами этих стран и западными политиками. Институт папства является единственным в современном мире прямым наследником Римской империи, того Pax Romana, что лежит у истоков всей западной цивилизации (впрочем, византийской и русской тоже, поскольку они называли себя Вторым и Третьим Римами). «В условиях, когда потерпели фиаско международные институты, созданные по итогам Второй мировой войны, — говорил Севастьянов, — только священный Рим может стать столицей новых Объединенных Наций, Вечным городом, где заключается Вечный мир».

Кто в очереди на обмен?

Год назад руководитель СБУ Василий Малюк сообщал о 61 уголовном деле, возбужденном Службой в отношении священнослужителей УПЦ. Очевидно, сегодня таких дел еще больше. Ионафан стал первым иерархом, переданным в рамках обмена, ранее России передавали только священников — Николая Зирку из Горловской епархии и Андрея Павленко из Лисичанска. Последнего в РФ считают особо ценным сотрудником — за него одного в Украину вернули 28 военнопленных.

Небольшая группа прихожан Украинской православной церкви (Московский патриархат) собирается на молебен у монастыря Киево-Печерской лавры, Украина, 19 октября 2023 года. Фото: Олег Петрасюк / EPA-EFE

Небольшая группа прихожан Украинской православной церкви (Московский патриархат) собирается на молебен у монастыря Киево-Печерской лавры, Украина, 19 октября 2023 года. Фото: Олег Петрасюк / EPA-EFE

В «Реестре предателей», который ведет украинское общественное движение «Чесно», значится 41 религиозный деятель, в том числе 40 представителей УПЦ. Все они обвиняются по одним и тем же статьям УК Украины — оправдание вооруженной агрессии и разжигание межконфессиональной вражды. Сейчас в Киеве идет судебный процесс над Запорожским митрополитом УПЦ Лукой (Коваленко), весьма несдержанным на язык. После 2014 года он систематически выступал с проповедями, содержащими критику самой идеи украинской государственности и призывы «сплотиться вокруг патриарха Кирилла» (агента КГБ «Михайлова»). В СИЗО помещен Святогорский митрополит Арсений, который прямо с церковного амвона в прямом эфире YouTube называл точные координаты расположения воинских подразделений ВСУ в окрестностях Святогорска (Донецкая обл.). Под домашним арестом находятся еще два влиятельных митрополита УПЦ — наместник Киево-Печерской лавры Павел (Лебидь) (под круглосуточным) и управляющий Черкасской епархией Феодосий (под ночным).

Продолжается процесс перехода общин из УПЦ в патриотическую ПЦУ, которая получила автокефалию в 2019 г. от Константинопольского патриархата. Только за первые месяцы «СВО» с «московской церковью» (как ее называют в просторечье) порвало более 700 приходов, а на сегодня их число достигает полутора тысяч. Количественно УПЦ по-прежнему лидирует в религиозной статистике Украины, но ее позиции заметно слабеют.

Вопрос правового статуса преследуемых в Украине иерархов и клириков УПЦ, конечно, является спорным. Некоторые из тех, кто напрямую сотрудничал с компетентными органами РФ, могут быть приравнены к военнопленным. С «просто сочувствующими» все не так однозначно. В любом случае, обменный процесс такого рода приносит пользу обеим сторонам: клирики, влюбленные в путинскую Россию, получают возможность насладиться жизнью в стране своей мечты, а УПЦ, очистившись от такого контингента, получает шанс вернуться в лоно мирового православия.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.