СюжетыОбщество

Эстонская церковь отрекается от Московского патриархата

Эстонские власти и руководство Эстонской православной церкви Московского патриархата согласовали «дорожную карту» полного разрыва с Москвой

Эстонская церковь отрекается от Московского патриархата

Епископ ЭПЦ Даниил Леписка. Фото: Remo Tõnismäe / Õhtuleht / Scanpix / LETA

О согласованном плане постепенного отхода Эстонской православной церкви (ЭПЦ) и Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря от Московского патриархата сообщили 30 июля в совместном заявлении официальные представители церкви, монастыря и Министерства внутренних дел Эстонии. Цитаты из документа на эстонском языке приводит официальный сайт МВД Эстонии; они также приводятся и на официальном сайте ЭПЦ, но отсутствуют в его русскоязычной версии.

Заявление стало результатом сложных переговоров представителя министерства Райво Кюйта с епископом ЭПЦ Даниилом (Леписка) и адвокатом монастыря Стивеном-Христо Эвестусом. В документе говорится о необходимости полного отделения ЭПЦ от Московского патриархата — не только в формально-юридическом, но и в церковно-каноническом отношениях. По словам Райво Кюйта, сохранение ЭПЦ в составе Московского патриархата, безоговорочно оправдывающего «специальную военную операцию» против Украины, ведет к усилению «влияния враждебных режимов» в Эстонии. Вместе с тем, пока процесс отделения ЭПЦ и Пюхтицкого монастыря, находящегося в прямом подчинении патриарху Кириллу, от Московского патриархата не завершен, эстонское государство не будет ограничивать их деятельность.

ЭПЦ обещает провести процесс отделения в два этапа: сначала изменить на соборе церкви свой действующий устав, а затем начать консультации об объединении с Эстонской апостольской православной церковью, входящей в состав Константинопольского патриархата. Это означает, что ЭПЦ также считает возможным свой переход в Константинопольский патриархат — первый по чести в мировом православии, с которым РПЦ разорвала каноническое общение в 2018 году. Как и Украинская православная церковь (УПЦ), до 2022 года также входившая в Московский патриархат,

ЭПЦ обещает изъять из своего устава любые упоминания о связях с Москвой, кроме ссылки на патриарший и синодальный Томос РПЦ 1993 года, предоставивший ЭПЦ самоуправление.

Руководство ЭПЦ направило патриарху и синоду РПЦ обращение с требованием отменить ставропигиальный статус (то есть прямое подчинение патриарху) Александро-Невского кафедрального собора в Таллинне. Вопрос статуса Пюхтицкого женского монастыря, не входящего в структуру ЭПЦ, будет обсуждаться отдельно, но монастырь также готов внести в свой устав поправки, согласно которым он войдет в состав ЭПЦ.

Руководство ЭПЦ завершит подготовку поправок в устав к концу августа, чтобы к концу сентября МВД смогло одобрить или отвергнуть внесенные церковью предложения. Министерство также возьмет на себя роль посредника при подготовке переговоров ЭПЦ с представителями Константинопольского патриархата.

Епископ ЭПЦ Даниил Леписка на встрече в Министерстве внутренних дел, 2 апреля 2024 года. Фото: Mihkel Maripuu / Postimees / Scanpix Baltics / LETA

Епископ ЭПЦ Даниил Леписка на встрече в Министерстве внутренних дел, 2 апреля 2024 года. Фото: Mihkel Maripuu / Postimees / Scanpix Baltics / LETA

Как писала «Новая-Европа», в преддверии Пасхи нынешнего года эстонские власти разорвали договоры аренды с некоторыми религиозными организациями ЭПЦ из-за их нежелания пойти на разрыв с Московским патриархатом и участия в пропаганде «русского мира» под церковной крышей. Исторически ЭПЦ, состоящая из 39 приходов, объединяет в основном русскоязычных жителей страны (около 100 тысяч человек, или 7 % населения Эстонии), поскольку православные, говорящие на других языках, принадлежат к церкви Константинопольского патриархата, легальная деятельность которой была восстановлена в Эстонии в начале 1990-х. В начале февраля страну покинул предстоятель ЭПЦ, гражданин РФ митрополит Евгений (Решетников), которому эстонские власти не продлили ВНЖ после его многочисленных отказов прямо и внятно осудить действия РФ на территории Украины и провоенную и ксенофобскую риторику патриарха Кирилла. Особую тревогу Эстонии вызвал «Наказ» Всемирного русского народного собора за подписью патриарха, принятый 27 марта,

где декларируется, что границы «русского мира», возглавляемого Путиным, «существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторической России».

Митрополит Евгений входил в состав Совета Всемирного русского народного собора, членство в котором он приостановил только в апреле. В настоящее время он проживает в Псково-Печорском монастыре, расположенном всего в двух километрах от границы России с Эстонией, и имеет репутацию довольно близкого к патриарху архиерея.

11 апреля нынешнего года министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс призвал объявить Московский патриархат террористической организацией, деятельность которой недопустима в правовых государствах. Ранее эстонский парламент — Рийгикогу — уже признал РФ «террористическим государством», а правительство Эстонии наложило санкции на сотни влиятельных граждан России, включая Владимира Гундяева, известного также как «патриарх Кирилл» и агент КГБ «Михайлов». Он находится под санкциями еще ряда западных государств.

Статус структур Московского патриархата в двух других странах Балтии — Латвии и Литве — урегулирован по-разному. Если в Латвии осенью 2022 года был принят закон, запрещающий подчинение религиозных организаций центру на территории государства-агрессора и Латвийская православная церковь по этому закону вышла из Московского патриархата без провозглашения автокефалии, то в Литве продолжает действовать епархия РПЦ, подвергающая каноническим репрессиям антивоенно настроенных клириков. Этих клириков принял под свой омофор Константинопольский патриархат, который в марте 2023 года учредил свой Литовский экзархат. Уже в июле этого года в его состав вошел диакон Андрей Кураев, также незаконно лишенный сана в РПЦ и вынужденный покинуть Россию.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.