Хайнц Альфред Киссингер (имя при рождении) родился 27 мая 1923 года в семье ортодоксальных евреев в Германии. В 1938 году он вместе с матерью и отцом эмигрировал в США, 13 оставшихся в стране родственников погибли во время Холокоста. В Нью-Йорке будущий политик сменил имя на Генри.
Генри Киссинджер (в центре) и еще один мужчина беседуют с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко (слева) во время визита советского лидера Леонида Брежнева в Вашингтон, 18 июня 1971 г. Фото: U.S. News & World Report magazine photograph collection (Library of Congress)
Киссинджер служил в армии, в том числе в контрразведке, а в 1954 году получил степень доктора политических наук в Гарвардском университете. Он выступал экспертом по вопросам безопасности при трех президентах: Дуайте Эйзенхауэре, Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне. Затем, при Ричарде Никсоне и Джеральде Форде, занимал должность госсекретаря США.
Никсон и Киссинджер, 31 мая 1974 г. Фото: U.S. News & World Report magazine photograph collection (Library of Congress)
Никсон и Киссинджер, 31 мая 1974 г. Фото: U.S. News & World Report magazine photograph collection (Library of Congress)
Киссинджер был сторонником «реальной политики» и зачастую основывал свои решения на практических, а не на идеологических и этических соображениях. Он нормализовал отношения с Китаем и добился стабильности между странами.
Политик также сыграл важную роль в достижении исторической разрядки между США и СССР во время холодной войны. Во многом благодаря Киссинджеру Никсон впервые приехал в СССР в 1972 году и подписал Договор об ограничении систем противоракетной обороны.
Председатель Мао Цзэдун пожимает руку Генри Киссинджеру, на которого смотрят президент Джеральд Форд и его жена, Пекин, декабрь 1975 года. Фото: Pictures From History / Universal Images Group / Getty Images
Генри и Нэнси Киссинджер в своей квартире в Нью-Йорке, 28 ноября 1978 г. Фото: Bernard Gotfryd photograph collection (Library of Congress)
В следующем году при посредничестве госсекретаря США подписали Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. За это главы делегаций США и Северного Вьетнама Генри Киссинджер и Ле Дык Тхо были удостоены Нобелевской премии мира (Ле Дык Тхо отказался ее принять, так как подлинный мир во Вьетнаме так и не наступил. — Прим. ред.)
Советник президента США Генри Киссинджер и представитель Ханоя Ле Дык Тхо, после встречи по мирному соглашению с Вьетнамом, 23 января 1973 г. Фото: Bettmann / Kontributor / Getty Images
В то же время Киссинджер лично утверждал планы бомбардировок Камбоджи в 1969–1970 годах, в результате которых погибли до 500 тысяч человек.
Министр обороны Израиля Моше Даян встречается с генсеком Киссинджером, 4 января 1974 г. Фото: U.S. News & World Report magazine photograph collection (Library of Congress)
В начале 1970-х годов благодаря его «челночной дипломатии» (регулярным переговорам в Израиле, Египте и Сирии — Прим. ред.) арабо-израильский конфликт завершился подписанием двух соглашений о разъединении израильских и египетских войск на Синайском полуострове.
Путин с Киссинджером в Кремле, 29 июня 2017 г. Фото: kremlin.ru
После ухода с поста госсекретаря Киссинджер неоднократно приезжал в Россию и встречался с Владимиром Путиным. Комментируя начавшуюся в 2022 году полномасштабную войну, он отмечал, что «теперь, когда между НАТО и Россией больше нет нейтральных зон, Западу лучше принять Украину в НАТО». Как сообщают СМИ, он критиковал российскую аннексию Крыма, но считал, что после окончания войны Киев должен вернуть все утраченные территории «за спорным исключением Крыма».
Путин с Киссинджером в Кремле, 29 июня 2017 г. Фото: kremlin.ru
«Когда страны в состоянии нанести урон в десятки миллионов человек за несколько часов, мир становится моральным императивом, настоятельной потребностью. <…> Но коренная дилемма нашего времени заключается в том, что, если поиски мира превратятся в единственную цель политики, страх войны становится оружием в руках самых жестоких людей», — писал Киссинджер в 1979 году.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».