РепортажиОбщество

Катитесь отсюда

Как Париж переживает отмену электросамокатов, а главное — куда их теперь денут? Корреспондентка «Новой-Европа» спросила об этом у самих компаний по прокату

Катитесь отсюда

Фото: EPA-EFE/MOHAMMED BADRA

Начало августа. Мы прогуливаемся по 20-му округу Парижа вместе с Франсуазой, моей соседкой. Проходя мимо стоянки электросамокатов Lime, она замечает, что самокаты лежат на асфальте вразнобой. Один из них жалобно пищит.

— Они очень опасны, — говорит Франсуаза и останавливается, чтобы отдышаться и отдохнуть. Франсуазе за 70 лет, у нее болит нога. Врач рекомендовал ей легкие физические нагрузки, и Франсуаза ежедневно совершает променад. — Моя знакомая видела, как девушка ехала на электросамокате в шлеме, в наушниках. Она попала в аварию с автобусом и умерла.

Я не уточняю подробностей, так как мне кажется, что история больше похожа на пересказ газетной новости. Но я понимаю, что для Франсуазы город без арендных электросамокатов станет безопаснее: если бы вдруг кто-то выскочил на скорости на тротуар, она бы не успела среагировать. И я вспоминаю, как ходила беременная по Москве и несколько раз чудом оставалась невредимой: самокатчики пролетали мимо на расстоянии нескольких сантиметров от моего живота.

Париж стал первым европейским городом, который запустил сервис по аренде электросамокатов, и первым, где его полностью запретили. Главный аргумент — они травмоопасны. Речь о результатах референдума, проведенного в апреле, на котором 89% избирателей решили, что арендные электросамокаты в городе им не нужны и их должны убрать с улиц к 1 сентября. Голосование раскритиковали за низкую явку как сторонники электросамокатов, так и противники («знали бы, то голосов против было бы больше»). Явка составила всего 7,5%: высказались 103 тысячи парижан. Голосование было проведено по инициативе Анн Идальго — мэра Парижа из Социалистической партии Франции. Идальго поддерживает распространение велосипедов и хочет избавить город от бензиновых или дизельных автомобилей к 2030 году.

Анн Идальго. Фото:  Facebook

Анн Идальго. Фото: Facebook

Такую форму прямой демократии мэрия Парижа опробовала впервые. В принципе, муниципалитет мог принять это решение без участия жителей города, не продлевать контракт с компаниями проката самокатов и выбрать новый тендер для улучшения городской среды. Так, например, уже сделали в Тулузе, Ницце и в Вийёрбане.

— Я очень огорчена этим решением, потому что я использую эти самокаты по двум основным причинам. Во-первых, это способ быстро добраться куда-либо. И чтобы возвращаться домой ночью, когда метро закрыто, а Uber очень дорогой или вокруг меня не так много машин, — рассказывает американская инфлюенсерка Аманда Роллинс, которая живет в Париже с 2017 года. На Аманду подписаны 700 тысяч человек в тиктоке.

— Это решение довольно спорное. Никто особо не афишировал, что голосование состоится. Может быть, за пару недель до него на самокатах были маленькие наклейки с надписью «Эй, будет голосование».

В процентном соотношении от людей, которые пользуются этими самокатами, на голосование пришло всего 2%. Многие люди злятся из-за этого, потому что им кажется, что голосование было проведено как бы тайком. Люди, которым это действительно важно, не были проинформированы, и у них не было возможности высказаться. Кто, например, кто из 18-летних подростков следит за политикой?

Ранее Аманда продвигала электросамокаты Dott, рассказывая, что любит, когда волосы развеваются на ветру, и катается по ночному Парижу, потому для нее это безопаснее, чем ходить пешком. «За 30 баксов в месяц я получаю 30 поездок в течение 30 минут», — говорит она в ролике перед публикацией промокода на бесплатные поездки. Аманда утверждает, что эта публикация не была проспонсирована, просто она любит самокаты. Для сравнения, месячный проездной в Париже для поездок на метро, электричках, трамваях и автобусах стоит 84 евро.

Накануне голосования разгорелся скандал. Оказалось, что компании по аренде электросамокатов платили инфлюенсерам за то, чтобы те призывали голосовать за их сохранение. Публикации выходили без упоминания платного партнерства, как это положено по французским законам, или пометка о рекламе появлялась спустя несколько часов.

«С одной стороны, запрет аренды электросамокатов — наглость. Годами создавалось мнение, что не нужно пользоваться автомобилем. Что нам делать, когда проходят транспортные забастовки? И в то же время самые наглые люди во всей этой истории — это самокатчики. Они проносятся мимо вас, не стесняясь, задевают вас. За последние годы самокатов, которые меня задели, было больше, чем людей. Теперь самыми ненавистными станут велосипеды. На самом деле, хоть я и критикую, самокаты практичны. Я просто завидую, потому что поклялась маме больше никогда их не использовать», — рассказывает в тиктоке стендап-актриса Нина Азулай.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Маршрут до травмпункта построен

Но вообще-то, моя соседка Франсуаза, похоже, права: электросамокаты не безопасны. Это подтверждает новое исследование с участием 5233 пациентов, госпитализированных в больницы Франции с 2019 по 2022 годы. Исследователи задались вопросом, какова тяжесть травм, связанных с использованием электросамокатов, по сравнению с травмами от мотоциклов или велосипедов, и внимательно изучили базу данных Национального регистра травм Франции. Оказалось, что у пользователей электросамокатов были более серьезные травмы, чем у пользователей мотоциклов и автомобилей. В частности, в два раза чаще они получали черепно-мозговые травмы — с риском потерять речь, память, возможность обслуживать себя и испытывать хроническую боль.

Что интересно, 88,5% пользователей электросамокатов, оказавшихся в больнице с травмой, были мужчины. Если обратить внимание на типичный портрет пострадавшего, это 33-летний мужчина, который не носил защитный шлем и перед использованием самоката выпил больше двух стаканов спиртосодержащего напитка (установленный законом Франции порог — 0,5 г алкоголя на литр крови), а после получения травмы лечился в одном из травматологических центров Парижа.

Где обязательно носить шлем при использовании электросамоката:
  • Монако
  • Брисбен, Австралия
  • Лос-Анджелес (для несовершеннолетних)
  • Южная Корея
  • Во Франции и Германии ношение шлема рекомендуется, но не обязательно.
  • В России с 1 марта 2023 года и в Казахстане с 30 августа 2023 года ношение шлема при использовании электросамоката обязательно.

«За четыре года количество серьезных аварий на самокатах выросло на 184%», — пишут авторы исследования. Травмоопасность электросамокатов стала предметом исследования по всему миру: в США, Сингапуре, Германии, Израиле.

По сообщению Французской медицинской академии, три четверти аварий происходят без столкновения с другими участниками дорожного движения. Вот причины, которые перечислены в декабрьском докладе 2022 года: потеря управления, недостаток внимания (часто связанный с использованием телефона), вождение одной рукой, отсутствие опыта, превышение скорости, наличие неожиданных препятствий на пути.

Заведующий отделением ортопедической хирургии больницы Сен-Антуан в Париже Ален Соте рассказывает про частый механизм травмы: «Колесо застревает на небольшом упоре или яме и приводит к внезапной остановке электросамоката с падением водителя.

Падение с электросамоката, ехавшего со скоростью 25 км/ч, — это всё равно что открыть дверь и выйти из автомобиля на такой же скорости».

И если падение молодых людей с электросамокатов и последствия в виде сломанных рук и пальцев для хирурга не удивительны, то новый вызов для врачей — это травмы людей старше 40 лет, которые при падении чаще ломают ноги, бедра, колени, лодыжки и затем долго восстанавливаются, нередко с вторичными осложнениями.

Убойная скорость

Не все противники и сторонники электросамокатов имели возможность проголосовать на референдуме. По мнению эмигранта из Петербурга Андрея Демидова, известного по деятельности независимого профсоюза «Учитель», электросамокаты — популярный способ передвижения по городу для туристов, но ведут они себя очень безответственно.

— Часто приходится видеть, что самокат брошен посреди велосипедной дорожки. А если случился инцидент и человек скрылся, уехал из страны, вы его не найдете,

— считает Андрей.

Четыре года назад его дочь на тротуаре на площади Клиши сбила туристка. Папа и семилетний ребенок стояли возле кафе и ждали маму. Когда жена Андрея вышла из кафе с пиццей, дочь побежала навстречу, и в этот момент ее сбила девушка на арендованном самокате.

— Скорость была не очень большая, но удар случился довольно сильный. Голова ребенка — это уровень руля самоката. К счастью, каких-то серьезных повреждений, переломов не было, поэтому делу ход мы не дали. Надо было вызывать полицию, ждать, а ребенок и так был напуган. Девушка извинилась, была готова оставить свои контакты. Мы ее отпустили.

Андрей знал о референдуме, но голосовать не мог, так как не имеет гражданства Франции. При этом он тоже подчеркивает, что большой кампании по информированию парижан о голосовании не было. Сам Андрей по Парижу передвигается на велосипеде и считает, что этот вид городского транспорта безопаснее электросамоката и удобнее, чем метро.

— Если вы на велосипеде потеряли контроль и испугались, то вы можете нажать тормоз и остановиться, если вы не едете по какой-то крутой горке. С самокатом это невозможно: он так и будет нестись с убойной скоростью, — комментирует Андрей. — Отчасти мой выбор в пользу велосипеда связан с экономическими соображениями: не надо тратиться на проездной. Я привык, да и физкультура. За пять лет, пока мы в Париже, много где проложили велодорожки, ездить стало удобнее.

Фото: EPA-EFE/MOHAMMED BADRA

Фото: EPA-EFE/MOHAMMED BADRA

Все разъехались кто куда

Урбанист и сотрудник Центра социологических и экономических исследований в Лилле Фредерик Эран называет признаки, по которым электросамокаты опаснее велосипедов: они менее устойчивы и имеют высокий риск опрокидывания вперед, их колеса плохо справляются с булыжниками, а еще опасными их делает высокая скорость. Сейчас ограничение скорости (теперь уже только личных) электросамокатов в Париже — 10 км/ч в 700 наиболее оживленных зонах города, в некоторых местах разрешается езда до 20 км/ч. Такую меру приняла мэрия Парижа после смерти молодой итальянской туристки в 2021 году. «Однако существует множество сайтов, рассказывающих, как «раскрыть мощь» электросамокатов. Некоторые из них могут развивать скорость до 70 км/ч и больше!» — пишет Эран.

На запрос «Новой газеты Европа» все компании, представленные во французской столице, ответили, что теперь сосредоточатся на развитии аренды велосипедов в городе и электросамокатов в других городах Европы. Они не стали дожидаться 1 сентября и постепенно с середины июля стали убирать самокаты с парижских улиц.

— Уход от общего использования электросамокатов означает, что Париж изолируется от остального мира, где крупные столицы, такие как Вашингтон, Мадрид, Рим, Лондон, Берлин и Вена, внедряют политику, поддерживающую электросамокаты

как способ снижения ненужного использования автомобилей, — рассказал Флориан Андерс, пресс-секретарь компании Tier. Сейчас в Париже находятся пять тысяч их электровелов.

На вопрос о том, что будет с их пятью тысячами самокатов, компания Lime ответила, что они отправятся в другие европейские города, где растет спрос на этот вид транспорта. Например, в Лондон, где недавно компания выиграла тендер, во французский Лилль, где они победили в конкурсе по развитию экологичной мобильности, в Копенгаген, в города Германии — там старые самокаты заменят на более новые.

Пресс-служба Lime сообщила, что в 2021 году, на момент запуска велосипедного сервиса в Париже, компания располагала тремя тысячами велосипедов, а сейчас их парк вырос до 10 тысяч штук. «В ближайшие месяцы мы определим, нужно ли увеличивать количество велосипедов, и это будет согласовано с городом Париж и пригородами, где размещены олимпийские объекты».

Директор по коммуникациям компании Dott Роберт Хейкокс написал, что их электросамокаты поедут в Бордо, Мадрид, Лондон, города Бельгии и отметил: «Мы больше не находимся в конфликте с мэрией Парижа и будем тесно сотрудничать с ними для достижения общей цели и чтобы люди пользовались экологичными видами транспорта. За год до начала Олимпийских игр в Париже мы надеемся расширить наш сервис на прилегающие пригороды». Компания утверждает, что спрос на электровелосипеды в этом году уже вырос на 66%, если сравнивать с предыдущим годом.

Не сказать, что количество пользователей электровелосипедов заметно увеличилось за последний месяц и пропорционально заменило самокатчиков. Возможно потому, что август в Париже — время отпусков. Все, кто могут, просто уезжают из города. Кажется, что в это время года можно безопасно идти по пешеходному переходу на красный свет, многие парижане так делают всегда.

По дороге к дому я вижу, как у стоянки, где раньше лежали самокаты, лежат велосипеды. Мимо меня на личном электросамокате проезжает мужчина с дредами. Одной рукой он держит руль, другой зажимает кнопку телефона, чтобы отправить аудиосообщение.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.