СюжетыПолитика

«За час до встречи с Бушем мне позвонила Меркель»

Саакашвили рассказал о том, почему Грузия в 2008 году не получила план действий по членству в НАТО и как это повлияло на судьбу мира

«За час до встречи с Бушем мне позвонила Меркель»

Грузинские солдаты во время выпускной церемонии в Совместном учебно-оценочном центре НАТО-Грузия в Крцаниси недалеко от Тбилиси, Грузия, 15 марта 2019 г. Фото: EPA-EFE/ZURAB KURTSIKIDZE

В Киеве официально создано «Международное движение за свободу Михаила Саакашвили», первую встречу у себя в офисе провел на этой неделе Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитро Лубинец.

Украинский омбудсмен обвинил власти Грузии в нарушении прав Саакашвили, который с 2015 года является гражданином Украины. Другого гражданства у него на сегодня нет: власти Грузии даже не предложили третьему президенту сохранить за ним гражданство на родине, поэтому грузинского паспорта он лишился автоматически.

В октябре будет два года с тех пор, как Саакашвили находится в заключении в Тбилиси. Из-за двух продолжительных голодовок и крайнего истощения власти согласились перевести его в частную тбилисскую больницу, где он содержится под стражей. Однако улучшений в состоянии здоровья нет, и члены семьи экс-президента, его соратники и многочисленные сторонники в Грузии и за рубежом непрерывно требуют перевода Саакашвили на лечение в страну ЕС.

Пока нет никаких признаков того, что правительство «Грузинской мечты» согласится на такой шаг, однако на днях произошло небольшое чудо: осмотреть Саакашвили допустили группу польских врачей. Миссия была создана по настоянию стран Евросоюза.

Но чудо быстро закончилось, как всегда, скандалом: грузинские власти обвинили одного из польских врачей в попытке украсть биоматериалы заключенного экс-президента.

Согласно официальному заявлению Пенитенциарной службы,

«один из врачей завернул в бумагу образец, взятый у осужденного Саакашвили, и пытался тайком вынести его из клиники, спрятав в ботинок».

Заверения польских врачей в том, что они и так получили результаты анализов, не подействовали. Не помогло и заявление МИД Польши, который счел странным способом сотрудничества «публикацию видеозаписи обыска польского врача и эмоциональных заявлений представителей государственных органов Грузии».

В итоге премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили от имени властей отказался продолжать сотрудничество с польскими медиками, но разрешил семье Саакашвили пригласить для осмотра других зарубежных врачей. По словам Гарибашвили, в Польше попытались «поставить новый спектакль» по слухам о том, что Саакашвили отравили.

Всё, что делали до этого, не сработало

Между тем Дмитро Лубинец в Киеве вопрошал: «Почему к Саакашвили не допустили представителей властей Украины, украинского омбудсмена, который написал уже десятки писем в Минюст Грузии, в администрацию президента, к грузинскому омбудсмену? Я не получил никакого официального ответа от властей Грузии. Сегодняшней встречей мы хотим показать властям Грузии, что мы не ограничимся официальными письмами, мы будем выступать публично и направлять требования в европейские институты».

На встрече нового движения одним из главных спикеров стал глава парламентской фракции украинской правящей партии «Слуга народа» Давид Арахамия.

Давид Арахамия. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY-SA 4.0

Давид Арахамия. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

В детстве Арахамия, как и сотни тысяч других грузин, вместе с семьей бежал от войны в Абхазии. Так он попал из Гагры в украинский Николаев. Сегодня Арахамия — один из самых влиятельных людей в украинском парламенте и один из самых критикуемых правительством «Грузинской мечты» украинских политиков.

«Мечта» обвиняет Арахамию в желании вмешиваться в грузинские политические процессы. В ответ Арахамия поддерживает интригу, часто комментируя события в Грузии в эфирах оппозиционных телеканалов, и даже обещал подучить забытый грузинский язык. Власти Грузии Арахамия не раз называл «коллаборационистами» и грозился посодействовать введению санкций против Бидзины Иванишвили — основателя «Мечты» и закулисного правителя Грузии.

Однако на встрече в Киеве Арахамия признал: «Всё, что мы делали до этого [для освобождения Саакашвили], не сработало».

Теперь он предлагает усилить давление на власти Грузии со стороны европейской общественности и для этого провести «политический флешмоб»: парламенты европейских стран должны принять резолюцию с требованием освободить Саакашвили, после чего, по мнению Арахамии, у «Грузинской мечты» не будет другого выхода.

Украинский политик уверен, что власти Грузии напуганы тем, что Саакашвили в случае освобождения может стать их главным конкурентом на выборах парламента в 2024 году.

Арахамия напомнил, что из-за давления Запада президент Грузии Саломе Зурабишвили, «которая хочет, чтобы в мире с ней встречались, здоровались и воспринимали как дипломата», недавно помиловала основателя самой оппозиционной грузинской телекомпании «Мтавари» Николоза Гварамию.

«В Европе грузинским чиновникам не подавали руки, говорили, что вы декларируете курс на Евросоюз, но сами посадили журналиста в тюрьму и не можете объяснить почему, по какой-то надуманной причине. Мы рады, что журналиста освободили. Теперь следующий этап — господин Саакашвили. Это уже не касается политики, это вопрос о спасении жизни, гуманитарная миссия. Саакашвили, гражданин Украины, фактически умирает в тюрьме, и ответственность за это на 100% лежит на властях Грузии», — сказал Арахамия.

Еще один беженец из Абхазии

Сам Ника Гварамия тоже выступил на встрече в Киеве. Как и Арахамия, Гварамия родом из Абхазии, они почти ровесники: одному — 44, другому — 47.

Гварамия объяснил, почему так яростно защищает Саакашвили: он назвал его автором современного грузинского государства, в котором даже он, беженец из Абхазии, смог стать министром. Гварамия занимал в правительстве Саакашвили в 2005–2009 годах посты заместителя генпрокурора, а также министра юстиции и министра образования. Как подтверждают международные рейтинги, успехи в борьбе с коррупцией и непотизмом были признанными достижениями правительства Саакашвили.

«До «Революции роз» 2003 года считалось невозможным, чтобы такой человек, как я, стал в Грузии министром. Но я им стал. Потому что Миша изменил в Грузии всё, он сделал из Грузии не постсоветскую, а настоящую страну. К сожалению, сейчас всё вернулось назад. Сейчас политика Грузии как никогда близка к российской. Это парадокс, потому что Россия сейчас слаба как никогда. [Но] власти Грузии делают ставку на то, что Россия победит [в войне с Украиной].

Саакашвили — символ того, что правительство Грузии сейчас находится на темной стороне. Он также символ свободного мира, и в его лице Иванишвили наказывает Запад и Украину. Саакашвили сидит и потому, что предсказал войну в Украине».

Заключительное слово Ники Гварамия в суде, июнь 2022 года. Фото: скрин  видео

Заключительное слово Ники Гварамия в суде, июнь 2022 года. Фото: скрин видео

Гварамия предложил подключить к процессу освобождения Саакашвили не только Украину, Европу и США, но и страны региона — Турцию, Азербайджан и Армению:

«Эти страны должны сказать свое слово режиму Иванишвили. Я думаю, что Миша заслужил это от них, и уверен, что они также болеют за него. Просто об этом надо говорить громко и открыто».

Гварамия после освобождения из тюрьмы стал первым грузином, получившим премию за свободу прессы Комитета защиты журналистов (CPJ). Премию ему вручат в ноябре в Нью-Йорке. В списке лауреатов вместе с ним еще три журналиста из Мексики, Индии и Тоголезской Республики. Очевидно, что ни одна из этих стран, в отличие от Грузии, не собирается вступать в Евросоюз.

«Как телеведущий Гварамия известен резкой критикой в адрес правящей партии «Грузинская мечта». Его шоу часто включали расследования, разоблачающие предполагаемую коррупцию в правительстве, а также обвинения в пророссийской предвзятости грузинских властей», — так объяснили свое решение в СPJ.

В Киев Гварамия приехал из Страсбурга, куда на прошлой неделе был приглашен депутатами Европарламента. Практически сразу же после освобождения из тюрьмы он уже с европейской трибуны снова критиковал власти.

Сейчас Гварамия не исключает, что примет активное участие в выборах 2024 года — уже в качестве политика.

В «Грузинской мечте» поездку Гварамии в Страсбург расценили как желание Европарламента «углубить поляризацию в Грузии». По крайней мере председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе «уяснил», почему президент Зурабишвили решила помиловать Гварамия.

«Становится ясно, под чью диктовку Саломе Зурабишвили помиловала Нику Гварамию… Главной целью помилования было разжечь поляризацию — весь политический состав оппозиции не может этого сделать… Это очень плохо, потому что кажется, что некоторые люди не унимаются. Они хотят поляризации. Наша цель — поддерживать мир в стране», — заявил Кобахидзе.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Неунимающийся Европарламент

Перевести Саакашвили за границу на этой неделе снова требовали и в Брюсселе. Очередное обращение подписали делегаты из Грузии, Польши, Литвы и Украины. Вместе с европарламентариями они провели конференцию, посвященную 15-летию августовской войны между Россией и Грузией.

В форуме участвовали бывшие президенты Литвы и Эстонии — и это было очень важно, так как они выступали в качестве свидетелей.

В августе 2008 года в Тбилиси, несмотря на воздушную блокаду, приехали главы Украины, Польши и стран Балтии, чтобы поддержать Саакашвили, оставшегося один на один с надвигающимися на Тбилиси русскими танками.

Исход начавшейся 8 августа войны еще был не совсем ясен, но 13 августа на проспекте Руставели перед многотысячной манифестацией стояли президент Польши Лех Качиньский, президент Украины Виктор Ющенко, президент Литвы Валдас Адамкус, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и премьер-министр Латвии Ивар Годманис.

Сегодня уже бывшие президенты напрямую связывают войну в Грузии пятнадцатилетней давности с происходящими сейчас боями в Украине.

Тоомас Хендрик Ильвес

Экс-президент Эстонии, политик, дипломат, журналист

«В 2008 году, когда Россия вторглась в Грузию, мы, лидеры стран Балтии и президент Польши, приехали в Тбилиси, чтобы проявить солидарность. Потом Евросоюз решил, что несмотря на вторжение, надо вернуться к статус-кво в обмен на восстановление соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Мы понимали, что российские войска останутся в Грузии. 15 лет спустя войска всё еще там, и ничего не изменилось. И это стало самым большим уроком по поводу подходов в Евросоюзе к странам Центральной и Восточной Европы еще до того, как в 2014 году произошло вторжение и оккупация Крыма.

Еще одна вещь: в 2009 году французский президент Саркози и президент США Обама решили: что было, то было, и отношения с Россией надо начинать с чистого листа. Именно такая политика перезагрузки продолжалась с 2009 по 2014 год. Потом, после аннексии Крыма, Ангела Меркель подписала соглашение с Россией о строительстве газопровода «Северный поток-2». Это всё, что я хотел сказать».

Валдас Адамкус

Экс-президент Литвы

«К сожалению, свободный мир не смог остановить злобную и зверскую российскую агрессию против суверенной Грузии. Это и сегодня происходит в Украине. Нам всё еще нужны солидарность, единство и лидерство в нашей части мира. Лидеры не должны пугаться смелых решений и взглядов. Украина, Грузия и Молдова являются частью нашей европейской семьи, и время твердо убеждает нас, что победа Украины является единственной дорогой, которая станет гарантией единства, свободы и мира в Европе».

Сам Михаил Саакашвили послал в Брюссель письмо, в котором вспомнил судьбоносный для Грузии и Украины саммит НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года и то, как канцлер Германии Меркель не дала ему договориться с Джорджем Бушем о получении Плана действий по членству в НАТО (Membership Action Plan).

Из письма экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, зачитанного в Европарламенте:

«В августе 2008 года только благодаря героическому сопротивлению грузинских солдат мы в первые дни вторжения задержали российскую 58-ю армию, превосходящую наши силы в 20 раз, тяжело ранили командующего армией генерала Хрулева и сбили 14 российских самолетов.

В это время президент Качинский привез в Тбилиси пять лидеров Восточной и Центральной Европы. Они рисковали своей жизнью. И, наконец, твердо действовали Соединенные Штаты: они начали военно-гуманитарную операцию, которая окончательно остановила русских на подступах к Тбилиси.

В те дни поляки были в тесном контакте с американцами и призывали их к большей твердости.

В 2008 году в Бухаресте нас отдали на растерзание волкам. Несмотря на героические усилия Леха Качинского и польской делегации, которая до последней минуты пыталась добиться предоставления нам ПДЧ, главным препятствием была позиция Германии.

В феврале 2008 года меня пригласили с официальным визитом в Белый дом. Однако за час до посещения Овального кабинета мне позвонила Меркель и сказала: чтобы ни обещал мне Буш, она это заблокирует.

Переговоры шли всю ночь, и в итоге Меркель собственноручно написала, что Грузия и Украина станут членами НАТО. А премьер-министр Великобритании Гордон Браун сказал, что, как видно, они дали нам «больше, чем ПДЧ».

В коммюнике бухарестского саммита был еще один опасный пункт — о том, что вопрос предоставления ПДЧ следует заново обсудить в декабре. Это было судьбоносным решением, так как Россия получила точные сроки — когда действовать».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.