КомментарийПолитика

НАТОело!

Тбилиси и Киев расстались на пути в Североатлантический альянс. Грузинские власти, возможно, уже и не очень туда хотят

НАТОело!

Фото: EPA-EFE / OLIVIER MATTHYS

Если второй день саммита НАТО в Вильнюсе посвящен Украине, то для Грузии всё закончилось в первый же день форума — записью в 80-м пункте коммюнике. «Мы в очередной раз подтверждаем нашу поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках признанных на международном уровне ее границ. Мы твердо поддерживаем право Грузии выбирать свое будущее и внешнеполитический курс, свободный от вмешательства извне. Мы призываем Россию вывести войска, дислоцированные в Грузии без ее согласия. Мы также призываем Россию отозвать признание регионов Грузии Абхазии и Южной Осетии», — вот резюме по итогам Вильнюсского саммита. Что это было — подтверждение того, что двери НАТО для Грузии по-прежнему открыты, или же это означает, что Киев и Тбилиси расстаются на дороге в НАТО? Грузинские политики и комментаторы всё еще яростно спорят на эту тему, и главное в этих спорах — фактор России.

важно

Напоминаем, что «Новая газета Европа» признана нежелательной. Не ссылайтесь на нас в соцсетях, если вы находитесь в России.

Просите, и дано будет вам

Грузия ничего не просила себе перед саммитом НАТО, поэтому ничего и не получила в Вильнюсе, говорят в Тбилиси скептики, прочитавшие коммюнике по итогам первого дня саммита в столице Литвы. Другие идут еще дальше и подозревают, что правительство «Грузинской мечты» в принципе потихоньку сворачивает с пути вступления в Альянс.

Есть и те, кто считают, что принятый документ вполне позитивный, и шансы Грузии стать членом НАТО в обозримом будущем после Вильнюса если не увеличились, то уж точно не уменьшились.

Кто же прав?

Премьера или президента Грузии в Вильнюс не позвали. На саммите НАТО Грузию представлял глава МИД Илия Дарчиашвили. Он ограничился гладким официальным комментарием, в котором встреча названа «новым импульсом в двусторонних отношениях между НАТО и Грузией».

На этом фоне неудивительно, что главной темой в грузинских новостях из Вильнюса стал президент Украины. При этом в Тбилиси совершенно по-разному отреагировали на слова Владимира Зеленского, критиковавшего союзников, у которых, по его словам, «вероятно, нет готовности ни пригласить Украину в НАТО, ни сделать ее членом Альянса», — ведь говорилось о неких «условиях» для приглашения, и без упоминания конкретных сроков.

Министр иностранных дел Грузии Илия Дарчиашвили на саммите НАТО в Вильнюсе, 12 июля 2023 года. Фото: EPA-EFE / VALDA KALNINA

Министр иностранных дел Грузии Илия Дарчиашвили на саммите НАТО в Вильнюсе, 12 июля 2023 года. Фото: EPA-EFE / VALDA KALNINA

Находящийся в заключении в Тбилиси экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, являющийся в настоящее время гражданином Украины, сообщил в соцсети, что восхищается «жесткой позицией» Зеленского и тем, как он «всё называет своими именами», настаивая на «четких формулировках» по поводу «неизбежности принятия Украины в НАТО».

Саакашвили, которому в 2008 году пришлось за пять дней мобилизовать Европу и США, чтобы не допустить захвата Тбилиси российскими танками, напомнил о «горьком опыте» саммита НАТО в Бухаресте. Тогда, в апреле 2008 года, Грузию и Украину впервые официально пригласили в НАТО, но из-за позиции Германии и Франции отказали в предоставлении Плана действий по членству в НАТО (Membership Action Plan).

«Неопределенная позиция некоторых стран-членов НАТО привела к войне в Грузии и вытекающей из этого потере территории, аннексии Крыма, а также к полномасштабной, беспощадной, кровопролитной войне в Украине, которая продолжается и сегодня», — написал Саакашвили в поддержку Зеленского.

Между тем со стороны «Грузинской мечты» посыпались ироничные комментарии:

были высказывания и о вечном «стоянии возле открытой двери НАТО», и о прагматичной политике, которая позволена НАТО, но почему-то не позволена Грузии.

«Когда ты не член НАТО и постоянно стоишь у дверей, это, мягко говоря, рискованно», — заявил председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе в эфире Общественного телевидения Грузии.

Кобахидзе призвал грузин «не завидовать» тому, что Украина, скорее всего, вступит в НАТО без ПДЧ (Плана действий по подготовке к членству), а Грузии это пока не светит. Объясняя разный подход к вопросам вступления в НАТО Украины и Грузии, Кобахидзе сказал, что «это понятно, так как сегодня Украина находится в состоянии войны». Он тут же не упустил случая напомнить, что самой Грузии, несмотря на войну с Россией, в 2008 году никакого ПДЧ не дали.

Тут напрашивается вывод, который в «Грузинской мечте» делали уже не раз: у Украины есть прогресс в процессе вступления в НАТО и в Евросоюз потому, что эта страна воюет. А Грузия — не воюет и не будет воевать, пока у власти «Грузинская мечта». Поэтому прогресса не будет — ну и ничего страшного, а вы что, разве хотите войны?

Виновато НАТО

Тезис «Мы не хотим войны» правительство «Грузинской мечты» взяло на вооружение сразу после начала войны в Украине и периодически им пользуется. Эти призывы базируются на страхе возможной войны с Россией: таких войн Грузия за последние тридцать лет пережила уже несколько, потеряв часть своих территорий.

По версии «Мечты», Запад буквально вынуждает Тбилиси не просто более активно поддерживать Украину, но и ввязаться в войну с Россией, открыв у себя «второй фронт». Заявления — что с Запада, что с Украины, — о том, что второй фронт в Грузии никому не нужен и украинцы вполне справляются сами, на Тбилиси не действуют. Поэтому в Грузии почти не удивились, когда премьер-министр Ираклий Гарибашвили на Форуме глобальной безопасности (GLOBSEC) в Братиславе в мае сказал, что «НАТО виновно в войне в Украине», объяснив это тем, что Украина демонстрировала желание вступить в Альянс без учета мнения России. Зато это высказывание премьера не прошло незамеченным на Западе. Кая Каллас — премьер-министр Эстонии, которая активно поддерживает вступление Грузии в НАТО, — высказалась в интервью RFL/RL в преддверии саммита в том духе, что руководство Грузии не очень-то стремится в НАТО. Ни НАТО, ни Украина не сделали ничего, чтобы спровоцировать нападение России, подчеркнула премьер Эстонии. И «даже Пригожин сказал, что это ложный нарратив».

Президент США Джо Байден, президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите НАТО в Вильнюсе. Фото: EPA-EFE / FILIP SINGER

Президент США Джо Байден, президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите НАТО в Вильнюсе. Фото: EPA-EFE / FILIP SINGER

«Руководство Грузии сейчас не очень верит в это [вступление в НАТО], поэтому они не так сильно продвигают эту повестку дня», — предположила Каллас, отвечая на вопрос, почему Украина и Грузия, которые раньше шли в НАТО рука об руку, сейчас, похоже, разошлись.

Никакого прогресса?

В ответ на обидные слова из Эстонии председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили вступил в полемику через открытое письмо:

«Грузия словно бьется в стеклянную дверь, поскольку от аргументов против членства Грузии в НАТО ничего не осталось», — написал спикер грузинского парламента.

Он напомнил, что «вступление в НАТО является политической целью, которая объединяет всех в стране, однако за последние 20 лет в этом вопросе не было никакого прогресса».

При этом дальнейшие аргументы Папуашвили явно противоречат его же утверждению об отсутствии прогресса, ведь благодаря связи с Альянсом и статусу кандидата Грузия в процессе «стояния возле дверей НАТО» явно улучшила свои показатели по многим параметрам, от состояния армии до развития демократии.

Например, спикер отмечает, что более 80% грузинских военных имеют опыт участия в международных военных миссиях, а Грузия принимает участие во всех полагающихся программах сотрудничества с НАТО.

При этом подход самого Тбилиси к сотрудничеству в последнее время вызывает всё больше вопросов. Например, с недавних пор правительство Грузии обсуждает планы строительства нового аэропорта в Тбилиси в том месте, где сейчас находится военная база Вазиани. На этой базе расположен Совместный учебный и оценочный центр НАТО-Грузия (JTEC), и проходят учения Грузия-НАТО. Эксперты уже не раз высказывали опасения, что гражданский аэропорт помешает важному стратегическому и военному значению Вазиани.

Папуашвили настаивает, что власти «Грузинской мечты» «успешно справлялись» с демократизацией за те 10 лет, что находятся во власти, отметая тем самым претензии к Грузии по поводу слабой демократии.

Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили. Фото: EPA-EFE / MARTIN DIVISEK

Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили. Фото: EPA-EFE / MARTIN DIVISEK

«Соответственно, Грузия заслужила статус “партнера с усиленными возможностями” и, по собственному признанию НАТО, наша страна является одним из наиболее совместимых партнеров», — напомнил Папуашвили.

По последним опросам, вступление в Альянс поддерживают 85% жителей страны — видимо, это еще один итог войн, которые Россия развязала против Грузии и Украины.

Грузинский спикер в письме и сам задает вопросы: будет ли вступление Грузии в НАТО способствовать региональной стабильности или же, напротив, еще больше «раздразнит» Россию и спровоцирует ее агрессию, подорвав тем самым шансы на восстановление территориальной целостности Грузии?

Папуашвили уверен, что «только решительный ответ может предотвратить такую беду, как агрессия России в Украине. Единственное пространство для мира и стабильности — это территория, охраняемая 5-й статьей НАТО. Всё остальное попадает в серую зону, с рисками кровопролития и войны».

Кстати, в своем письме спикер выражает и общее мнение правительства и оппозиции, согласно которому, если бы Грузия была членом НАТО в 2008 году, не было бы ни войны, ни российской оккупации, ни обострения региональной проблемы безопасности.

В довершении Папуашвили критикует западных политиков и, в частности, Каю Каллас за то, что грузинскую оппозицию они любят больше, чем «Грузинскую мечту»:

«Жаль, что некоторые страны Восточной Европы, которые когда-то были самыми ярыми сторонниками вступления Грузии в НАТО и Евросоюз, сегодня превратились в скептиков только потому, что их политическая партнерская власть в Грузии находится в оппозиции, а не во власти.

На этом историческом перекрестке отделять Грузию от других стран с разными политическими вкусами — ошибка, которую нам не простит будущее. Членство Грузии в НАТО должно стоять выше партийной политики».

«Мечта» больше не мечтает о НАТО

Тина Хидашели была первой в Грузии женщиной — министром обороны. Она занимала этот пост в 2015–2016 годах, в правительстве «Грузинской мечты», — в то время, когда основанная миллиардером Бидзиной Иванишвили партия еще составляла коалицию с несколькими либеральными прозападными силами.

Сейчас «Мечта» сотрудничает с созданной из своих же депутатов откровенно антизападной фракцией «Сила народа», а Хидашели считает, что отход от курса на НАТО начался в правительстве еще с 2018 года, — после того как в отставку ушел премьер-технократ Георгий Квирикашвили.

Теперь экс-министр обороны не только не удивлена сдержанной реакции правительства на отсутствие прогресса на саммите в Вильнюсе, но и не исключает, что в «Мечте» рассчитывали именно на такое развитие событий:

«Для подготовки к саммиту не было никакой предварительной работы... Весь этот год мы потратили на обвинения НАТО в том, что они начали войну в Украине. Понятно, почему грузинский премьер не получил приглашения на саммит».

Хидашели, как и многие другие комментаторы, напоминает, что в 2008 году Украина попала в декларацию саммита НАТО в Бухаресте только благодаря позиции правительства Грузии, которое за это боролось.

Бывший министр обороны Грузии Тина Хидашели. Фото: EPA / MACIEJ KULCZYNSKI

Бывший министр обороны Грузии Тина Хидашели. Фото: EPA / MACIEJ KULCZYNSKI 

«Как видно, на этот раз правительство Грузии понадеялось на то, что если в отношении Украины запись изменится, то и в отношении Грузии произойдет что-то подобное. Но тогда украинский президент Ющенко был героем “оранжевой революции”, который боролся за демократию. И делал всё для того, чтобы быть вместе с Грузией на авансцене. А сейчас правительство Грузии делает всё наоборот: мы противостоим Украине, противостоим НАТО, ищем пути сближения с Россией… Правительство решило, что не будет проводить реформы, но нас всё равно “прикрепят” к Украине и мы как-то выйдем из этой ситуации.

Я много лет работала с НАТО, и хорошо знаю, какая это система. НАТО — это военно-политическое объединение демократических стран. Но степень целесообразности в НАТО ценят гораздо выше, чем в ЕС. Поэтому если бы правительство Грузии работало бы в Брюсселе и в странах-столицах НАТО, если бы вносило конкретные предложения, то нас бы не отделяли от Украины. Если бы правительство Грузии проявило интерес к процедуре получения членства в НАТО без прохождения ПДЧ, как Украина, мы бы сейчас тоже ожидали такой результат... Я всегда была уверена, что Грузия сначала станет членом НАТО, и только потом — Евросоюза. А сейчас они создали ситуацию, в которой очень хорошо виден нарратив Кремля. Вступление в НАТО всегда было для России “красной линией номер один”, а вступление в ЕС — “красной линией номер два”... Тем не менее, я очень рада, что Украине предложили членство без прохождения этапа ПДЧ, — такое решение дает шанс и Грузии. Ведь если будет допущен такой прецедент, это значит, что мы уже выходим на свободную дорогу, и в случае смены власти на первом же саммите эта проблема в отношении Грузии будет решена. Но это, конечно, не произойдет на следующем саммите НАТО, который в 2024 году состоится в Вашингтоне, потому что тогда “Грузинская мечта” еще будет у власти, причем всё будет гораздо хуже, чем сейчас, так как в стране будет предвыборный период», — сказала Тина Хидашели в эфире оппозиционной телекомпании «Формула».

Кстати, в уставе НАТО этап прохождения ПДЧ в принципе не указан как формальная часть процесса присоединения. Например, самого нового члена НАТО — Финляндию — проходить ПДЧ для вступления в Альянс не просили. Теперь такое же предложение получила Украина.

Несправедливый мир

«Саммит в Вильнюсе — важнейший для нашего поколения, так как на следующем саммите, в Вашингтоне, закончится создание современной архитектуры безопасности региона», — считает бывший посол Грузии в США Бату Кутелия.

Он, в отличие от тех, кого саммит в Вильнюсе полностью разочаровал, видит и позитивные моменты.

«Старая система безопасности разрушена, ее больше не существует, и единственная на сегодня действенная организация, которая может обеспечить безопасность, — это НАТО.

Лучше всего в мире защищены страны-члены НАТО. Важно, что есть согласие Турции на вступление Швеции в НАТО, а в самом начале коммюнике саммита говорится о глобальных партнерах НАТО — Японии и Новой Зеландии; то есть НАТО трансформируется в глобальную организацию безопасности, и членство в НАТО является безальтернативной условием для обеспечения безопасности демократий. Особенно тех, что находятся по соседству с Россией. И тут вопрос Украины будет решающим», — сказал Кутелия в интервью телекомпании «Пирвели».

Бывший посол Грузии в США Бату Кутелия. Фото: netherlands.mfa.gov.ge

Бывший посол Грузии в США Бату Кутелия. Фото: netherlands.mfa.gov.ge

Большая часть жителей Грузии хотят, чтобы страна вступила в НАТО, — это то, с чем российская пропаганда и пропаганда «Грузинской мечты» борются и пытаются изменить эту всеобъемлющую общественную поддержку. Но к счастью, пока эти цифры всё еще очень высокие, подчеркивает дипломат.

Также важно, что позиция НАТО в отношении Грузии вновь была четко зафиксирована в коммюнике: Россия должна вывести свои войска с территории Грузии, Альянс поддерживает грузинскую территориальную целостность. Кроме того, в коммюнике ужесточено требование проведения реформ — тех, которые расписаны для Грузии, но в которых, к сожалению, не видно прогресса.

«Отсутствие демократии в Грузии будет для России гарантией того, что Грузия не станет членом НАТО. Наши партнеры — Украина и Молдова — пытаются сблизиться с ЕС и евроатлантическим пространством. Украинцы с оружием в руках сражаются за свою свободу. А мы в это время стали одним из главных союзников России в регионе. Исходя из этого, у наших партнеров нет особенных ожиданий от Грузии. Однако в НАТО заявляют, что дверь остается открытой, и чтобы использовать шанс, у нас должно быть правительство, которое выполнит это желание подавляющего большинства жителей Грузии», — объясняет Кутелия.

По словам оппозиционного политика, обидно, что на таком важном саммите участие Грузии было таким бесцветным: на уровне только главы МИД, а не премьера или президента.

«Потому что проблемы с евроатлантической безопасностью начались именно со вторжения России в Грузию в 2008 году. В Грузии сейчас нет справедливого мира, 20% территории Грузии оккупировано. Единственный шанс вернуть их мирным путем — это поражение России в этой войне, которое уже совсем близко; а также наше членство в НАТО», — подчеркнул Кутелия.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.