СюжетыПолитика

Доля президента

В Грузии помилован медиаменеджер Ника Гварамия, освобождения которого уже год добивался Запад и грузинская оппозиция

Доля президента

Встреча Ники Гварамия с семьей сразу после освобождения. Фото: скрин видео

Президент Саломе Зурабишвили предприняла серьезную попытку сохранить для Грузии европейскую перспективу: она подписала указ о помиловании медиаменеджера оппозиционной телекомпании «Мтавари» Ники Гварамии. Теперь Грузия выполнила еще один пункт в списке рекомендаций Евросоюза, президент Европейского совета Шарль Мишель шлет правительству приветы, а наблюдатели гадают, как на ситуацию повлияла встреча премьер-министра Ираклия Гарибашвили с канцлером Германии Олафом Шольцем. При этом остается открытым главный вопрос: решится ли Саломе Зурабишвили на помилование «заключенного номер один» — Михаила Саакашвили.

Саломе Зурабишвили наконец-то сделала шаг, который уже год и два месяца от нее ожидала оппозиция: Ника Гварамия минувшей ночью покинул тюрьму. Несмотря на позднее время, встречать гендиректора главной грузинской оппозиционной телекомпании «Мтавари» к воротам тюрьмы в городе Рустави в 30 км от Тбилиси приехали десятки коллег из оппозиционных СМИ. В прямом эфире были слезы радости у журналистов и членов семьи, многочисленные объятия и — немыслимое дело — слова благодарности в адрес президента, а также признание ее заслуг. Зурабишвили в последние месяцы так часто намекала на помилование Гварамии, что успела разочаровать сторонников оппозиции отсутствием результата.

Всё случилось на экстренном брифинге президента, который состоялся в Тбилиси буквально через два часа после того, как в Стокгольме чиновники Евросоюза выразили недовольство прогрессом Грузии по выполнению 12 рекомендаций Еврокомиссии. А это значит, что Грузия может до конца года не получить статус страны — кандидата в ЕС и окончательно сойти с европейской дистанции, на которой еще год назад опережала Украину и Молдову.

Ника Гварамия, 2019 год. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY-SA 2.0

Ника Гварамия, 2019 год. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

«Я не хочу делать объяснять свое решение», — сказала на брифинге Зурабишвили.

Президент, чьи полномочия, согласно грузинской конституции, выглядят большей частью символическими, напомнила, что помилование является ее «дискреционным правом», то есть неотъемлемым и не требующим аргументов. Зурабишвили также предупредила власти о том, что не будет реагировать на критику в связи со своим решением, так как оно «не подлежит чьему-либо давлению, совету, рекомендации или любому другому виду угроз».

Единственное, что пояснила президент: решение о помиловании было принято после того, как Верховный суд отказался рассматривать жалобу адвокатов Гварамии, то есть были исчерпаны все юридические возможности на родине, и он собирался подавать иск в Страсбургский суд.

Свое решение Зурабишвили приняла на фоне неформального заседания Европейского совета в Стокгольме, где рассматривали прогресс Грузии, Украины и Молдовы на пути в ЕС. В отличие от двух других членов «ассоциированного трио», Киева и Кишинева, месседжи в адрес Тбилиси были негативными.

За два часа до брифинга президента Грузии еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Оливер Вархей заявил, что Грузия не достигла «никакого прогресса» в ситуации с плюрализмом СМИ, улучшить которую рекомендовала Еврокомиссия. «Чтобы выполнить этот пункт,

Грузия должна внести изменения в закон «О вещании», привести его в соответствие с представлением ЕС, обеспечить безопасность журналистов. Также должна вырасти защищенность и свобода журналистов и владельцев медиаорганизаций»,

— заявил Вархей.

Намек был прозрачным: несмотря на наличие в Грузии нескольких эффективных оппозиционных телеканалов и десятков других критично настроенных СМИ, дело Гварамии явно свидетельствовало о том, что медиаменеджер в Грузии может оказаться в тюрьме, если критикует правительство.

Пресс-конференция Саломе Зурабишвили. Фото: скрин  видео

Пресс-конференция Саломе Зурабишвили. Фото: скрин видео

«Без убедительных доказательств»

46-летний Ника Гварамия, соратник и бывший член правительства президента Михаила Саакашвили, после смены власти в 2012 году стал одним из самых громких критиков правительства «Грузинской мечты».

В 2019 году Гварамию и большую часть журналистов уволили из влиятельной оппозиционной телекомпании «Рустави 2». Это произошло после того, как одному из бывших владельцев телекомпании, лояльному к «Грузинской мечте» бизнесмену Кибару Халваши удалось через Страсбургский суд восстановить свое право на владение компанией. После смены руководства «Рустави 2» сразу же потеряла статус флагмана грузинских оппозиционных СМИ.

Гварамия не стал отчаиваться и открыл новую телекомпанию — «Мтавари», переведя туда свою команду журналистов. Однако в мае 2022 года у прокуратуры появились новые претензии к Гварамии. Тбилисский городской суд усмотрел в его деяниях превышение директорских полномочий: члены его семьи — жена и дети — ездили в автомобиле Porsche, когда-то полученном в обмен на размещение рекламы на «Рустави 2». В итоге суд оценил это как ущерб интересам частной телекомпании. Искупить вину Гварамия должен был в тюрьме, срок определили в три с половиной года — это крайняя мера по административной статье.

Офис народного защитника Грузии, оценивая приговор в отношении Гварамии, отмечал, что «даже если принятое директором предприятия решение наносит ущерб, это не только не предполагает уголовной ответственности, но даже корпоративно-правовую в исключительных случаях».

Арест Гварамии осудил Европарламент. Евродепутаты отмечали, что «необоснованный» приговор «представляет серьезную угрозу европейскому будущему Грузии, которое требует приверженности демократическим ценностям, включая свободу СМИ и верховенство закона».

Заключительное слово Ники Гварамия в суде, июнь 2022 года. Фото: скрин  видео

Заключительное слово Ники Гварамия в суде, июнь 2022 года. Фото: скрин видео

По их мнению, приговор, вынесенный судом «без убедительных доказательств», является «ухудшением ситуации с верховенством закона в Грузии».

Целый ряд грузинских и международных организаций называли арест и приговор в отношении Гварамии несправедливым, а его самого — политзаключенным.

«Арест Гварамии вносит Грузию в список репрессивных, авторитарных государств постсоветской Евразии и причиняет ущерб репутации вашей страны», — такие доводы использовали в своем письме 11 международных правозащитных организаций, призывавших президента помиловать Гварамию.

В этом же послании Комитет защиты журналистов (CPJ) сообщал, что с 1992 года составляет список заключенных журналистов и в нем до последнего времени не было ни одного имени из Грузии — Гварамия стал первым.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Фактор Шольца

Еврокомиссар Вархей во время выступления в Стокгольме разобрал все 12 пунктов рекомендаций, выполнения которых от Грузии ожидают европейцы. Пока из списка считаются выполненными только три пункта: это гендерное равенство и борьба с преступлениями против женщин, выполнение правительством решений Страсбургского суда по правам человека, а также прозрачное назначение народного защитника.

На встрече в Стокгольме сообщили, что еще по семи пунктам у Грузии есть «определенный прогресс», то есть условия выполнены в пределах до 50%. Это устранение политической поляризации; включенность гражданского общества в процесс принятия решений на всех уровнях, конструктивный диалог с гражданским обществом и проведение регулярных и прозрачных консультаций; полноценное функционирование государственных институтов и совершенствование избирательного законодательства с учетом рекомендаций ОБСЕ, БДИПЧ и Венецианской комиссии, усиление Антикоррупционного агентства, усиление поддержки уязвимых групп, в том числе ЛГБТ. Также «на полпути» к цели находится подготовка всеобъемлющей и эффективной судебной реформы, в том числе Высшего совета юстиции.

Еще один вопрос, по которому был отмечен «ограниченный прогресс» (то есть работа в этом направлении находится на начальном этапе), — это «закон о деолигархизации», принять который европейцы также настойчиво рекомендуют.

Бывший Премьер-министр Грузии миллиардер Бидзина Иванишвили. Фото: Daro Sulakauri / Bloomberg / Getty Images

Бывший Премьер-министр Грузии миллиардер Бидзина Иванишвили. Фото: Daro Sulakauri / Bloomberg / Getty Images

Проблема в том, что в Европарламенте считают, что основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили — олигарх, управляющий страной из-за кулис. А вот в самой «Грузинской мечте» настаивают на том, что Иванишвили — меценат, который давно ушел из политики. Поэтому авторы закона о деолигархизации от «Грузинской мечты» собирались использовать его исключительно против тех, кто финансирует в стране оппозиционные телекомпании.

Однако накануне, явно под давлением Европы, парламент Грузии отказался принимать спорный закон в третьем слушании. Наблюдатели предполагают, что от законопроекта отказались после того, как с премьер-министром Грузии побеседовали европейские лидеры.

Еще одна важная деталь: грузинский премьер на днях заявил, что «Грузинская мечта» не собирается возвращаться к закону об «иностранных агентах», попытка принять который привела к массовым акциям протеста в Тбилиси.

«Этот вопрос, кстати, муссировался среди наших европейских и американских друзей. Я четко подтвердил им от имени нашей команды нашу позицию, что «Грузинская мечта» не собирается возвращаться к закону об «иностранных агентах». Этот вопрос закрыт, и мы больше не будем к нему возвращаться», — сказал Гарибашвили.

Многие эксперты связывают появившуюся в позиции Гарибашвили четкость с его внезапным визитом в Берлин 9 июня по приглашению канцлера Германии Олафа Шольца. Встреча прошла за закрытыми дверями.

Аппарат канцлера распространил по итогам встречи заявление, в котором обозначил темы разговора: они касались внутренней и внешней политики Грузии. В Берлине отмечали, что правительство, если хочет получить статус кандидата в ЕС, должно провести реформы и сделать конкретные шаги буквально в ближайшие недели. Свою поддержку Берлин обещал только в том случае, если грузинские власти примут во внимание призывы канцлера.

Ираклий Гарибашвили и Олаф Шольц. Фото: EPA-EFE/HANNIBAL HANSCHKE

Ираклий Гарибашвили и Олаф Шольц. Фото: EPA-EFE/HANNIBAL HANSCHKE

Шольц стал первым руководителем Германии, который публично заявил, что поддержит расширение ЕС на восток, так как Евросоюз, состоящий из 27, 30 или 36 стран с более чем 500 млн граждан, «сможет лучше защитить себя с глобальной точки зрения».

Такая перемена в позиции Германии, конечно же, связана с войной в Украине.

«Сегодня, когда Россия пытается насильственно изменить границы между свободой и автократией, наш голос народов Европы должен быть слышен по всей Европе и за ее пределами: от Средиземного до Северного морей, от Лиссабона до Тбилиси. Вместе мы должны заложить фундамент свободной, безопасной и демократической Европы», — заявил Шольц в октябре 2022 года на Международном конгрессе Партии европейских социалистов (ПЕС) в Берлине.

На этот раз проникновенную речь в защиту грузин, стремящихся в Европу, в Стокгольме произнесла министр по европейским делам Германии Анна Люрманн. Согласно данным последних опросов, в ЕС хотят вступить около 90% граждан Грузии.

Люрманн отметила, что «граждане Грузии просят правительство провести реформы не только ради членства в Евросоюзе, но и для того, чтобы страна стала более свободной».

«Я видела многих грузин, которые заявляли, что действительно хотят, чтобы страна стала членом ЕС. К сожалению, как мы уже слышали от комиссии, в настоящее время правительство не оправдывает этих ожиданий. Совершенно ясно, что граждане Грузии просят правительство провести эти реформы не только для членства в ЕС, но и для того, чтобы Грузия стала более свободной страной, страной с большим верховенством закона… Мы услышали от комиссии, что, когда речь идет о верховенстве закона и судебных реформах в Грузии, возникает много вопросов. Также была дискуссия о том, как правительство относится к гражданскому обществу, и мы получим более подробную информацию позже. Мы хотим видеть грузин в Евросоюзе», — сказала министр.

Приветствия Мишеля

Похоже, что решение президента Грузии помиловать Гварамию было согласовано с Брюсселем: там отреагировали на брифинг Зурабишвили очень оперативно.

Президент Европейского совета Шарль Мишель приветствовал это решение президента Грузии и назвал помилование Ники Гварамии «важным шагом на пути к деполяризации в Грузии».

Мишель также одобрительно отреагировал на заявление Гарибашвили о том, что Грузия не будет стремиться принять закон об иностранном влиянии.

Он назвал «позитивным шагом» решение парламента Грузии не принимать закон о деолигархизации в третьем чтении. «Необходим системный подход в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии», — напомнил Мишель.

Несмотря на критику в Стокгольме, пресс-релиз Европейского совета был в целом оптимистичен: «Решение Европейского совета предоставить Грузии европейскую перспективу в прошлом году создает положительный момент для реформ, чтобы продвигаться по европейскому пути. Будущее Грузии — в ЕС».

Интрига вокруг Саакашвили 

В последнее время, с тех пор как Саломе Зурабишвили стала критиковать правительство то за слишком невнятную поддержку Украины, то за излишнюю критику Запада и сближение с Москвой, в грузинском обществе не стихают споры о том, согласованы ли шаги президента с Бидзиной Иванишвили. Вполне возможно, что Иванишвили изо всех сил стремится сохранить баланс и не поссориться ни с Западом, ни с Россией, поэтому и формирует разные группы из созданных и поддержанных им же самим политиков.

Ровно год назад, в июне 2022 года, Саломе Зурабишвили заявила, что не собирается менять свою позицию в вопросе помилования третьего президента Михаила Саакашвили. Позиция же заключалась в словах «нет и никогда», сказанных в октябре 2021 года, сразу после того, как Саакашвили появился в Грузии спустя восемь лет после отъезда и был арестован.

Саакашвили был президентом Грузии в 2004–2013 годах. Именно он пригласил стать министром иностранных дел в своем правительстве Саломе Зурабишвили — дипломата из Франции, предки которой были грузинскими эмигрантами периода Первой республики. Однако карьера Зурабишвили в правительстве тогда не заладилась, и она ушла в оппозицию. В 2012 году партия Саакашвили проиграла выборы, сам он еще год оставался президентом, после чего покинул страну. Правительство «Грузинской мечты» возбудило против Саакашвили несколько уголовных дел, по двум из них он был заочно осужден на шесть лет тюрьмы. Саакашвили, который считается самым прозападным президентом Грузии и при котором были проведены фундаментальные реформы, стал гражданином Украины и даже не был удостоен права сохранить свое грузинское гражданство.

Оба следующих президента Грузии, несмотря на то что были ставленниками Иванишвили и получили голоса на выборах благодаря поддержке «Грузинской мечты», быстро переходили на критику правящей партии.

Так, четвертый президент Георгий Маргвелашвили закончил свой президентский срок в статусе открытого оппозиционера, а Саломе Зурабишвили за свою критику в адрес правительства постоянно подвергается нападкам со стороны «Грузинской мечты».

Георгий Маргвелашвили. Фото:  Wikimedia Common , CC BY 2.0

Георгий Маргвелашвили. Фото: Wikimedia Common, CC BY 2.0

Тем не менее в политических кулуарах есть мнение, что вступление Грузии в ЕС настолько важно для 71-летней Саломе Зурабишвили, которую заботит и собственный европейский имидж, что она может помиловать Саакашвили, если от этого действительно будет зависеть вопрос европейской перспективы для страны.

По крайней мере, комментируя такую вероятность полгода назад, Зурабишвили загадочно сказала, что «ответ на главный вопрос будет дан, когда вопрос будет задан».

Что касается героя дня, самого Ники Гварамии, то и он призвал Зурабишвили помиловать третьего президента. Гварамия поблагодарил президента за амнистию, а также извинился за то, что критиковал ее, в том числе и в нецензурных выражениях, в своих авторских передачах на телеканале «Мтавари».

«В тех видео, которые, как я подозреваю, сейчас будут использовать против нее, я сам себе не нравлюсь, я вел себя мерзко по отношению к женщине. Я сожалею об этом и прошу у нее прощения, однако не могу также не сказать, что и она не должна упорствовать в своей ошибке как президент этой страны, и она должна помиловать, вернее, освободить Михаила Саакашвили», — сообщил Гварамия.

История помилований

Факты свидетельствуют о том, что Саломе Зурабишвили в качестве президента приходилось довольно часто выпускать оппозиционеров из тюрьмы.

В мае 2020 года президент помиловала Гиги Угулаву и Ираклия Окруашвили — оппозиционеров и бывших соратников Саакашвили. Зурабишвили заявляла, что делает это только для того, чтобы вывести страну из политического кризиса.

Освобождение Угулавы и Окруашвили было частью договоренности правящей партии и оппозиции, достигнутой 8 марта при посредничестве послов США и стран ЕС. Тогда Тбилиси пригрозили урезать важную денежную помощь от ЕС в 500 млн евро, которая выделялась на проведение реформ, борьбу с пандемией коронавируса и устранение социальных и экономических последствий пандемии. В тот период финансовая помощь ЕС помогла Грузии пережить острый финансовый кризис, вызванный падением экономики почти на 7%.

В апреле 2021 года президент Зурабишвили также подписала акт о помиловании Георгия Руруа — еще одного из совладельцев оппозиционной телекомпании «Мтавари».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.