Недалекое будущееОбщество

Происки Нейропы

Сценарий сериала о журналистике и войне, сочиненный ChatGPT. Даже искусственный интеллект называет главным злодеем российскую власть

Происки Нейропы
Иллюстрация: Midjourney

В России стартовали съемки сериала «Сидоровы», сценарий для которого написала нейросеть. ИИ обучили на сериалах-хитах СТС «Родком», «Воронины», «Дылды», «Восьмидесятые» и «Жена олигарха», а режиссер подчеркнул, что постарается «…минимизировать правки полученного материала. Вместо этого берем ситуацию, которую написала нейросеть, и пытаемся своими человеческими методами и профессиональными качествами ее оправдать. Даже если в написанном нет логики, мы ее ищем и добавляем».

Для современной индустрии коммерческого сериального производства это — не просто оправданный, но в некоторой мере необходимый шаг. Авторы-люди постоянно пытаются самоутвердиться, и даже в коммерческие проекты протаскивать оригинальные идеи, которые продюсерам приходится зарубать; нейросеть в этом плане куда практичнее, быстрее и, возможно, талантливее. Даже заявка сюжета, признаемся, звучит неплохо: «Шоу расскажет о жизни обычной семьи Сидоровых… <…> Всё меняется, когда глава семейства (Дронов) подмечает странности в окружающей реальности: члены семейства не могут покинуть пределы квартиры, а вокруг звучит закадровый смех. Осознав, что он — герой сериала, Сидоров пытается из него выбраться».

Вдохновившись примером отечественных кинопроизводителей, мы решили повторить эксперимент — и пообщались с наиболее доступной и эффективной текстовой нейросетью ChatGPT. Мы предложили ей написать сценарий сериала «о трудностях работы журналиста в России». Дальнейший текст состоит из сгенерированного текста и моих комментариев к нему.

«Битва за правду: Журналист в России»

Серия 1: Начало карьеры

Главный герой, молодой журналист Андрей, только что окончил университет и начинает работу в местной газете. Он находит свою первую историю о коррупции в городском управлении, но редактор отказывается опубликовать ее, ссылаясь на давление местных чиновников. Андрей начинает понимать, что журналистика в России не так проста, как он думал.

Серия 2: Расследование

Андрей решает провести собственное расследование и натыкается на большую коррупционную схему, связанную с местным бизнесом. Он пытается написать статью, но его источники начинают бояться за свою безопасность, и Андрей остается один на один с этой историей.

Серия 3: Натиск

Когда статья наконец публикуется, Андрей становится целью нападок и угроз со стороны местных чиновников и бизнесменов. Его начальник, который раньше не хотел печатать статью, теперь убеждает Андрея оставить город и переехать в Москву, где он сможет работать без таких проблем.

Серия 4: В Москве

Андрей переезжает в Москву и начинает работать в крупной редакции. Он пытается продолжить свои расследования, но понимает, что конкуренция среди журналистов в Москве намного выше, и его материалы постоянно отклоняются.

Серия 5: Свобода слова

Андрей начинает принимать участие в митингах и демонстрациях, защищая свободу слова и протестуя против правительства. Он пишет статьи о том, как правительство ограничивает свободу слова и давит на независимых журналистов. Его статьи привлекают внимание руководства редакции, и они начинают публиковать больше материалов на эту тему.

Иллюстрация: Midjourney

Иллюстрация: Midjourney

Серия 6: Опасность

Андрей начинает получать угрозы от неизвестных людей, которые не хотят, чтобы его статьи были опубликованы. Он начинает беспокоиться за свою безопасность и обращается к коллегам за помощью. Они советуют ему обратиться в правозащитные организации и получить защиту.

Серия 7: Ценой правды

Андрей продолжает писать статьи и проводить расследования, несмотря на угрозы. Он узнает об очередной коррупционной схеме, которая связана с высшими чиновниками в правительстве. Но когда он публикует эту статью, его начальник приказывает ему ее удалить, потому что она может привести к большим проблемам для редакции.

Серия 8: Победа

Андрей решает сражаться за свою статью и свою правду. Он пишет новую статью и публикует ее в другом издании. Статья получает мировое внимание и приводит к отставке нескольких высших чиновников. Андрей получает награду за свою работу и понимает, что его битва за правду была не зря.

Серия 9: Новые вызовы

Андрей продолжает работать в журналистике и бороться за правду. Он сталкивается с новыми вызовами, такими как фейковые новости и давление со стороны правительства. Но он понимает, что его работа имеет большое значение, и продолжает делать то, что он любит, — рассказывать правдивые истории и бороться за свободу слова.

Серия 10: Финал

Андрей получает предложение работать в другой стране, где свобода слова и журналистика более защищены. Но он решает остаться в России и продолжать свою работу. Он знает, что битва за правду не закончена, но он готов бороться дальше. Сериал заканчивается сценой, где Андрей сидит за своим столом и начинает писать новую статью, зная, что его работа имеет большое значение.

Как можно заметить, GPT выдает типовую структуру коммерческого сериала, близкую к совершенству:

каждая серия углубляет основной и вводит новый конфликт, подвергает сомнению идеалы героя, и несет нас, как на «американских горках».

Особого внимания заслуживают названия серий — хотя в оправдание GPT должен сказать, что я их не запрашивал.

Но я попросил переписать сценарий, добавив туда сюжет о войне в Украине. GPT решил изменить направление сериала с пятой серии:

Серия 5: Война на востоке

Андрей получает задание расследовать военные преступления во время войны на востоке Украины. Он отправляется на передовую и начинает собирать информацию. Он встречается с местными жителями и солдатами, чтобы понять, что происходит на самом деле. Андрей узнает об ужасных преступлениях, которые совершаются в этой войне, в том числе о существовании тайных тюрем и насилии над мирными жителями.

Иллюстрация: Midjourney

Иллюстрация: Midjourney

Серия 6: Сложные решения

Андрей получает информацию, которая может изменить ход войны и помочь остановить насилие. Но он понимает, что публикация этой информации может привести к тому, что его жизнь и жизнь других людей будет в опасности. Он собирается написать статью, но не знает, что делать с этой информацией.

Серия 7: Кто стоит за войной?

Андрей решает расследовать, кто стоит за войной и кто извлекает выгоду из конфликта. Он начинает исследовать финансовые потоки, которые идут на поддержку войны, и находит связь с высшими чиновниками в России. Он начинает писать статью, но ему становится ясно, что ему нужно защитить свою жизнь и жизнь своих источников.

Серия 8: Выход на свет

Андрей обращается к правозащитным организациям и получает помощь в защите своей жизни и жизни своих источников. Он публикует свою статью, и она вызывает огромный резонанс в мировом сообществе. Эта статья позволяет остановить насилие и приближает конфликт к мирному решению.

Серия 9: После войны

Андрей продолжает работать в журналистике и рассказывать истории о насилии и коррупции. Но он также заботится о тех, кто пострадал во время войны. Он начинает работать с благотворительными организациями и помогает людям, которые потеряли дома и близких во время войны. Андрей осознает, что журналистика — не только о расследовании, но и о помощи людям.

Серия 10: Цена правды

Андрей продолжает писать статьи о насилии и коррупции, но он сталкивается с всё большим давлением со стороны властей. Угрожают ему и его источникам. Андрей понимает, что цена правды может быть очень высокой, и он готов заплатить ее, но он не хочет, чтобы его источники страдали.

Серия 11: Борьба за свободу слова

Андрей начинает бороться за свободу слова и право журналистов на свободную работу. Он начинает писать о давлении на СМИ и о том, как власти подавляют свободу слова. Андрей выступает на митингах и обращается к мировому сообществу. Он понимает, что только объединившись, журналисты могут защитить свои права.

Серия 12: Новое начало

В результате борьбы за свободу слова и права на свободную журналистику власти начинают менять свою политику и уважать права журналистов. Андрей продолжает работать в журналистике и рассказывать истории о насилии, коррупции и правозащите. Он понимает, что журналистика — это не только профессия, но и общественная миссия.

Идеализм GPT, разумеется, следует не из его внутренней убежденности во всемогуществе мирового сообщества, а из законов сериальной логики:

добро должно победить, и в сериале западного образца всё было бы именно так, и даже ходы были бы использованы те же самые.

Я попросил GPT написать и второй сезон, где Андрею приходиться эмигрировать из-за невозможности работать в России. Но уже в третьей серии GPT решил вернуть Андрея назад в страну (ненадолго), под прикрытием и анонимно, для сбора информации. После чего происходит следующее:

«…Андрей продолжает писать о событиях в России и в Украине, но сталкивается с новыми вызовами. Его статьи не всегда находят понимание в местных СМИ, и он начинает задумываться о том, как достучаться до большей аудитории. Андрей решает создать свой собственный блог и начинает активно продвигать его в социальных сетях.

Иллюстрация: Midjourney

Иллюстрация: Midjourney

<…> Андрей получает предложение о работе в одном из крупных медиа-конгломератов. Он рад этому предложению, но скоро понимает, что его коллеги не всегда разделяют его точку зрения на политические события. <…> Его блог начинает набирать популярность, и он становится целью для атак хакеров и киберпреступников».

В итоге, правда, Андрей «получает возможность вернуться в Россию и продолжать свою работу в родной стране». Этот финал можно легко изменить, попросить GPT сделать более мрачный, пессимистичный, или даже более реалистичный финал истории. Но этого я делать не стал.

Вместо этого мы пообщались на тему того, кто стал бы режиссером нашего идеалистического сериала: GPT предложил Звягинцева, Серебренникова и Лунгина (странно, правда, что не Юрия Быкова); а на роль бесстрашного журналиста кастинг прошли Данила Козловский, Александр Петров и внезапно Фёдор Бондарчук. Виновника войны, как толерантно выразилась нейросеть, могли бы сыграть Гармаш, Вдовиченков, Серебряков, Певцов и Балуев.

Референсами GPT назвал очевидные: «Чернобыль» (2019), «The Post» (2017), «Левиафан» (2014), «Крах» (2009), «Без свидетелей» (2007) и «Кукушка» (2002; «Фильм, рассказывающий о жизни трех людей в одном доме на границе между Россией и Финляндией во время Второй мировой войны. Этот фильм может послужить референсом для сцен, связанных с жизнью граждан во время войны»).

«Основной месседж сериала заключается в том, что свобода слова и прессы являются одними из важнейших столпов демократии. В сериале показано, как журналисты борются за правду и свободу слова в условиях жесткого цензурного контроля, политических репрессий и других препятствий.

Кроме того, сериал обращает внимание на тему войны и ее последствий, показывая, как она влияет на жизнь обычных людей и как ее последствия простираются на долгое время.

Еще один месседж сериала заключается в том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки и не может оставаться безучастным к происходящему вокруг. Герой сериала, журналист, сталкивается с множеством трудностей, но несмотря на это, он не отказывается от своих принципов и борется за свою правду.

Также в сериале прослеживается тема моральной дилеммы, когда журналисты сталкиваются с выбором между правдой и личными интересами или интересами редакции. Показывается, как сложно сохранить независимость и не поддаться на давление со стороны властей и коррумпированных чиновников».

Мой последний вопрос GPT звучал так: «Как ты думаешь, такой сериал мог бы что-то изменить в реальном мире?», на что наш оптимистичный текстовый генератор, разумеется, ответил:

«Сериалы и фильмы могут оказать значительное влияние на общество, привлекая внимание к социальным проблемам, пробуждая эмоции и чувства у зрителей, и способствуя распространению идей и информации. <…> Конечно, изменения в реальном мире не произойдут мгновенно, но сериал может стать маленьким шагом к изменению общественного мнения и повышению осведомленности о сложных проблемах, с которыми сталкиваются журналисты и жители России и Украины».

И на том спасибо. При всей шаблонности, картонности и нереалистичности, механистичности представленного сценария — как ни странно, я уверен, что рано или поздно именно такой сериал про российских журналистов мы увидим, и причем снят он будет на русском языке, и сценарий для него напишет совсем не нейросеть. Как говорится, запомните этот твит.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.