29 декабря Путин снова нанес ракетный удар по Украине, чтобы на Новый год оставить ее без света. 69 ракет было запущено, 54 сбито. В Киевской области сбиты все 16 из 16 ракет. Во Львове ситуация хуже, и 90% города пока без света. Еще летели «Шахеды-136». Ночью, до атаки, с юга, а днем, после атаки — со стороны Беларуси. Все «Шахеды» не долетели, были сбиты, причем копеечным способом — из пулеметов. Как мы и предсказывали, «Шахед» как сколько-нибудь существенная угроза и даже как средство насыщения ПВО прекратил существование.
Общий итог: Путин хотел продемонстрировать свои большие, толстые, мощные ракеты. Помните? «Нравится не нравится, терпи, моя красавица». А продемонстрировал он, что ракет у него мало. Это единственное объяснение, почему подняли все, что можно, переполох в ВСУ был нешуточный, ждали (посчитав носители морского и воздушного базирования по головам) 120 ракет, а пришло 69.
Напомню, что мы писали об особенностях ракетных атак Путина раньше.
А именно — что вместо стратегической силы они демонстрируют стратегическую импотенцию, и что
Путину удастся сделать множество пакостей, но с украинской энергосистемой ему не совладать.
Мы отмечали следующее:
Первое. Стрельба дорогостоящими (13-6 млн долларов за штуку), дальнобойными и высокоточными ракетами по энергетическим объектам — это следствие того, что Путин больше не может позволить себе ковровые бомбардировки. Мог бы позволить — уничтожил бы Украину обычными бомбами, как уничтожил Мариуполь.
Там, где у Путина есть возможность достать любой украинский город неточными ракетами (например, Запорожье или Харьков — С-300), он и достает. Ракеты ценой 13 млн долларов Путин расходует не из-за того, что он силен, а от того, что его бомбардировщики будут сбиты украинской ПВО.
Второе. Такими дорогими ракетами разумно было бы стрелять по военным, а не по гражданским целям (для чего они, собственно, и предназначены), но военные цели еще надо найти, а где находятся подстанции, видно на Google Maps.
Третье. Стрелять такими ракетами по непогашенной ПВО — безумие. Путин на сегодня потратил не меньше 5 млрд долларов, и 85% его ракет сбито. По мере поставок американских систем Hawk и особенно Patriot эта цифра будет расти.
Четвертое. Энергосистема Украины, создававшаяся в советское время, рассчитана на ядерную войну с США, и ее генерирующие мощности нельзя поразить. Поразить можно только трансформаторы. Каждый трансформатор стоит 3-8 млн. дол, и его изготовление занимает не менее 9 месяцев. Трансформаторы действительно легкая цель, но тут есть нюанс. Инженеры в СССР тоже знали эту особенность трансформаторов, и поэтому разносили их как можно дальше друг от друга. Поэтому советские подстанции всегда занимают много большую площадь, чем аналогичные западные. В результате одна ракета (например, Х-101 стоимостью 13 млн долларов) поражает, как правило, один-два трансформатора. А дешевый «Шахед-136» с 20 кг взрывчатки тяжелый трансформатор полностью уничтожить не сможет, его можно будет отремонтировать.
Пятое. Ракет у России не хватает. Кроме этого, ей не хватает носителей и программистов.
Путин хвастался «Искандерами», но «Искандеры» (ни баллистические на 500 км, ни крылатые на 1500 км) ни разу не участвовали в обстрелах энергоструктуры. Причин много, но самая простая — от «Искандеров» давно остался только неприкосновенный запас.
Еще Путин хвастался «Кинжалами», но три единственных носителя «Кинжалов» в России — три истребителя МиГ-31, каждый с 1 (одним) «Кинжалом» под брюхом, во время ракетных атак обычно взлетали из Беларуси, кружились у границы, и садились обратно. Ни одного «Кинжала» так и не было запущено. Причина — или дефицит (их не более 40 штук), или эти истребители надеялись во время атаки нанести удар по работающему украинскому ПВО, но так и не решились израсходовать ценную ракету.
Большая часть ракет, которые пускал Путин, представляла собой или «Калибры» морского базирования, которые запускали с Черного моря, или Х-101 и Х-555 — крылатые ракеты воздушного базирования,
которые запускают со стратегических бомбардировщиков Ту-95 или Ту-160. И те и другие действительно высокоточны. «Калибры» и Х-555 летят на 2 тыс. км, Х-101 — на 5 тыс.
Но тут был нюанс. Их было просто мало, да и носителей не хватало. Все (!) Ту-95, которые пускали ракеты по Украине, базировались на одном-единственном аэродроме стратегической авиации в Энгельсе. Ту-95 взлетали с Энгельса, летели на Каспий и там пускали ракеты. Ту-95 может нести 6 Х-555 в барабане, и еще 10 Х-101 на внешней подвеске.
Почему над Каспием? Да потому, что ракеты вовсе не все срабатывали. Некоторые вываливались из барабана и падали вниз, в воду, от старости. Топливо их ядовито. После того, как на берегу Каспия нашли 2500 мертвых тюленей, в предпоследней волне (16 декабря) Ту-95 стали летать до Волгограда, и пускали ракеты над Волгой. Так что обломки несработавших ракет упали в поля на глазах изумленных жителей.
Еще при первых же запусках стало ясно, что Путину ракет не хватает. Этот вывод можно сделать, поскольку среди ракет, сбитых в Украине, оказались Х-55. Х-55 — это ракета, разработанная для несения ядерных боеголовок в 1970-х (Х-555 — ее более современный неядерный вариант). Понятно, что ракета той эпохи с ядерной боевой частью целиться не умеет, да ей и не нужно. Плюс-минус триста метров, какая разница? Поэтому дорогущую Х-55 использовали просто как средство для насыщения ПВО. При этом ее ядерную боеголовку заменяли болванкой. Было ли это нарочно или от халатности (начальству доложили, что ракета ушла, а что там в ней — не важно) — кто ж его знает?
Древние ракеты с болванками вместо начинок, которые падают в Каспий или приволжские поля вместо того, чтобы лететь в Украину — это зрелище и так говорило само за себя. Но вскоре действительность превзошла все ожидания.
Во-первых, 16 декабря Украина нанесла по Энгельсу удар. Она сделала это с помощью старенького советского беспилотника Ту-141 «Стриж». Это древняя рухлядь массой 5 тонн, которую производили на Харьковском авиазаводе, и которая была предназначена для того, чтобы снимать местность на пленку. Капсула, в которой все это — фототехника, камеры, пленка — находилось, весила 200 кг. Передавать самолет ничего не передавал, поэтому он еще должен был вернуться и сесть. Для этого у него был парашют. Капсулу вынули, парашют тоже, нашпиговали взрывчаткой, приделали современную головку наведения и отправили в Энгельс.
Беспилотник, как Руст, прошел беспрепятственно.
Оказалось, что у главной базы ядерной стратегической авиации России нет ПВО. Дотла сгорел как минимум один Ту-95,
а атака, запущенная по Украине тем же днем, не досчиталась около 30 ракет.
Но после этого 26-го декабря Ту-141 прилетел второй раз и попал в пункт управления полетами! Этого даже Русту не удалось. Стало окончательно ясно, что дело с охраной стратегической ядерной авиации в России (не забудем, что СИС — специальная инженерная служба, которая снаряжает эти ракеты, находится именно в Энгельсе) — поставлено из рук вон плохо.
После второго визита «Стрижа» Ту-95 собрались, как вспугнутые птицы, и улетели за Амур, на аэродром Украинка. Новые Ту-95 — десять штук — которые бомбили Украину сегодня, прилетели, по словам военного эксперта и летчика ВСУ, полковника Романа Свитана, с Кольского полуострова. Опрастывались они опять над Каспием. Почему они не пустили ракеты с другой точки — спросите вы? Очень просто: потому что у ракеты запрограммирован маршрут. «Для того, чтобы лететь по запрограммированному маршруту, она должна вылететь из запрограммированной в нем точки», — напоминает Роман Свитан.
10 Ту-95, как мы уже сказали, способны нести 160 ракет. 60 Х-555 и 100 Х-101. Ракетный залп 29 декабря насчитывал почти на сто ракет меньше. Из этого следует, что — как и прогнозировал военный эксперт Павел Лузин, — с ракетами у Путина даже хуже, чем с носителями. Он вынужден накапливать их, и его генералы перебирают на складах рухлядь в надежде найти что-то, что теоретически может летать.
Первоначально в ударах по инфраструктуре не участвовали стратегические бомбардировщики Ту-22, носители ракет Х-22. Причина проста. Х-22 — это старье. Она сделана в 60-х годах, и круговое вероятное отклонение у нее 300 метров. Ни по какому трансформатору она не может попасть, разве что по ТЦ в Кременчуге. Так вот — в последних двух налетах Х-22 участвовали.
Более того, в них участвовали С-300, — ракеты, которые предназначены для поражения воздушных целей, но в данном случае бьют по земле. Точность С-300, бьющей по наземной цели, минимальна, дальность тоже невысока (до 150 км), так что никакое ПВО она не насытит, и никого ни от чего не отвлечет. До Киева С-300, естественно, не долетит, зато достанет до Харькова и Запорожья. Зачем же тогда пускать С-300? Моя гипотеза очень проста. Попасть по инфраструктуре в Киеве и Львове С-300 заведомо не может, зато и перехватить ее нельзя. То есть: пуск С-300 производится для того, чтобы доложить начальнику, что не все ракеты сбили.
С-300 сильно улучшает отчетность.
Еще раз повторим. Принести много зла украинцам — это одно. У Путина это получается. Но уничтожить энергосистему Украины Путину не удастся. Вместо этого он демонстрирует злую волю, нехватку ракет, и уязвимость российских стратегических аэродромов.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».