КомментарийПолитика

Шарфогейт

Как Виктор Орбан надеется на помощь «Великой Венгрии» в его противостоянии с ЕС

Шарфогейт
Виктор Орбан. Фото: Robert Michael/Getty Images

В ближайшие дни Европейская комиссия, кажется, все же примет самые серьезные в своей истории ограничительные меры против одного из государств-членов ЕС — Венгрии. Комиссия собирается заморозить, а точнее не передать венгерскому правительству из бюджета ЕС предусмотренные для страны средства в размере 7,5 млрд евро. Причины этого известны и обсуждаются между Брюсселем и Будапештом давно — европейские чиновники и депутаты считают режим Виктора Орбана недемократическим и коррупционным. Средства в том числе из бюджета ЕС, формально проходя через процедуру тендеров, в большинстве случаев оказываются в руках близких к правительству Орбана бизнес-кругов. Взамен эти компании помогают партии премьера раз за разом выигрывать выборы.

Будапешт пытается не допустить заморозки средств, пуская в ход все возможные инструменты шантажа: замедляет вступление в НАТО Швеции и Финляндии, угрожает наложить вето на новый пакет помощи Украине в размере 18 млрд евро, и даже не забывает о политическом троллинге.

Именно последним можно объяснить разразившийся на этой неделе скандал, связанный с футбольным шарфом Виктора Орбана. Используя медийный резонанс, венгерский премьер попробовал отвести фокус внимания ЕС от реальных обсуждений судьбы замороженных 7,5 млрд евро, на свой шарф. И это ему удалось.

Шарф исторической обиды

20 ноября Виктор Орбан посетил товарищеский матч между сборными Венгрии и Греции в Будапеште, накинув на плечи, казалось бы обычный шарф футбольного болельщика в цветах венгерского флага. Однако на самом шарфе Венгрия была изображена в ее т.н «исторических границах», отсылающих к периоду максимального могущества венгерского королевства.

Изображение «исторической Венгрии» — достаточно обыденная вещь в республике сегодня. Его можно встретить, например, на многих сувенирах или наклейках для автомобилей. Популярно изображение и среди наиболее консервативно настроенных групп футбольных фанатов, для которых оно — доказательство былого имперского величия Венгрии. И одновременно — символ, напоминающий об «исторической обиде».

Фото:  Facebook

Фото: Facebook

Территория «исторической Венгрии» на шарфе Орбана примерно в три раза больше Венгрии современной. Эти контуры соответствуют Венгерскому королевству, входившему в состав Австро-Венгерской Монархии, которая образовалась в 1867 году после распада Габсбургской Империи и просуществовала до Первой Мировой войны. В границы «Великой Венгрии» того периода входили часть современных территорий Австрии, Словакии, Румынии, Хорватии, Сербии и даже Украины. В результате событий XX века государство с восемнадцати миллионным населением сократилось до 7,5 миллионов человек и 93 тысяч квадратных километров территории. Правда — важный нюанс, который забывают некоторые сторонники «Великой Венгрии» сегодня — в могущественной Австро-Венгерской Монархии лидирующая роль принадлежала Австрии, а Венгрия, по нынешним меркам, не обладала суверенитетом.

На фоне идущей войны в Украине выходка Орбана с «шарфом исторических обид и территориальных претензий» вряд ли могла остаться незамеченной.

Вероятно, это был акт политического троллинга, направленный, прежде всего вовне страны. Официальное возмущение выразили МИДы Словакии и Хорватии. Послы Венгрии в Бухаресте и Киеве были вызваны в МИДы Румынии и Украины. Глава Украинского МИД отдельно обвинил Орбана в историческом ревизионизме и нарушении «принципов европейской политики». Австрийский МИД отшутился, сказав, что в «при первой возможности проинформирует венгерских соседей» о том, что на современной карте их совместного государства больше не существует.

Троллинг Виктора Орбана удался: он всего лишь надел шарф на футбольный матч, а политики семи соседних государств почувствовали необходимость реагировать на этот жест.

Заигрывание с радикалами

Венгерский премьер-министр далеко не впервые заигрывает с ревизионистскими настроениями части населения страны. Наиболее радикально настроенные, но немногочисленные группы в венгерском обществе действительно испытывают тоску по былым временам и наверняка хотели бы вернуть историческое величие Венгрии так, как они его понимают.

Однако кроме них, и более либерально настроенная часть общества считает, что мирное соглашение, подписанное во дворце Трианон в Версале в 1920 году было для Венгрии несправедливым. Но для людей либеральных взглядов, как и для большинства избирателей Орбана, все это — пройденный исторический этап, который не требует какого-то пересмотра текущих границ или принятия дополнительных решений.

Тем не менее, Орбан периодически пытается разыгрывать карту исторической обиды в тех условиях, когда она будет относительно безопасно, но даст ему политические очки. Например, комментируя энергетические санкции ЕС против России премьер отметил, что Венгрии сложнее, чем другим странам, найти альтернативу российским трубопроводам, поскольку у страны «отняли» выход к морю. Это высказывание вызвало мгновенную негативную реакцию в Хорватии.

Конечно, о каком-либо изменении текущих границ сам Орбан не думает. Таких иллюзий у него, в отличие от Владимира Путина, нет. Но, к примеру, в отношении Закарпатья — одной из частей «исторической Венгрии», а сегодня области Украины — Орбан явно поддерживает большую автономию для проживающих этнических венгров.

Через несколько дней после скандала, на встрече стран Вышеградской группы премьер-министр Словакии Эдуард Хегер подарил Виктору Орбану словацкий шарф, намекая, что тот, что Орбан использует, «видимо старый». Орбан и Хэгер с удовольствием вдвоем позировали для камер со словацким шарфом. Таким образом, остроту конфликта в этот раз удалось снять шуткой, которая, однако, отвлекла от серьезной повестки встречи, а именно от различий между позицией Венгрией и остальными странами Вышеградской четверки по вопросу войны в Украине.

Реальные проблемы

Разыгранный на этой неделе «шарфогейт» отодвинул на второй план реальный конфликт между Венгрией и ЕС по поводу замороженных 7,5 миллиардов евро.

Напомним, что специально для Венгрии у ЕС появился новый “механизм предусловий”, который позволяет приостановить перечисление предназначенных для страны выплат из общеевропейских структурных фондов, в случае если Брюссель увидит риски непрозрачного использования этих денег. В конце сентября казалось, что все же Брюсселю и Будапешту удастся договориться и какая-то часть из антикоррупционных инструментов, на которых настаивает ЕС, будет имплементирована в венгерское законодательство.

Эта надежда основывалась во многом на том, что Орбан попытается до конца продемонстрировать своим избирателям несгибаемость перед Брюсселем, что было и остается одним из важных элементов его политической платформы — но, в конце концов, хотя бы формально примет условия Еврокомиссии. Тем более, что позднее, уже получив выплаты, он может попробовать создать новые инструменты, позволяющие выигрывать тендеры нужным ему компаниям, поскольку специально разработанное партнерское соглашение с ЕС предлагает разбить транши на этапы и увязать их с постепенными реформами системы госзакупок Венгрии.

Однако несколько дней назад в СМИ появилась информация, что Еврокомиссия все же собирается довести дело до конца и вынесет на голосование Европейскому Совету вопрос о заморозке выплат для Венгрии. По новым правилам Евросовет будет принимать решение не консенсусом, а по правилу большинства: достаточно будет получить голоса 15 государств, численность населения которых составляет не менее 60% от населения ЕС. И такую группу в поддержку предложения Еврокомиссии собрать вполне реалистично.

Кажется, что в этот раз Брюссель действительно намерен выиграть противостояние с Будапештом, поскольку действия Орбана все больше идут вразрез с последними планами по углублению европейской интеграции, а позиция венгерского премьера по России только подливает масла в огонь. Если ЕС не удастся продавить Венгрию в таких условиях, то такая безнаказанность разрушения антикоррупционных механизмов подтолкнет и другие страны — прежде всего Польшу, а за ней, возможно, и Италию — к более решительным действиям по эрозии демократии и правового государства в своих границах.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.