СюжетыПолитика

Камера, мотор!

Арест главы завода по производству авиационных двигателей «Мотор Сич» — это конец войны между Россией и Украиной за ключевое предприятие советского ВПК

Камера, мотор!
Вячеслав Богуслаев. Фото: Dmytro Smolyenko / Ukrinform/Future Publishing via Getty Images

В понедельник, 24 октября, Шевченковский районный суд Киева на два месяца арестовал президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Так заканчивается другая война между Россией и Украиной — за одно из ключевых предприятий бывшего советского ВПК, замены которому за 30 лет создать так и не удалось.

За день до ареста обыски прошли в доме Богуслаева и директора Департамента внешнеэкономических связей «Мотор Сич» Олега Дзюбы. Обоих топ-менеджеров подозревают в коллаборационизме (ст. 111-1 Уголовного кодекса Украины) и пособничестве государству-агрессору (ст. 111-2).

— Задержание произошло в рамках уголовного производства по незаконной поставке со стороны «Мотор Сич» товаров военного назначения для российской штурмовой авиации. Чиновники действовали в сговоре с представителями российской корпорации «Ростех», которая является одним из главных производителей вооружений для России, — говорится в сообщении СБУ.

Сторона обвинения настаивает, что даже после начала войны «Мотор Сич» продолжала поставлять двигатели для российской авиатехники, которая бомбила украинские города. В день ареста Служба безопасности Украины обнародовала записи телефонных переговоров предположительно Богуслаева с руководителями разных предприятий ВПК России.

— Если Путин кончит (имеется в виду прекращение военных действий в Украине. — Прим. ред.), то потом националисты нас кончат, б***, — говорит человек с голосом Богуслаева после того, как в марте 2022 года российская армия разбомбила цеха «Мотор Сич» в Запорожье. — «Искандер-М» упал на территории завода. Мы без всякой злобы к этому относимся, мы всё понимаем.

Завод по производству иностранных авиационных двигателей был заложен в Запорожье в 1916 году акционерным обществом «Дюфлон, Константинович и Ко». После революции предприятие национализировали, и на протяжении 70 лет оно несколько раз меняло название. На момент распада Союза завод назывался «Моторостроитель» и был одним из ключевых элементов советского военного авиастроения.

Приватизация завода в независимой Украине не была прозрачной.

— Заключением от 16.03.2021 специалистов Государственной аудиторской службы установлено нарушение предприватизационного и приватизационного процесса ГП «Мотор Сич» через минимизацию стоимости приватизации государственного имущества, занижения размера уставного фонда более чем 30 раз, чем государству нанесен ущерб (вред) в размере не менее, чем на сумму 18 372 587 857 гривен, — говорится в прошлогоднем судебном решении Печерского районного суда Киева по делу бывшего главы Фонда государственного имущества Украины Владимира Прядко.

Его признали виновным в халатности, но освободили от наказания из-за истечения сроков давности.

Вячеслав Богуслаев (1938 года рождения) возглавил запорожский гигант советского ВПК в 1988 году и на момент приватизации ожидаемо стал владельцем контрольного пакета акций завода.

В независимой Украине «красный директор» продолжил карьеру: он неоднократно избирался депутатом Верховной Рады, а в 2000 году получил звание Героя Украины.

Немолодой, но очень энергичный Богуслаев не раз оказывался в центре различных скандалов, демонстрируя общую для выходцев из КПСС и комсомола любовь к громкой роскоши и молодым девушкам.

Ему принадлежало 15% предприятия, еще 10,5% было у The Bаnk of New York Mellon, US; 17,3% держало панамское акционерное общество BUSINESS HOUSE HELENA, АG. Жену Богуслаева, к слову, тоже зовут Елена.

Процветание «Мотор Сич» в независимой Украине напрямую зависело от сотрудничества с Москвой: по различным оценкам, до 50% продукции запорожских моторостроителей уходило в Россию.

Так, в ноябре 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолеты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для вертолётов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. На украинских двигателях летают самолёты Ан-148, Бе-200, Ту-334, Ан-140, учебно-боевой Як-130, Д-18Т. С 1956 года завод производит турбореактивные двигатели для ракет, а с 1982 года и по настоящее время — двигатели для крылатых ракет.

«ОАО «Мотор Сич» производит двигатели для крылатых ракет строго в рамках соглашений между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины от 20 августа 1997 года и 21 декабря 2000 года», — сообщала пресс-служба «Мотор Сич». — 90% комплектующих для этих двигателей поставляется в Запорожье российскими оборонными предприятиями, которые находятся в Москве, Казани, Омске, Саратове и других городах. По сути, двигатель является российско-украинским».

Поставки турбореактивных двигателей Р95-300, которые используются в ракетах типа Х-55 и сейчас разрушают украинские города, не прекращались даже после аннексии Крыма. Хотя именно она сильно осложнила жизнь авиаторам по обе стороны границы. В 2014 году правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией. По данным украинских СМИ, доходность «Мотор Сич» в связи с этим сократилась в шесть раз.

Российским предприятиям тоже пришлось нелегко. Так, например, Таганрогский авиазавод (ТАНТК им. Бериева) — одно из крупнейших предприятий в Ростовской области — с 2016 года генерировал лишь миллиардные убытки. На предприятии начались сокращения. О новых самолетах речи не шло — чем-то и как-то ремонтировали старые. После объявления санкций в Объединенной авиастроительной корпорации, куда входил ТАНТК, заявили, что к 2016 году поставят на «пожаротушитель» Бе-200 вместо украинского двигателя Д-436 совместный российско-французский SaM146. Но не случилось: российская прокуратура заявила, что зависимость двигателя от импортных запчастей — критическая, и полагаться на него не следует. Аналогичная история приключилась и на Ростовском вертолетостроительном заводе, где тоже сначала заявили о планах замены украинских агрегатов на собственные, но постепенно шумиха утихла. Предприятие продолжило работу по ремонту старых и выпуску новых машин, но на вопросы, откуда берутся двигатели, не отвечало.

В профессиональных кругах поставки двигателей «Мотор Сич» в Россию и работа украинских специалистов по их обслуживанию были секретом Полишинеля, но официально российская сторона такие факты сотрудничества не подтверждала.

Богуслаев охотно рассказывал журналистам, как после 2014 года предприятию стало нелегко. «Мы выживаем за счет той части старых заказчиков, старых потребителей, где хорошо знают нашу продукцию. Мы работаем в основном в Средней Азии, Африке, Латинской Америке и немного в Европе. Я имею в виду Турцию, с которой у наc сегодня хорошие отношения. Мы стали многоплановым предприятием, но сохранили высокий научный уровень, планку. Кроме авиационных двигателей, мы только за 30 лет незалежности создали 12 новых двигателей», — говорил он в прошлом году российскому порталу «Авиапорт».

В 2017 году Богуслаев обратился к китайцам.

— Мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции, — объяснял он позже.

По его словам, китайские компании Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group через панамский офшор получили контроль за 50% акций «Мотор Сич». Китайцы обязались инвестировать в завод в течение двух лет 250 млн долларов и, говорят, 100 успели выплатить, но в 2020 году пришедший к власти Владимир Зеленский обратил внимание, что предприятие такого уровня стратегической важности не может быть под контролем иностранных корпораций.

Начались судебные тяжбы. Принято считать, что на конфликт с китайцами Зеленский пошел по требованию США: американцев расстроили планы Китая перенести часть производства реактивных двигателей в Поднебесную, да и сам факт доступа китайцев к технологиям доставки ракет средней дальности не добавлял США оптимизма.

В ходе судебных разбирательств вскрылось немало удивительных фактов из жизни «Мотор Сич», включая детали его приватизации в деле бывшего главы Фонда госимущества Владимира Прядко. А также история о краже в России 93 турбореактивных двигателей Р-95-300 для стратегических ракет Х-55 и 37 тактических управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31, которые подлежали уничтожению. Двигатели к ракетам, способным нести ядерный заряд, были проданы предприятию Вячеслава Богуслаева в 2011 году, а куда ушли дальше и сколько их было на самом деле — неизвестно.

В марте 2021 года Украина попыталась поставить точку в истории с «Мотор Сич»: имущество завода было арестовано, контроль за 100% акций передан государству.

В России это решение ожидаемо преподнесли как рейдерский захват «команды Зеленского» крупного военно-стратегического актива.

Судя по аудиозаписи, которую обнародовало СБУ, на работу предприятия смена статуса мало повлияла. «Мотор Сич» продолжил выпускать свои двигатели, а часть из них — поставлять России.

— Запчасти мы готовы вам отправить. Только подумайте, через Хорватию или где там у вас была, Черногория? — человек с голосом Вячеслава Богуслаева, по версии СБУ, в марте 2022 года обсуждает с представителем ЗАО «Двигатели Владимир Климов — Мотор Сич» варианты обхода западных санкций. — Мы сейчас посчитаем, на какую сумму мы можем, а вы определитесь, через кого.

В мае 2022 году предположительно тот же человек спрашивает у представителя ростовского вертолетного завода «Роствертол», сколько тот сможет еще принять «136-ых». Вероятно, речь идет о турбодвигателях Д-136, которые в том числе устанавливаются на грузовые вертолеты Ми-26. Российский визави украинского абонента в ответ на это рассказывает о четырех действующих контрактах и дополнительных двух.

— Ты знаешь, я кое-куда у вас отправляю десятками, — признается предполагаемый Богуслаев. — И всё у нас идет хорошо.

В «Ростехе» опровергли информацию о сотрудничестве с украинской компанией. Там заявили, что Москва провела полное импортозамещение двигателей для вертолетов Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан», Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», которые раньше использовали украинские двигатели. Близкий к «Ростеху» источник РБК назвал задержание Богуслаева результатом «конфликта между местными элитами».

Задержание Богуслаева. Фото: СБУ

Задержание Богуслаева. Фото: СБУ

В офисе президента Украины, в свою очередь, не скрывают удовлетворения от ареста Богуслаева, которое трудно было себе представить до появления в Уголовном кодексе страны статьи 111 — «Сотрудничество с агрессором и коллаборационизм». Завод, где уже началась кампания в поддержку арестованного директора, представитель офиса Зеленского Алексей Арестович называет «ватным кублом».

— Он (Вячеслав Богуслаев) делал всё, чтобы избавить Украину от этого актива («Мотор Сич») и передать ее в любимые им российские, путинские руки, — заявил Арестович в эфире Youtube канала «Фейгин-Live» 24 октября, комментируя в том числе туманную историю с передачей контроля над предприятием китайцам «с российскими паспортами». — Нам такие «герои Украины» не нужны.

Во вторник, 25 октября, советник президента Украины Михаил Подоляк в эфире канала «Настоящее время» не исключил, что Богуслаев может стать объектом обмена, как это ранее случилось с другим состоятельным украинцем — Виктором Медведчуком, которого в сентябре неожиданно обменяли на пленных защитников «Азовстали». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в ответ на возможность такого обмена заявил российским СМИ, что Кремль не занимается вопросами, связанными с судьбою военнопленных.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.