КомментарийПолитика

«Йес! Кандидаты в ЕС!»

Ценой страшных испытаний и потерь Украина завоевала право вернуться из советского прошлого в семью европейских народов

«Йес! Кандидаты в ЕС!»
Фото: Nati Melnychuk / Unsplash

Для политической элиты страны, которая сейчас, во время войны, в разной степени, но стала евроориентированной, нынешнее событие — заметное. Для тех, кто в свое время пришел к власти с идеей европейской интеграции как ключевой, оно — важнейшее.

Например, парламентской партии «Европейская солидарность» и ее лидеру, пятому президенту страны Петру Порошенко, оппоненту Владимира Зеленского, выпало еще и это испытание: приветствовать кандидатство Украины на пути в Евросоюз, случившееся при шестом президенте. Порошенко сразу записал видеоролик — короткий, с подмаргиванием «в стиле Зеленского», с цитатой из Маршака «Что ни делает дурак, все он делает не так», обращенной к Путину (мол, не удалось помешать!), с требованием-пожеланием неизвестно в чей адрес «Ждем членства в НАТО!» и с концовкой-мемом «Жму руку. Обнимаю». Ее происхождение известно, в основном, украинцам, потому объясню.

Фраза есть на пленке телефонного разговора, попавшего в Сеть летом прошлого года. Немаловажная деталь: компромат выложил народный депутат Андрей Деркач из ныне запрещенной «ОПЗЖ», сын человека, в свое время имевшего прямое отношение и к СБУ, и к КГБ. Два собеседника с голосами, похожими на Путина и Порошенко, на русском языке обсуждают темы, связанные с Донбассом, а на прощанье обмениваются любезностями. «Голос Порошенко» произносит: «Жму руку. Спасибо большое!», «голос Путина» отвечает: «Обнимаю. До свидания, давайте». Предположительно, тот разговор состоялся 30 апреля 2015 года, через два месяца после жестоких боев и «котла», в результате чего украинские военные с потерями оставили Дебальцево.

Петр Порошенко и его окружение назвали запись сфабрикованной фальшивкой: мол, действующая власть ничем не гнушается, чтобы устранить политического конкурента и упрятать его в тюрьму! (Как известно, пятого президента подозревают в государственной измене, возбуждено уголовное дело.) В Кремле ответили традиционно: понятия не имеем, что за записи. Тем не менее, по репутации пятого президента внутри Украины был нанесен удар, хотя отдельные лидеры общественного мнения встали на сторону Порошенко.

Есть такой прием риторики: поддержать, но так, чтобы только усилить сомнения: разговор — фальшивка или правда?

Например, Алексей Арестович, в ту пору блогер, пишущий на военную тематику, замечал: во время переговоров противники могут улыбаться, говорить приятные слова и «одновременно подмешивать друг другу отраву в кофе».

Сейчас сторонники «Европейской солидарности» восхитились стилем Петра Порошенко: «Какой троль!» Впрочем, «видосиком» он не ограничился. Известная и серьезная реакция политика на событие, с замечанием «Страна объединилась — и власть, и оппозиция — ради противостояния врагу и ради европейского будущего». Благодарность Порошенко выразил, прежде всего, украинским военным, назвав их вклад в успех наибольшим, волонтерам, гражданскому обществу в целом, и дипломатам — за «традиционно профессиональное и эффективное международное наступление». Роль Зеленского обойдена красноречивым молчанием.

Дмитро Ярош. Фото: Facebook / dmitroyaroshukraine

Дмитро Ярош. Фото: Facebook / dmitroyaroshukraine

Дмитро Ярош, отец-основатель «Правого сектора», которым до сих пор в России пугают младенцев, на фронте, на передовой. Но тоже высказался на актуальную тему: «Я бы так не радовался кандидатству Украины в ЕС», — написал он на своей Фейсбук-странице. «Это мертвая структура, которая «сливала» украинцев во время широкомасштабного наступления Эрэфии. Помните?» Ярош убежден: для украинцев перспектива в создании Балто-Черноморского Союза при участии Польши, стран Балтии, при поддержке Великобритании и США. «Франция и Германия — партнеры, но не союзники. Они начали передачу вооружения и боеприпасов Украине, но вариант, что нас «подставят» эти страны в геополитической игре, весьма высокий». Ярош скептически относится к заявлениям, что Евросоюз с Украиной станет иным, вес восточноевропейских государств увеличится и, возможно, тогда и НАТО нам не потребуется. У пана Дмитра много единомышленников среди украинских военных.

Члены праворадикальной партии «Свобода» никогда не числились среди приверженцев курса Украины на ЕС. Но рядовые «свободовцы» массово ушли защищать суверенитет и независимость страны, в их рядах много погибших героев. Руководство «Свободы» в лице Олега Тягнибока и Андрия Мохника проигнорировало событие, связанное со статусом, будто ничего и не случилось. Чувствуется: обменяли бы его, будь у власти, на сотню НIMARS с удовольствием.

Один из организаторов Евромайдана, в прошлом журналист, ныне заместитель министра инфраструктуры сорокалетний Мустафа Найем не рассыпается в благодарностях Европе: «В итоге мы станем первой и единственной страной, граждане которой за членство в Евросоюзе отдавали свою жизнь. И да, наверное, мы не идеальный кандидат. Но идеальные там закончились году еще в девяносто пятом. Просто если бы нас услышали, когда мы сначала робко стучали, а потом настойчиво били в дверь кулаком — в 2005-м, в 2008-м или даже в 2013-м, то, возможно, в 2022-м не было бы ни десятков тысяч раненных или убитых, ни миллионов беженцев, ни территориальных споров. А сегодня мы уже сами за это заплатили. Заплатили дороже всех, кто уже в клубе», — написал Найем в своем ТГ-канале. Недавно старший брат Мустафы, юрист Маси Найем, получил в бою тяжелейшее ранение и врачи продолжают бороться за его здоровье.

Мустафа Найем. Фото: Wikimedia

Мустафа Найем. Фото: Wikimedia

Дважды экс-депутат Рады, сложивший по собственному желанию мандат, украинский певец Святослав Вакарчук тоже воспринял статус кандидата в члены ЕС для Украины как естественный ход развития событий. «Для меня Европа — это всегда о ключевых ценностях: достоинстве и свободе. Последние восемь лет и четыре месяца Украина бьется именно за это. И не только для себя, но и для европейской цивилизации», — цитирует слова Вакарчука украинский телеканал «ICTV».

Президент Владимир Зеленский в обращении к гражданам страны назвал произошедшее исторической вехой и «точкой невозврата» в постсоветский мир.

Образности тут было через край. «Сегодня признано — Украина не мостик, не подушка между Западом и Россией, не буфер между Европой и Азией, не сфера влияния, не «серая» зона, не транзитная территория. Не приграничье между орками и эльфами. Украина — это будущий равный партнер для, как минимум, 27-ми стран ЕС», — сказал Зеленский, сравнив получение статуса с… помолвкой. До «свадьбы» с Европой придется сделать еще немало.

«Невзирая на войну, мы продолжаем воплощать задуманное, нормы и правила ЕС во всех сферах жизни Украины. Правительство разработает соответствующую дорожную карту. Следующие шаги известны — мы имеем рекомендации Еврокомиссии. От Верховной Рады ожидаем одобрения в приоритетном порядке евроинтеграционных законов. От всех вас — высокой гражданской сознательности, преданности нашим ценностям и осознания того, что никто не построит нам европейскую Украину, кроме нас самих », — подытожил президент.

Киев

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.