Служба безопасности Украины предъявила 9 декабря заочное подозрение четырем влиятельным митрополитам РПЦ: Санкт-Петербургскому Варсонофию (Судакову), Волоколамскому Антонию (Севрюку) (председатель Отдела внешних церковных связей Московской патриархии), Крутицкому Павлу (Пономарёву) и Омскому Дионисию (Порубаю), бывшему управделами патриархии. СБУ подозревает этих сановников РПЦ в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 110 УК Украины: «Сознательные действия с целью изменения государственной границы Украины». Это не первый случай, когда правоохранительные органы Украины заочно подвергают уголовному преследованию иерархов РПЦ. В ноябре прошлого года СБУ совместно с Генпрокуратурой предъявили подозрение патриарху Кириллу (Гундяеву) сразу по трем статьям УК Украины : отрицание территориальной целостности государства, оправдание вооруженной агрессии и разжигание агрессивной войны.
Материалы нового уголовного дела включают доказательства практических действий, предпринятых членами Синода РПЦ в 2022–23 годах. Собрать такие доказательства было несложно: 7 июня 2022 года Синод, игнорируя уставы РПЦ и самоуправляемой Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), нарушил границы последней и переподчинил себе Симферопольскую, Джанкойскую и Феодосийскую епархии, объединив их в новую Крымскую митрополию. Ранее, несмотря на провозглашенное властями РФ еще в марте 2014 года «присоединение» Крыма и Севастополя, Московский патриархат признавал юрисдикцию Украинской церкви над этими территориями, а патриарх Кирилл, несмотря на все приглашения, воздерживался от их посещений с «первосвятительскими» визитами. 11 октября 2023 года синод РПЦ назначил митрополитом Симферопольским и управляющим Крымской митрополией одиозного митрополита Тихона (Шевкунова), имеющего репутацию «духовника Путина» и одного из идеологов агрессивной доктрины «русского мира». Используя свой административный ресурс и доступ к почти неограниченной финансовой поддержке со стороны крупнейших госкорпораций, Тихон развернул в Крыму грандиозный проект «реконструкции» русской Византии — музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес». В ходе его строительства, как отмечала «Новая-Европа», пострадали археологические памятники реального византийского Херсонеса, раскопки которого начались еще до 1917 года (в период украинского управления Крымом они получили статус объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО).
Войдя во вкус, на заседании 13 октября 2022 года синод РПЦ отторг от УПЦ МП Ровеньковскую епархию в Луганской области, 16 мая 2023 года — Бердянскую епархию в Запорожской области, 27 декабря того же года — Скадовскую епархию в Херсонской области. Наконец, в нынешнем году синод «аннексировал» северные районы Запорожской области, находящиеся под контролем ВС РФ, присоединив их к Бердянской епархии, и Донецкую епархию — ценой увольнения ее многолетнего управляющего митрополита Илариона (Шукало), оставшегося верным УПЦ МП (при этом Луганская, Северодонецкая и Горловская епархии остаются до сих пор в составе Украинской церкви). Решения московского синода стали своего рода «канонической проекцией» действий российских властей по включению отторгнутых ими от Украины территорий в состав РФ. Руководство РПЦ не только поучаствовало в «дележе добычи», но и разрушило принцип неприкосновенности «канонических территорий», на который она сама любила ссылаться в своей полемике против Константинопольского патриархата, якобы вторгшегося в 2018 году на «каноническую территорию» УПЦ МП и восстановившего свою юрисдикцию над Украиной. Впрочем, после учреждения патриархом и синодом РПЦ в 2021-м своего «экзархата Африки» на территории древнего православного Александрийского патриархата говорить об уважении «канонических территорий» со стороны Московской патриархии было бессмысленно.
По мнению СБУ, преступные действия митрополитов РПЦ привели к захвату церковного имущества в регионах Украины, контролируемых ВС РФ, а следствием этого стало распространение через храмы военной пропаганды и разжигание ненависти к украинскому народу. Аналогичные обвинения украинские власти выдвигали и против ряда иерархов УПЦ МП — как бежавших из Украины после начала «СВО», так и остающихся в стране. Украину покинули, например, митрополит Изюмский и Купянский Елисей, благословивший российскую «администрацию Харьковской области», когда еще значительная часть этого региона находилась под контролем ВС РФ, и епископ Макаровский Гедеон (Харон), окормлявший пророссийское «Верное казачество» в Киеве. А митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) был и вовсе признан военнопленным и обменян на украинских военнослужащих в конце июня. Прибыв в Москву, он сразу получил от патриарха Кирилла орден преподобного Сергия I степени.
Похоже, эту награду в условиях военного времени Кирилл считает особо связанной с разведкой. Ибо точно такой же орден он вручил 9 декабря директору Службы внешней разведки России Сергию Нарышкину, отметив его «особый вклад в церковно-государственные отношения». Действительно, в лучшие времена едва ли не все клирики РПЦ, включая самого будущего патриарха Кирилла, работали за рубежом по линии внешней разведки. Трудно сказать, насколько это связано с профессиональной деформацией личности, но немногочисленные интервью Нарышкина последних лет представляют полный набор самых вульгарных конспирологических штампов. В прошлом году он заявлял, что «в Европе и США разрешено почти всё, в том числе и спиливать христианские кресты и сжигать Коран», а в Украине завершается физическое уничтожение православия. Но в наши дни нарышкинская конспирология сверкнула неожиданной гранью: в юбилейном (в честь собственного 70-летия) интервью малоизвестному ранее журналу «Разведчик» глава СВР сообщил, что Россия уже практически достигла «целей СВО», дальнейшее продолжение которой пойдет на руку Западу, ибо истощит Россию и расколет ее народ. Эти слова вызвали некоторый ропот в среде «патриотической общественности», поэтому Дмитрию Пескову пришлось комментировать: «СВО закончится тогда, когда будут достигнуты все цели, которые были поставлены президентом. Эти цели могут быть достигнуты как итог СВО или как итог переговоров».
Остается, правда, открытым вопрос о том, известны ли эти цели (именно конкретные цели, а не обтекаемые лозунги) хоть кому-нибудь на Земле. Так, патриарх Кирилл и его единомышленники связывают «высшие смыслы СВО» с Апокалипсисом, а его наступление — с завершением правления Путина. В общем, «СВО» — это религия, по крайней мере, так теперь учит РПЦ.