КомментарийПолитика

Венесуэла как прецедент

Трамп после захвата Мадуро допускает военные операции в Гренландии, Кубе, Колумбии и Мексике. Возможна ли аннексия — и что тогда останется от международного права?

Венесуэла как прецедент

Дональд Трамп в гольф-клубе Mar-a-Lago вместе с директором ЦРУ Джоном Рэтклиффом и госсекретарём Марко Рубио наблюдает за операцией по захвату Николаса Мадуро, Палм-Бич, штат Флорида, США, 3 января 2026 года. Фото: White House Press Office /Flickr

Атака США на Венесуэлу в ночь на 3 января произвела огромное впечатление на мир. Одна из супердержав, не получив санкции ООН или Международного уголовного суда (МУС), схватила президента-диктатора из его страны и привезла на суд к себе – в Нью-Йорк.

Но на этом международный скандал не завершился. В последние несколько дней Трамп и его приближенные стали гораздо более активно угрожать военными действиями или тайными операциями сразу нескольким странам в Западном полушарии — Кубе, Колумбии, Мексике и Гренландии, входящей в Данию.

Что это значит для международного права, как может повлиять на мир и стоит ли ждать новой атаки США, вместе с экспертами разбиралась «Новая газета Европа».

Мир через силу

В первый год президентства Трамп и без похищения Николаса Мадуро делал множество шагов по отстранению США от системы международной кооперации и права. Вашингтон только в 2025 году вышел из Парижского соглашения, ВОЗ, ЮНЕСКО, а Трамп принимал на Аляске Путина.

Но именно атака на Венесуэлу стала кульминацией подрыва международно-правовой системы со стороны США, утверждает в разговоре с «Новой Европа» юрист-международник и исследователь Кельнского университета Глеб Богуш.

«Ситуация совершенно однозначна с точки зрения права. У США не было никаких оснований для применения силы на территории другого государства. Власти Венесуэлы не санкционировали это действие. Кроме того, Мадуро имеет президентский иммунитет. Однако, даже если бы он оставался водителем автобуса, Трамп все равно не имел права атаковать таким образом Венесуэлу», — рассуждает Богуш.

После военной операции союзник Трампа и республиканский сенатор от штата Юта Майк Ли попытался оправдать атаку на Каракас защитой военных, которые захватывали Мадуро и его супругу. По его мнению, это нападение «входит в рамки полномочий президента, предусмотренных второй статьей Конституции, по защите персонала США от фактического или неминуемого нападения».

По мнению же Богуша, хоть как-то обосновать похищение Мадуро могла бы международная санкция со стороны МУС, по примеру той, что есть на арест Путина. Однако, даже в случае выдачи ордера на арест президента Венесуэлы он обязан был бы сначала попасть на территорию США.

Вопросы о легальности атаки на Венесуэлу при этом, похоже, мало заботят чиновников из администрации Трампа. Советник президента США по внутренней безопасности Стивен Миллер в комментарии CNN заявил, что Вашингтон при Трампе будет действовать как «супердержава».

«Мы живем в мире, в котором можно сколько угодно говорить о международных тонкостях и прочем. Но мы живем в мире, в реальном мире… который управляется силой, который управляется насилием, который управляется властью», — заявил Миллер.

Полушарие имени Трампа

Спустя два дня после похищения Мадуро аккаунт Госдепартамента США опубликовал фотографию Трампа с подписью: «Это НАШЕ полушарие, и президент Трамп не позволит нашей безопасности быть под угрозой».

Профессор Университета ICESI (Колумбия) Владимир Рувинский в разговоре с «Новой Европа» предположил, что уже можно говорить о возрождении «Доктрины Монро», которую еще в 1823 году придумал и огласил президент США Джеймс Монро. По мнению тогдашнего американского руководства, Западное полушарие находилось в эксклюзивной сфере влияния США. Сейчас же «Доктрина Монро» фактически возрождается в новом виде, следует из новой Стратегии национальной безопасности США.

В теорию о том, что похищение Мадуро входит в новую внешнеполитическую стратегию Вашингтона, попадает и требование, о котором сообщал ABC News – вытеснить из Венесуэлы Китай, Россию и Иран.

«“Доктрина Монро” — это то, чем в Латинской Америке всегда пугают политиков. Что придет США и дубинкой заберет, что нужно. И если нынешняя проба огнем в отношении Венесуэлы пройдет успешно, то США могут взять такой формат по смене власти в регионе на вооружение», — считает Рувинский.

Атака на Венесуэлу стала не исключением, а сигналом о расширении курса администрации США. На пресс-конференции после похищения Мадуро Трамп и госсекретарь США Марк Рубио напрямую заявили, что нынешние власти Кубы и Колумбии должны беспокоиться о своем будущем.

Колумбия

Так, по словам Трампа, президент Колумбии Густаво Петро должен «следить за своей задницей».

«Колумбией управляет больной человек, который любит производить кокаин и продавать его в США. У него есть кокаиновые фабрики и заводы, однако он не будет заниматься этим долго», — пояснил свою угрозу Трамп на следующий день.

Президент Колумбии Густаво Петро. Фото: Carlos Ortega / EPA

Президент Колумбии Густаво Петро. Фото: Carlos Ortega / EPA

США официально обвиняют Петро в причастности к наркоторговле и руководстве картелями. Хотя президента Колумбии давно критикуют за сдержанную политику по отношению к преступным группировкам, никаких прямых доказательств того, что он управляет ими, в открытом доступе нет. Сам Густаво Петро на угрозы отвечает в воинственном тоне и обвинения со стороны Штатов отвергает. «Я не нелегитимен и не наркоторговец, у меня есть только дом моей семьи, за который я до сих пор плачу из своей зарплаты», — заявил Петро на фоне нападок Белого дома. В прошлом году он опубликовал свои банковские выписки, чтобы показать прозрачность своих доходов.

Когда Трампа спросили, рассматривает ли он вторжение в Колумбию по сценарию Венесуэлы, он заявил, что для него это «звучит хорошо».

По словам Рувинского, угрозы США создают страх в странах Латинской Америки, как среди населения, так и среди политиков.

Петро занимает должность президента Колумбии с 2022 года. После смены власти в Чили и Аргентине он один из немногих левых президентов в Южной Америке. Однако, по законам Колумбии президент не может баллотироваться дважды подряд, и новые выборы будут уже 31 мая этого года.

При этом пока не очевидно, что его заменят политики из левого идеологического спектра. Как утверждает Рувинский, то, что Петро не боится отвечать на равных Трампу, помогает кандидату от его коалиции в контексте грядущих выборов.

Куба

Самые нацеленные угрозы на данный момент администрация Трампа направляет на Кубу. В карибской стране вот уже несколько лет наблюдается чудовищный гуманитарный кризис, и власти на этом фоне лишь усилят репрессии. В данном контексте самые большие угрозы идут от госсекретаря США и этнического кубинца Марко Рубио.

«Я думаю, ни для кого не секрет, что мы не являемся большими поклонниками кубинского режима, который, кстати, поддерживает Мадуро. Если бы я жил в Гаване и был членом правительства, я бы беспокоился», — заявил Рубио в ответ на вопрос о том, будет ли США целиться в Кубу после атаки на Венесуэлу.

В тот же день в рамках разговора с журналистами республиканский сенатор Линдси Грэм заявил, что «дни Кубы сочтены», и он надеется, что «в 2026 году союзники США будут заниматься бизнесом» на острове. Дональд Трамп после ответа Грэма добавил, что «Куба готова пасть».

Митинг в поддержку Венесуэлы в Гаване, Куба, 3 января 2026 года. Фото: Ernesto Mastrascusa / EPA

Митинг в поддержку Венесуэлы в Гаване, Куба, 3 января 2026 года. Фото: Ernesto Mastrascusa / EPA

Кубинский политический эксперт и историк Армандо Чагуаседа в разговоре с «Новой газетой Европа» заявил, что островное государство находится под такой угрозой впервые с начала 80-х годов и революции Фиделя Кастро. По словам политолога, большим ударом по престижу Гаваны стало то, что в ходе операции США по похищению Мадуро убиты 32 кубинских солдата, которые и должны были охранять президента Венесуэлы.

«Я думаю, что США надавят с помощью санкций еще больше на Кубу, однако я бы не ждал прямого вторжения на остров. Тем не менее, вполне возможно и проведение каких-либо подпольных операций со стороны спецслужб США на Кубе, которые приведут к подрыву власти», — говорит Чагуаседа.

По мнению профессора международных отношений Ибероамериканского университета (Мехико, Мексика) Томаса Леглера, действия Трампа работают на сближение полярной Латинской Америки.

«Это возвращение в прошлое видится для местных политиков неприемлемым. Атака на Венесуэлу — лишь самый яркий, но не первый эпизод из учебников по новой внешнеполитической модели США. Надписи на стене уже видны — США нестабильный партнер», — добавляет Леглер в разговоре с «Новой газетой Европа».

Мексика

Самой неожиданной целью угроз Вашингтона в последнюю неделю стала Мексика. После кризиса первых месяцев президентства Трампа казалось, что США и Мексика наладили отношения. Однако, после похищения Мадуро Трамп напал на лидера Мексики Клаудию Шейнбаум.

«Картели управляют Мексикой. Она не управляет Мексикой. Что-то необходимо сделать с Мексикой», — заявил Трамп 3 января.

По мнению Леглера, США обозначили поводы для атак на соседние страны: поставки наркотиков в США и неконтролируемая миграция. В случае Шейнбаум, по мнению профессора Ибероамериканского университета, она пытается сохранить суверенность на фоне атак Трампа, однако не будет сюрпризом, если США добьются своими нападками усиления своего присутствия в стране в рамках борьбы с картелями.

Профессор Университета ICESI (Колумбия) Владимир Рувинский также считает, что за угрозами Трампа в адрес Мексики стоит желание заключить выгодную сделку.

Несмотря на то, что Вашингтон атакует именно левые правительства в Латинской Америке, Леглер считает, что идеология Петро, Диаса-Канеля и Шейнбаума интересует Трампа меньше, чем собственные интересы.

Дональд Трамп и Клаудия Шейнбаум во время жеребьёвки чемпионата мира FIFA 2026 в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 5 декабря 2025 года. Фото: Mandel Ngan / Pool / AFP / Scanpix / LETA

Дональд Трамп и Клаудия Шейнбаум во время жеребьёвки чемпионата мира FIFA 2026 в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 5 декабря 2025 года. Фото: Mandel Ngan / Pool / AFP / Scanpix / LETA

Гренландия

Политические интересы у Вашингтона есть и на севере Западного полушария. В 2026 году в Белом доме вновь заговорили о желании присоединить Гренландию. Как пишет издание Politico, намерение Трампа забрать у Дании остров связано с той же «Стратегией национальной безопасности». По данным The Wall Street Journal, президент США намерен напрямую купить Гренландию, однако в случае провала может прибегнуть и к военному вторжению.

По мнению Леглера, если Трамп продолжит приводить в действие свои угрозы по отношению к другим странам, в том числе и союзникам по НАТО, это может привести к разрушению североатлантического альянса.

Впрочем, 6 января европейские лидеры ответили на притязания Трампа совместным заявлением. Под словами о безопасности в Арктике как «ключевом приоритете для Европы», имеющем «решающее значение для международной и трансатлантической безопасности», подписались премьер-министр Дании Метте Фредериксен, а также премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, премьер-министр Испании Педро Санчес и премьер-министр Польши Дональд Туск.

Учебник для диктаторов по всему миру

По мнению Богуша, международное право само по себе не может защитить страны от агрессии Трампа. Страны региона в страхе перед США не хотят пользоваться инструментами международной кооперации для своей защиты, считает юрист-международник.

Влияние США в ООН фактически перекрывает возможность для коллективного действия против Вашингтона. США имеют право вето в Совете безопасности ООН и могут заблокировать любую резолюцию. Заседание ООН по вопросу атаки на Венесуэлу также не принесло никаких плодов. Несмотря на то, что многие страны осудили вторжение США и призвали освободить Мадуро, положение дел остается тем же, что и до заседания.

«Ужас ситуации состоит в том, что она выгодна очень многим странам. Мы возвращаемся к сферам влияния в политике, и это очень серьезный удар по системе международного права», — говорит Богуш.

Юрист-международник также отмечает, что атака США помогает в оправдании своих действий Китаю и России. Подобная практика может быть «заразительной», поскольку развязывает руки диктаторам по всему миру, считает он. При этом, как отмечает Богуш, Пекин и Москва используют Венесуэлу для поддержания своих двойных стандартов по отношению к международному праву.

Постоянный представитель Венесуэлы при ООН Самуэль Монкада на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, США, 5 января 2026 года. Фото: Derek French / EPA

Постоянный представитель Венесуэлы при ООН Самуэль Монкада на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, США, 5 января 2026 года. Фото: Derek French / EPA

«Достаточно послушать выступление в ООН Василия Небензи. Совершенно фееричная речь, настоящий гимн международному праву. Правда, это получается воспринять серьезно только если забыть о том, что делает Россия в Украине», — добавляет Богуш.

Россия, будучи одним из главных союзников режима Мадуро, действительно открыто выступает за освобождение президента Венесуэлы. В ООН постоянный представитель РФ Василий Небензя заявил, что атака США стала «шоком», и обвинил администрацию Трампа в «двойных стандартах».

«Надеемся, что этот международный разбой безотлагательно получит объективную всестороннюю оценку в международно-правовом плане. На этот процесс не должно влиять признание или непризнание тем или иным государством или объединением легитимности Николаса Мадуро. Поэтому невнятное бормотание и попытки уйти от принципиальных оценок со стороны тех, кто в иных ситуациях с пеной у рта требовал от других соблюдения Устава ООН, сегодня выглядят особенно лицемерными и неуместными», — заявил Небензя.

Как считает Леглер, Россия и Китай последуют примеру США, и мир может вернуться в эпоху разделения планеты по сферам влияния.

«Трампу насрать на ООН, и он открыто это показывает. Похищение Мадуро привело к тому, что сейчас идет переоценка международных институтов. Порядок, который был создан после Второй мировой войны, разрушен», — заключил Леглер.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.