ИнтервьюПолитика

«Идеально, чтобы отвлечь внимание от обещаний»

Зачем Трампу Гренландия, Канада и Панамский канал? Насколько серьезны его угрозы? Объясняет американистка Александра Филиппенко

«Идеально, чтобы отвлечь внимание от обещаний»

Дональд Трамп. Фото: Justin Lane / EPA

Дональд Трамп, еще даже не пройдя инаугурацию и не вступив в должность президента США, заставляет политиков по всему миру переживать о том, что стоит ожидать от его второго срока.

По мнению Трампа, Вашингтон должен купить Гренландию, превратить Канаду в 51-й штат и обрести контроль над Панамским каналом. Ему вовсю вторит Илон Маск, который помог ему во время кампании и, как ожидается, займет в новой администрации один из ключевых постов.

Насколько серьезны намерения Трампа, ожидать ли миру вторжений со стороны США и зачем на самом деле избранному американскому президенту Гренландия, Канада и Панамский канал? «Новая-Европа» поговорила с американисткой Александрой Филиппенко.

Александра Филиппенко

американистка

— Зачем Трампу Гренландия? Что за экономическая безопасность, которой он объясняет необходимость захватить остров?

— США далеко не в первый раз за свою историю говорят, что хотели бы купить Гренландию. Этот вопрос поднимался и после покупки Аляски в 1867-м, а также после Второй мировой войны, в 1946 году, когда 33-й президент США Гарри Трумэн предложил Дании купить у нее Гренландию за 100 миллионов долларов, но получил отказ.

Американские чиновники считают остров важным для интересов национальной безопасности: Гренландия находится очень близко к американскому континенту, и у США есть желание иметь там свой военный контингент. Однако возможности иметь на острове ключевые военно-стратегические объекты у Вашингтона были и есть: в 1951 году Соединенные Штаты и Дания заключили соглашение о совместной обороне территории, по которому, в частности, в течение 1951–1952 годов была построена постоянная космическая база «Питуффик» в Туле. Поэтому иметь Гренландию в собственности просто не имеет смысла.

Для Трампа и Гренландия, и Панамский канал — это скорее экономический вопрос, связанный с Китаем.

Гренландия лежит на кратчайшем пути из Северной Америки в Европу, что делает ее стратегически важной для США (из-за изменения климата и таяния льдов в Арктике растет продолжительность сезона мореходства, при этом путь по Северному Ледовитому океану из Западной Европы в Восточную Азию уже примерно на 40% короче, чем через Суэцкий канал. Прим. ред.). Тем временем Китай вместе с Россией уже активно участвует в строительстве Северного морского пути, который позволит ему быстрее доставлять грузы в Европу морем и удешевить эту самую доставку не только в ЕС, но и в США.

Помимо этого, Гренландия богата природными ресурсами.

В 2023 году датское правительство на свою беду опубликовало отчет, в котором подробно описывался потенциал Гренландии: там, в частности, говорилось, что остров имеет «благоприятные условия для формирования рудных отложений, включая многие из критически важных сырьевых минералов». Всё это также интересует Трампа.

Самолет с Дональдом Трампом-младшим взлетает из аэропорта после его визита в Нуук, Гренландия, 7 января 2025 года. Фото: Emil Stach / EPA

Самолет с Дональдом Трампом-младшим взлетает из аэропорта после его визита в Нуук, Гренландия, 7 января 2025 года. Фото: Emil Stach / EPA

— Сейчас в шутку говорят о «вторжении» в Гренландию, хотя это звучит несколько фантасмагорично. Но ведь экономическое давление выглядит вполне реалистичным? Насколько серьезны намерения Трампа — или это только популизм?

— Трамп намеревается получить Нобелевскую премию мира за то, что он собирается закончить все войны. Как же ему дадут эту премию, если он начнет войну с Данией — страной НАТО? Мне кажется, до этого не дойдет. Но вот тарифы он действительно может наложить, и таким образом у него будет возможность осуществлять экономическое давление.

При этом некоторые американские ветеранские организации, которые традиционно поддерживают Республиканскую партию и сейчас в основном также поддерживают избранного президента, высказались негативно насчет заявлений Трампа, опасаясь новых отправок войск куда-либо. Мне кажется, что это тоже очень серьезное давление.

— А Панамский канал Трампу зачем? Его раздражает, что Штатам нужно платить за использование канала для торговли?

— На мой взгляд, это продолжение разговора с Китаем (китайские компании контролируют порты при входе в канал на Атлантическом и Тихоокеанском побережье, они активно инвестируют в развитие инфраструктуры.Прим. ред.). Да, Трамп называл тарифы за использование пути чрезмерно высокими, говорил, что США ничего не получили в обмен на передачу Панамского канала Панаме и что Китай оттесняет Америку. При этом Панама много раз заявляла, что тарифы для всех одинаковые.

Символично, что заявления Трампа звучат во время прощания с 39-м президентом Джимми Картером, который скончался 29 декабря. Именно он подписал договор о передаче Панамского канала.

Дональд Трамп и Мелания Трамп на похоронах бывшего президента США Джимми Картера в Ротонде Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, 8 января 2025 года. Фото: Shawn Thew / EPA

Дональд Трамп и Мелания Трамп на похоронах бывшего президента США Джимми Картера в Ротонде Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, 8 января 2025 года. Фото: Shawn Thew / EPA

— Нужно ли опасаться каких-то реальных радикальных действий Трампа относительно Панамы и других заявлений?

— Это скорее популизм. Вообще, все вопросы, которые поднимает сейчас Трамп, идеально подходят для того, чтобы отвлечь внимание от его предвыборных обещаний. Про планы закончить войну в Украине за 24 часа уже все забыли: Трамп теперь говорит, что для этого ему нужно шесть месяцев. Было много и других обещаний, которые очень волнуют американцев: это снижение цен на продовольственные товары, снижение тарифов на коммунальные услуги, выдворение 11 миллионов нелегальных мигрантов.

Вместо этого сейчас все — и республиканцы, и демократы, — говорят о Гренландии, Панамском канале и Канаде.

Это как слон в комнате, которого невозможно не заметить. И складывается ощущение, что уже работает администрация Трампа, а не кабинет Джо Байдена.

— Почему во время кампании Трамп не говорил об этом так громко? Или это мы отказывались воспринимать это серьезно?

— Раньше мы на это не обращали внимания, потому что было гораздо больше других громких заявлений. Кроме того, теперь он уже избранный президент, а во время кампании он был просто кандидатом. Но сейчас, мне кажется, к этим заявлениям приковано совсем нездоровое внимание: и среди американцев, и среди людей за пределами США.

Джастин Трюдо и Дональд Трамп, 2019 год. Фото: Olivier Hoslet / EPA

Джастин Трюдо и Дональд Трамп, 2019 год. Фото: Olivier Hoslet / EPA

— Зачем Трамп делает такие одиозные заявления относительно Канады?

— Трамп показывает, что ему важен Арктический регион, и поэтому разговоры о Канаде, на мой взгляд, это также диалог с Китаем и, в меньшей степени, с Россией. Мало того, что в этом регионе пролегают торговые пути, находится много природных ресурсов, так там еще много военного присутствия. Так, Россия в Арктике с 2005 года разморозила более 50 своих советских военных баз.

Трампу также очень не нравилось Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которое действовало между Канадой, США и Мексикой с 1994 по 2020 год, и не нравится новый, пришедший ему на замену, поскольку, по его мнению, соглашение невыгодно США. Сейчас он добивается введения тарифов на импорт из Канады: он уже пригрозил введением 25-процентных пошлин.

— Получается, Трамп как настоящий бизнесмен — заявляет свое самое радикальное предложение, а потом просто понижает ставки?

— Да. Это всё мишура и элементы шоу. К тому же, давайте представим, что Канада присоединяется к США. Это же будет праздник для демократов, и Демократическая партия на долгие годы обеспечит себе большинство. Потому что в Канаде уже работают много вещей, которые поддерживают демократы: например, канадские власти обеспечивают бесплатное или практически бесплатное медицинское обслуживание всем гражданам страны.

— Как на это всё реагируют американские элиты внутри США?

Они пытаются минимально и спокойно реагировать на такие заявления. Но это, конечно, вызывает тревогу. Тем не менее, несмотря на то, что Республиканская партия в результате выборов получила контроль над обеими палатами Конгресса, есть надежда, что он обеспечит баланс сил и присутствие так называемого взрослого в комнате.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.