Российских школьников и студентов заставляют скачивать национальный мессенджер MAX. В ход идут уговоры, а если не помогает, то и угрозы. Руководство школ и вузов обещает, что применит санкции вплоть до отчисления. Грозят лишить премий и учителей, если ученики не подключатся к MAX. При этом использование мессенджера в учебных заведениях в Минцифры называют добровольным. Рассказываем, как школьники, студенты и их родители борются против отечественного мессенджера.
Нет MAX — нет туалета
«Нас принуждают скачивать приложение MAX, хотя приказ [о том, что это нужно сделать] нам никто не показал. Методисты колледжа угрожают, что, если мы не скачаем MAX, у нас не будет обеда, нас не будут выпускать в туалет, а на зачетах нас будут валить и ставить двойки», — рассказали студенты московского Медицинского колледжа № 1.
По их словам, против установки национального мессенджера выступают все студенты колледжа. Но их уже предупредили: вся учебная информация теперь будет только в MAX, а все чаты в телеграме и вотсапе будут удалены.
Подобные истории в последнее время появляются регулярно, констатируют эксперты проекта юридической помощи студентам «По собственному желанию».
«Вынуждают всех ставить MAX под разными предлогами.
Вчера сказали в обязательном порядке писать объяснительные, по какой причине не установили. Еще в общежитии слышал, что не отпускали домой на выходные, если не установили MAX.
Куратор сказала, что к среде он в обязательном порядке должен быть установлен у всех, прям у всех, и она будет проверять. Если у кого-то не будет — то и объяснительные будут, и родителей будут вызывать. Кто-то сказал: “Места на телефоне нет”, она ответила: “Ну тогда вотсап удали, он не нужен”», — рассказал экспертам проекта студент из одного из новосибирских вузов.
«Вчера зав. кафедрой разослала сообщение кураторам учебных групп. В очень мягкой форме, главная мотивировка: MAX будет интегрирован с системой, в которой отражается успеваемость студентов. Просто сообщили, что вуз подключает мессенджер MAX к “информационно-образовательной среде” учреждения. Позже обещали прислать распоряжение. Угроз не было, сама зав. кафедрой предложила тихо саботировать», — рассказал студент из Архангельской области.
«Одногруппники не хотят ставить. Есть прям убежденные. Пока останется надежда, что они будут скринить и присылать в телегу. Альтернатива: кто-то пойдет с кнопочными, кто-то поставит на свои старые и разбитые телефоны», — говорят студенты.
Фото: АГН «Москва»
Проект «По собственному желанию» за последние три месяца получил 26 обращений от студентов 25 вузов и сузов страны. Большинство из них пришли из Москвы, также писали из Санкт-Петербурга, Воронежской, Архангельской, Тюменской, Иркутской, Новосибирской областей, республики Башкортостан и ХМАО.
— Основные способы давления — ведение списков зарегистрировавшихся и «уклонистов», постоянные напоминания, неясные обещания «проблем», угрозы вроде «выпускникам еще диплом получать»,
«всё равно вы все установите», «приказ есть приказ», и самое частое — отправка рабочей/учебной информации только через новые чаты в MAX, — говорит представитель проекта «По собственному желанию» (имя не называется в целях безопасности).
По его словам, студентам могут угрожать недопуском к экзамену, пересдачами, дисциплинарными мерами, проблемами с преподавателями и даже отчислением. Сотрудникам вузов могут грозить увольнением.
И на угрозы все реагируют по-разному.
— Кто-то принципиально отказывается устанавливать MAX и обращается к нам за советом, как сделать это грамотно и наиболее безопасно для себя. Кто-то устанавливает для галочки, «чтобы отстали». Например, скачивает мессенджер на старый и ненужный телефон. Однако есть и те, кто делает это добровольно и ничего плохого в этом не видит.
Активисты запустили петицию в интернете против принуждения к MAX. По их словам, такое принуждение нарушает сразу несколько статей Конституции РФ и Трудового кодекса. Согласно Конституции, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. А по Трудовому кодексу работодатель не имеет права заставлять сотрудника пользоваться своим личным телефоном для работы без компенсации.
Фото: АГН «Москва»
Добровольно-принудительный эксперимент
10 ноября Министерство науки и высшего образования РФ разослало подведомственным учреждениям письмо о внедрении «национального мессенджера MAX». Сам процесс назвали «экспериментом». В письме министерства указывается, что до 12 ноября получившие его организации будут должны зарегистрироваться в мессенджере и заполнить мониторинг «о текущем уровне использования» MAX. К 17 ноября учреждения должны создать чаты академических групп в MAX, а к 19 декабря — подвести итоги внедрения.
При этом, как подчеркивают власти, использование российского мессенджера является делом добровольным. Об этом говорится в ответе Минцифры депутату Госдумы от КПРФ Олегу Михайлову. Депутат от Республики Коми рассказал, что получил жалобы от жителей республики. Люди писали, что мессенджер требуют устанавливать в школах, детских садах, вузах.
«Использование функционала мессенджера MAX является полностью добровольным. Обязательная регистрация для получения образования в государственных образовательных учреждениях не предусмотрена законодательством РФ», — говорится в ответе Минцифры.
Блюющие смайлики против MAX
Еще до студентов с принуждением к установке MAX столкнулись учителя, школьники и их родители. И уже 15 ноября, через несколько дней после распространения письма в образовательные учреждения от Минобрнауки, стало понятно, что по крайней мере в московских школах процесс установки отечественного мессенджера буксует.
Антрополог Александра Архипова опубликовала данные московского Департамента образования о подключении учеников, родителей и сотрудников к MAX. И, как выяснилось, во всех школах столицы этого оказалось недостаточным. Везде, кроме шести школ, к мессенджеру присоединились меньше 20%. В целом к MAX подключено 7% московских школьников, 20% родителей и 62% сотрудников школ.
«Вывод совещания: школьники (за исключением кадетских классов) плевать на Макс хотели. Интересны средние цифры по столице, и примеры из отдельных школ, и сравнение по категориям (ученики — родители — сотрудники).
Сейчас на директоров школ будут давить, чтобы исправить низкие показатели»,
— написала Архипова.
«Внимательно посмотрел. Школа ГБОУ Интеллектуал на последнем месте. Хуже всего Макс заходит в умных», — пишут пользователи в комментариях.
Фото: АГН «Москва»
Как рассказала «Новой газете Европа» жительница Москвы Эрика, установить MAX ее попросила классная руководительница ее сына-старшеклассника.
— Она честно сказала, что их ругают и грозят лишениями премий за отсутствие родителей и учеников в MAX. И поскольку у нас с учителем хорошие отношения, то я поставила мессенджер. На обнуленный телефон, на котором только MAX и стоит. Информация всё равно приходит в ватсап и в телеграмм, куда учитель сам отправляет, — говорит Эрика.
А вот учительница младшего сына прямо сказала, что после каникул информация об учебном процессе будет только в MAX.
— У младшего чат подключился автоматически, стоило только войти в MAX. Возможно, там уже и без нас всё было включено. Подозреваю, что это администрация школы сделала чаты для всех, потому что не у меня одной так вышло, что не пришлось даже Мос. ру открывать для синхронизации, — рассказывает Эрика.
По ее словам, сама она не хотела устанавливать мессенджер. Против и ее сыновья.
— Ну, во-первых, бесит тысяча мессенджеров на телефоне. Во-вторых, опять же раздражает обязаловка. Как будто без MAX дети математику не поймут, честное слово.
Ну и не хочется ставить на девайс, который сейчас вмещает практически все бытовые функции, от платежек до заказа продуктов, однозначно шпионскую программу.
Понятное дело, что я никому не сдалась как потенциальный объект для слежки. Но осадочек, осадочек остается. Дети тоже против, у них однозначное отношение: «Это г… какое-то, зачем оно нужно», — отмечает она.
Жительница Екатеринбурга Светлана рассказывает, что учитель ее дочери-десятиклассницы теперь тоже размещает информацию только в MAX. В общем чате в ватсапе информация уже не дублируется.
— С конца октября она недели две активно писала в общей группе в вотсапе, чтобы переходили в MAX. Сейчас реже. И перестала публиковать там школьную информацию — типо всё в MAX, идите туда. До этого она говорила, что ей запретили писать в вотсап. Хотя в личных сообщениях в вотсапе общаемся, — рассказывает Светлана.
По ее словам, пока MAX установили восемь родителей из класса — примерно половина. Дочь Светланы поставила мессенджер на старый домашний компьютер, которым почти не пользуется.
— Я себе устанавливать не хочу. Я преподаватель, и у меня в ходу три мессенджера и корпоративные чаты в сервисах. Я тону в сообщениях. Не хочу проверять MAX, и мне не нравится, когда меня принуждают и что все данные концентрируются, — говорит Светлана.
Фото: АГН «Москва»
В Уральском федеральном университете, где Светлана преподает, пока не было приказов руководства или негласного призыва устанавливать отечественный мессенджер.
Татьяна, сын которой учится в одной из школ Красноярского края, рассказывает, что администрация школы давит на детей. А тех, кто против, буквально шантажирует.
— Дети из одного класса очень боролись против MAX. И администрация заставила их всех установить приложение. После каникул им сообщили, что один день, 3 ноября, вся школа будет учиться дистанционно, а их класс — единственный — очно. Мол, из-за вас выведут на работу всех учителей, воспитателей, столовую, а потом персонал найдет, как вам отомстить, — говорит Татьяна.
По ее словам, дети и учителя школы установили приложение на вторые телефоны.
— Никого по факту в этом чате нет: ни учителей, ни детей, а школа отчитается о подключении к MAX 100%. Я так понимаю, даже там, где статистика подключения «отличная», она не отражает действительности,
— рассказывает Татьяна.
По ее словам, она учится заочно в филиале Донского государственного технического университета и недавно получила сообщение от куратора, что «в WhatsApp больше информации относительно обучения не будет, вот ссылка, переходим в Max».
— У моего супруга мама в преклонном возрасте, и, так как они не могут больше созваниваться по вотсапу, супруг установил себе MAX. И с телефона супруга я и сын присоединились к нашим группам. Сын вышел из профиля папы, вошел в группу класса и вышел обратно. Больше не заходил, и никто этой группой не пользуется, — рассказала Татьяна.
— Жизнь родителя школьника без MAX есть. Я не получаю километры сообщений. Раз в одну-две недели прошу других родителей скинуть что-то важное. Личное общение с учителем, если нужно, происходит через вотсап, — говорит Юлия, жительница Москвы. — Учитель пару раз настойчиво попросила меня установить, мол, «вы же не будете в курсе школьной жизни!!». Но я не хочу. Это приложение, сделанное на коленке, — ненадежное и, как всё, что нам активно предлагается государством, вызывает отторжение. Я против иметь в своем личном телефоне приложение, которое считывает всё и вся обо мне. Плюс у меня в телефоне рабочая почта и переписка с клиентами (я работаю в маркетинговых исследованиях). Это, кстати, было основным аргументом учителю, почему я не хочу ставить MAX.
По ее словам, почти все родители в классе ее сына, кроме пяти-шести человек, MAX установили.
— Дети тоже все поставили. Сын упирался месяц. Но учитель давил авторитетом. Когда уже стали откровенно напирать, что, если ты пропустишь какое-то мероприятие, это будет на твоей совести, то поставил. Но забавно было наблюдать: когда учительница в ватсапе в приказном тоне заговорила про установку MAX, весь класс поставил смайлики под ее сообщение — блюющие рожицы и кучу г...а, простите, — рассказала Юлия.
