
Фото: «Новая газета Европа»
Военнослужащие ВСУ, вернувшиеся из российского плена, выступили на конференции Антивоенного комитета России в Брюсселе. Об этом сообщает корреспондент «Новой-Европа».
Четверо украинских военных рассказали о пытках, пережитых в плену, и ответили на вопросы собравшихся. Выступление началось с минуты молчания в память о 70 украинских военнопленных, погибших в российских тюрьмах.
Владимир Лабузов, бывший начальник медицинской службы 36-й бригады морской пехоты ВСУ, заявил о несоблюдении РФ норм международного гуманитарного права. Он провел в плену десять месяцев, несмотря на то, что как медик он должен считаться некомбатантом.
По словам другого военнослужащего 36-й бригады Владислава Гацуна, представители Российского Красного Креста игнорировали сообщения о пытках. Осматривая избитых военнопленных сотрудники организации заявили, что те «крепкие мужчины», а потому «ничего страшного с ними не произойдет».
Младший сержант 36-ой бригады Евгений Малик провел в плену 2,5 года. По его словам, против пойманных бойцов ВСУ использовали «те же методы давления, которые теперь применяют к российским солдатам, которые отказываются идти на штурм украинских позиций».
«Иголки под ногти — это самое лайтовое, с чем ты там сталкиваешься. Заходишь на допрос, там на столе уже разложены все инструменты и бутыль воды, чтобы откачивать, это обычная практика у них. Я не могу понять, как люди, которые нас пытали, потом называли нас фашистами.
Я видел записи с российскими военнопленными на YouTube. Они открыто, на камеру, рассуждают, находясь в украинском плену, что Путин "всё сделал правильно". Они наверное боятся больше, что с ними могут сделать в России, когда их вернут домой. Если бы я так разговаривал в российском плену, я бы там не выжил», — рассказал Малик.
Военнослужащий бригады «Азов» под позывным «Википедия», потерявший ногу на войне, ответил на вопрос, почему он согласился на этот разговор:
«Среди персонала, который удерживал нас в плену, были разные люди. Есть те, ради кого я лично бы поехал на суд и свидетельствовал в их защиту. И это для меня означает, что еще не все потеряно. Я пришел к вам, чтобы передать им спасибо».
Он продолжил: «В отношении россиян я занимаю позицию презумпции вины до тех пор, пока конкретный человек не докажет обратного. И у мира нет морального права допустить, чтобы Украина потеряла свои территории. Потому что для Путина это будет означать, что так было можно, что проканало. Это не в интересах народа России, потому что если Украина отдаст территории, Путин потом сможет отправить своих людей на новые смерти».
Модератором дискуссии выступила Анастасия Шевченко, координатор проекта помощи украинским военнопленным и представительница Антивоенного комитета.