В 19:00 субботы, 7 декабря, на острове Сите в Париже зазвонили колокола Нотр-Дама. Парижский архиепископ Лоран Ульриш трижды постучал посохом в ворота собора — официально открыл его двери для публики. А немногим позже внутри впервые за пять с половиной лет зазвучал трехсотлетний, крупнейший во Франции орган.
На торжественную церемонию пригласили 2500 человек: около 50 президентов и глав правительств, несколько сотен французских и зарубежных религиозных деятелей, а также тех, кто тушил разрушительный пожар 15 апреля 2019 года, и тех, кто потом восстанавливал собор: реставраторов, скульпторов, витражистов, инженеров и другие мастеров.
Но не обошлось и без скандалов: из-за плохой погоды политическую часть открытия — включая речь президента Эмманюэля Макрона — перенесли внутрь собора, в чём многие увидели нарушение принципа светскости власти. Впрочем, для самого французского лидера восстановление одного из главных символов Франции — политический успех, пусть даже открытие и произошло через два дня после того, как французские депутаты вынесли вотум недоверия кабинету министров, снова оставив страну без правительства.
Как прошло открытие Нотр-Дама и как он изменился в ходе реставрации — рассказывает «Новая-Европа».
Торжественное открытие Нотр-Дама было назначено на вечер 7 декабря. Согласно исходному плану, начать церемонию должен был президент Франции Эмманюэль Макрон, произнеся речь на площади перед собором. Затем, уже внутри Нотр-Дама, должна была пройти праздничная литургия, после которой предполагалось переместиться обратно на улицу — на концерт с участием французских и иностранных музыкантов, в том числе Фаррелла Уильямса и Клары Лучиани.
Но планам помешал шторм Дарра. К вечеру субботы на Париж налетел шквалистый ветер до 80 м/с с дождем, и концерт у Нотр-Дама пришлось отменить: по телевизору показали записанную накануне версию. А всю политическую часть открытия, включая речь Макрона, было решено перенести внутрь собора.
Эммануэль Макрон (слева) произносит речь в соборе Нотр-Дам во время церемонии по случаю его повторного открытия, Париж, 7 декабря 2024 года. Фото: Ludovic Marin / EPA
И это — беспрецедентное событие. Президента сразу же обвинили в том, что он смешивает религиозное и светское, причем в стране, где отделение церкви от государства считается одной из главных ценностей. Президенты Пятой республики приходили в Нотр-Дам и раньше: например, Жорж Помпиду на похоронную церемонию Шарля де Голля, — но еще никогда не выступали внутри с речами. Это считалось прерогативой церковных деятелей.
И хотя трибуна стояла не у алтаря, а в точке, где пересекаются нефы, газета Le Monde прямо назвала президентскую речь «проповедью». В ней Эмманюэль Макрон поблагодарил «французскую нацию» и «всех, кто спас, помог и восстановил» Нотр-Дам.
В особенности — Жана-Луи Жоржелена, который руководил реставрацией до своей смерти в августе 2023-го, и сменившего его Филиппа Жоста. «Собор — это счастливая метафора того, какими должны быть нация и мир», — подчеркнул Макрон, еще раз напомнив, что восстановление Нотр-Дама — предмет «огромной гордости» для Франции. Это предмет личной гордости и для самого президента — особенно в ситуации, когда за несколько дней до открытия собора депутаты Национальной ассамблеи вынесли правительству вотум недоверия, впервые более чем за 60 лет.
И, несмотря на торжественность мероприятия, в воздухе определенно витал запах политического кризиса: на церемонию пригласили всех французских министров, точнее, «вышедших в отставку министров», как их сейчас здесь официально называют.
Эммануэль Макрон и Дональд Трамп на церемонии открытия после реставрации собора Нотр-Дам, Париж, 7 декабря 2024 года. Фото: Thibault Camus / EPA
Реставрация как политический шаг
Дипломатическую роль мероприятия подчеркивает и список гостей церемонии. На, казалось бы, внутриполитическое событие Елисейский дворец направил приглашения десяткам тщательно отобранных иностранных политиков. Около пятидесяти из них прибыли в Париж: британский принц Уильям, президент Финляндии Александр Стубб, президент Грузии Саломе Зурабишвили, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, президент Польши Анджей Дуда и президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Но самым обсуждаемым в публичном поле гостем стал избранный президент США Дональд Трамп, прибывший во французскую столицу в сопровождении миллиардера Илона Маска.
Визит в Париж — первая заграничная поездка Трампа после ноябрьских выборов.
На церемонию пригласили и президента Украины Владимира Зеленского, для которого визит — еще один шанс увидеться с Трампом до январской инаугурации. При входе в Нотр-Дам Зеленского встретили аплодисментами.
В последний момент отказалась приезжать в Париж председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Официальная причина — «сложности с расписанием», но произошли они на фоне заключения торгового соглашения между Евросоюзом и странами МЕРКОСУР, против которого протестовала Франция.
Папа Римский Франциск также отклонил приглашение, чем был очень недоволен Эмманюэль Макрон, рассказывали источники Le Monde в окружении президента.
«Звезда открытия Нотр-Дама — это Нотр-Дам, а не визит папы Римского во Францию. Папа понял это с самого начала», — попытался объяснить решение понтифика глава Конференции епископов Франции Эрик де Мулен-Бофор.
Вместо Парижа Франциск 15 декабря приедет с визитом на Корсику. По словам собеседников Le Monde, Макрон в частном разговоре даже просил корсиканского епископа Бустильо отменить или перенести съезд, который собирается посетить папа.
В отсутствие понтифика на церемонии открытия всё же зачитали его письмо: в нём папа выразил надежду на то, что собор будет принимать «огромную толпу» верующих «бескорыстно и бесплатно», — намек на предложение министра культуры Рашиды Дати брать пять евро за вход в отреставрированный Нотр-Дам.
Архиепископ Парижа Лоран Ульриш благословляет алтарь во время мессы в соборе Нотр-Дам в Париже, 8 декабря 2024 года. Фото: Sarah Meyssonnier / EPA
Неделя торжеств
Церемония открытия Нотр-Дама продолжалась два дня. Утром 8 декабря архиепископ Парижа Лоран Ульриш отслужил в соборе первую воскресную мессу, во время которой был освящен новый соборный алтарь, спроектированный Гийомом Барде.
На службе присутствовали около 2500 человек, в том числе Эмманюэль Макрон с супругой Брижит, а также 170 французских и иностранных епископов и 106 священников из парижских приходов. Как и в первый день открытия, попасть на нее можно было только по приглашению.
Обычные парижане получили возможность прийти на следующую мессу — в 18:30 в воскресенье. Для этого нужно было заранее забронировать бесплатные билеты, которые разошлись буквально за первые пару минут.
Праздничной будет вся первая неделя работы Нотр-Дама. Ожидается по две торжественных мессы в день: утром и вечером (но билетов на них тоже уже не осталось).
Кроме того, на этой неделе в собор торжественно вернут терновый венец — в христианской традиции считается, что его возложили на голову Иисуса Христа перед распятием. Католики верят, что венец сохранился в Константинополе, в XIII веке был куплен французским королем Людовиком IX Святым, и с тех пор находится в Париже.
Венец — одна из реликвий, которые удалось спасти во время пожара в 2019-м. С тех пор он хранился в сейфе в столичной мэрии, а в пятницу, 13 декабря, он вернется в Нотр-Дам. Французский дизайнер Сильвен Дебьюисон спроектировал для него новый реликварий — конструкцию ручной работы размером 3,65 на 2,85 метров из более чем тысячи деталей. Над мраморным алтарем на кедровом дереве закреплен большой нимб из 396 стеклянных блоков. В центре нимба — темно-синяя, в тон своду и витражам, полусфера из нержавеющей стали, в которой и будет храниться венец, освещенный оптоволокном.
С 16 декабря Нотр-Дам заработает в обычном режиме.
Поддержать независимую журналистику
Деньги и мастера
На восстановление Нотр-Дама собрали 846 млн евро. Эти деньги перечислили 340 тысяч доноров из полутора сотен стран. Причем чаще всего средства отправляли обычные французы, средняя сумма помощи — 236 евро.
Крупнейших доноров — четыре. Владелец LVMH Бернар Арно и самая богатая женщина мира Франсуаза Бетанкур-Майерс, которой принадлежит треть акций L’Oréal, пожертвовали по 200 млн евро. Глава концерна Pinault-Printemps-Redoute Франсуа Пино и группа Total Énergies — по 100 млн.
Около 700 млн из собранных денег уже потратили, но сумма не окончательная, так как реставрация будет продолжаться, как ожидается, еще около пяти лет.
Так, ремонта ожидают фасады здания — к слову, во время именно таких работ 15 апреля 2019 года в Нотр-Даме и произошел пожар. Из-за огня тогда провалился сквозь крышу деревянный шпиль, но несущие конструкции и главные реликвии собора уцелели.
По версии прокуратуры, причиной возгорания стала неисправная электропроводка или непотушенная одним из рабочих сигарета. Виновные до сих пор не найдены. В день пожара Эмманюэль Макрон пообещал, что Нотр-Дам будет полностью восстановлен и что это произойдет во время его президентства.
Некоторые витражи в обновленных часовнях собора Нотр-Дам в Париже, 8 декабря 2024 года. Фото: Christophe Petit Tesson / EPA
Новый старый Нотр-Дам
Над реставрацией собора Парижской Богоматери пять с половиной лет работали более 2 тысяч мастеров. Дерево, в основном дуб, для восстановительных работ собирали по всей Франции. Сложнее всего было починить крышу — деревянную конструкцию кровли вручную восстановили по средневековым чертежам — и установить новый 96-метровый шпиль.
Кстати, сразу после пожара Эмманюэль Макрон предлагал сделать «современный архитектурный жест» и заменить шпиль на что-нибудь более оригинальное. Сторонники идеи сравнивали ее с прозрачной пирамидой «Лувра», возведенной при Франсуа Миттеране, — отличной от стиля основного здания. Но в итоге консерваторы взяли верх, и в феврале 2024-го над Нотр-Дамом появился идентичный сгоревшему шпиль.
Первое, что бросается в глаза, — новый цвет внутренней части собора. Он стал гораздо светлее, чем до пожара. В ходе реконструкции его впервые очистили от пыли и копоти: с помощью современных пылесосов, лазера и специальной латексной пасты. Стены Нотр-Дама вновь приобрели тот же самый цвет, который был у них в XIV веке.
Кроме стен, реставраторы почистили скульптуры: Деву Марию с младенцем на руках XIV века и «Обет Людовика ХIII», а также витражи, настенные росписи и ограду хора XIII века с библейскими сценами.
Мастера обновили и трехсотлетний орган. Пожар его не повредил, но в его восьми тысячах труб осела пыль. Его разобрали на части, которые отправили в разные мастерские, а потом собрали обратно уже в соборе.
Храмовую мебель — в том числе купель и кафедру епископа — создал дизайнер Гийом Барде. Вместо массивного алтаря, установленного в конце 1980-х, он разместил легкую бронзовую конструкцию в форме перевернутого свода. А купель перенес ближе ко входу в Нотр-Дам — как символ вхождения в веру.
Витражи раздора
Одним из главных предметов спора о том, каким должен стать восстановленный Нотр-Дам, стали витражи. В соборе 120 окон, первые из которых появились еще во время его строительства в XII веке, а три всемирно известные окна-розы — столетием позже.
В XIX веке реставрацией собора занимался архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, и именно приданный им вид Нотр-Дама сегодня считается каноничным. Тогда по его заказу в соборе были установлены новые витражи, в том числе так называемые гризайли — витражи с геометрическим рисунком на сером фоне, созданные мастером Альфредом Жерантом.
В декабре 2023 года, во время визита на стройку Нотр-Дама, Эмманюэль Макрон объявил, что вместе с архиепископом Парижа Лораном Ульришем они решили заменить гризайли Виолле-ле-Дюка в шести часовнях южного нефа на работы современных мастеров, таким образом придав собору нотку новизны и «впустив в него XXI век». А старые витражи — хранить в музее.
«В своей книге о проекте реставрации Виолле-ле-Дюк объясняет, что их нужно заменить, и сожалеет, что не удалось вставить витражи с исторической тематикой», — объяснил решение архиепископ. Однако идею осудили многие историки и искусствоведы, по мнению которых Нотр-Дам должен быть восстановлен именно в версии XIX века.
«Современным художникам не следует позволять вмешиваться в процесс ценой удаления существующего декора, — заявила в коммюнике Академия изящных искусств. — В часовнях архитектор хотел добиться особого светового эффекта, способствующего балансу».
Издание La tribune de l’art запустило петицию о сохранении витражей Виолле-ле-Дюка, которую подписали более 240 тысяч человек. Авторы документа обвинили президента в том, что тот решил единолично изменить облик важнейшего собора Франции, а также в нарушении Венецианской хартии, которая запрещает вносить значительные изменения в объекты культурного наследия.
Среди подписантов — председатель ультраправой партии «Национальное объединение» Жордан Барделла. «Собор Парижской Богоматери должен быть восстановлен в своем первоначальном виде, свободном от идеологии и политической нескромности»,
— написал он в соцсети Х.
Единогласно проект Макрона и Ульриша отклонила и Национальная комиссия по наследию и архитектуре. Но споры не утихают. И хотя пока что на место вернули оригинальные витражи, президент и художественная комиссия уже выбирает мастера — в шорт-листе восемь кандидатов, — которому предложат заменить окна на новые.
Кстати, «витражные ссоры», как их называют во Франции, уже случались и раньше. Заменить гризайли Виолле-ле-Дюка уже пытались в 1930-е. В 1935-м двенадцать художников, опять-таки при поддержке парижского архиепископа того времени, предложили заменить гризайли собственными работами. В 1937-м результаты представили на Всемирной выставке, а в 1938-м — смонтировали в Нотр-Даме. Однако из-за начала Второй мировой войны новые витражи сняли уже в 1939-м, а после ее окончания — вернули на место окна XIX века.
Золотой крест над алтарем в соборе Нотр-Дам в Париже, Франция, 8 декабря 2024 года. Фото: Christophe Petit Tesson / EPA
Символ Франции
Нотр-Дам — один из главных символов Франции. До пожара он считался самой посещаемой достопримечательностью страны: в день он принимал около 30 тысяч туристов.
«У Франсуа Миттерана была Опера Бастилии и Большой Лувр, у Жака Ширака — набережная Бранли. Проект Эмманюэля Макрона — восстановление исторических памятников», — считает историк архитектуры Матье Лур.
Завершение реставрации собора за столь короткий срок — к тому же следующий почти сразу после весьма успешной Олимпиады в Париже — определенный политический сигнал от французского президента: несмотря на всю турбулентность в политической жизни и ситуацию на мировой арене, Эмманюэль Макрон пытается транслировать стабильность и идею успешного развития Франции.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».