КомментарийПолитика

Время единства: шанс для антивоенной оппозиции

Лев Пономарев о пространстве возможностей, созданном после обмена политзаключенными и антивоенного марша в Берлине

Время единства: шанс для антивоенной оппозиции

Антивоенная демонстрация в Берлине. Фото: Filip Singer / EPA-EFE

Российская демократическая оппозиция за рубежом находится в состоянии глубокого раскола, который кажется непреодолимым.

Это очень плохо отражается на настроениях россиян. Раскол оппозиции лишает тех, кто осуждает войну и репрессии, надежды на возможность реального изменения ситуации. Объединение демократических сил — это не просто абстрактная цель, а насущная необходимость, без которой невозможно эффективно противостоять авторитаризму. Нейтральной (колеблющейся) части российского общества довольно трудно воспринимать оппозицию как реальную ценностную и политическую альтернативу путинизму, когда на поверхности раздрай и взаимные обвинения, а не монолитная антипутинская сила с понятными целями и требованиями.

Объединение оппозиции вовсе не подразумевает создания единой «демократической КПСС» или жесткой вертикали под одного лидера или структуру. Такое сейчас было бы попросту невозможно, и никто этого не требует. Мы говорим о согласованных действиях в критические моменты и нормальном сотрудничестве по основным направлениям политической и правозащитной работы.

Скептики скажут, что противоречия между оппозиционными группами слишком глубоки и разрешить их невозможно. Но в действительности они или носят сугубо личностный характер, или являются следствием банальной конкуренции за влияние. Они существуют именно между лидерами и их командами, и именно это формирует общую картину раздрая. Между низовыми организациями и рядовыми участниками антивоенного движения сотрудничество и коммуникация происходят без особых проблем.

Георгий Албуров, Иван Жданов, Мария Певчих. Фото: ФБК

Георгий Албуров, Иван Жданов, Мария Певчих. Фото: ФБК

На фоне ежедневной гибели и превращения в калек сотен людей, в том числе детей, конфликты, разделяющие оппозицию, выглядят попросту ничтожными. И если мы искренне хотим остановить войну и сократить число жертв, мы обязаны искать пути к консолидации.

Освобождение политзаключенных в результате обмена создало уникальный момент для объединения. Появление нового субъекта на оппозиционной сцене — Юлии Навальной, Ильи Яшина и Владимира Кара-Мурзы, действующих вместе, — стало действительно важным событием. Их инициатива по проведению марша оппозиции в Берлине, хотя и организованного в спешке, была вполне успешной.

Этот момент нельзя упускать. Да, марш был проведен без достаточных попыток координировать усилия с остальными группами оппозиции и диаспорами в Европе, но это не исключает возможности следующего более подготовленного шага.

Таким шагом могла бы стать организация объединительной конференции антивоенных сил, посвященной выработке стратегии борьбы за перемены в России. Важно добиться того, чтобы на такой конференции были представлены все основные ориентированные на работу внутри России группы антивоенной оппозиции.

Инициировать ее вместе могли бы не вовлеченные в конфликты антивоенные гражданские организации и представители русскоязычных диаспор либо же непосредственно Юлия Навальная, Илья Яшин и Владимир Кара-Мурза, которые остаются фигурами, вызывающими доверие у разных групп оппозиции.

Михаил Ходорковский. Фото: Hollie Adams / REUTERS / Scanpix

Михаил Ходорковский. Фото: Hollie Adams / REUTERS / Scanpix

На текущий момент в качестве ведущих антивоенных сил за пределами России воспринимаются:

  • ФБК (Леонид Волков, Мария Певчих, Иван Жданов и др.);
  • Антивоенный комитет (Михаил Ходорковский, члены АК);
  • Максим Кац и его сторонники.

Проводя опросы аудитории крупнейшей антивоенной петиции «Остановить войну с Украиной», более 80% подписантов которой остаются в России, мы неоднократно получали вполне однозначную картину: люди всерьез воспринимают оппозицию, находящуюся за рубежом, ориентируются на нее и ждут от нее реального объединения, крайне негативно воспринимая ее нынешнее конфликтное состояние.

Последний опрос мы провели уже после Марша солидарности в Берлине, организованного Юлией Навальной, Ильей Яшиным и Владимиром Кара-Мурзой. Их инициатива, по сути, создала новый политический субъект в оппозиции.

Опрос показал, что:

  • абсолютное большинство опрошенных не устраивает то, как сейчас организована оппозиция;
  • абсолютное большинство опрошенных считает, что коалиция антивоенных сил нужна;
  • абсолютное большинство хочет видеть в составе коалиции как Юлию Навальную, Илью Яшина и Владимира Кара-Мурзу, так и Максима Каца, Антивоенный комитет и представителей низовых антивоенных организаций. ФБК отдельно от Юлии Навальной получил несколько меньшую поддержку, но всё равно воспринимается как важный участник коалиции. Люди в основном хотят видеть в коалиции всех.

Максим Кац. Фото из соцсетей.

Максим Кац. Фото из соцсетей.

Хочется подчеркнуть: в своих оценках и предложениях мы опираемся на реальные мнения людей антивоенных взглядов.

Ситуация на войне и внутри России приближается к точке перелома. У демократической оппозиции нет лишних фигур, необходимо использовать всё, чем мы располагаем. Политики и эксперты, которые проигнорируют реальные запросы своих сторонников в России, начнут терять доверие.

Инициативная группа движения «Мир. Прогресс. Права человека» им. Сахарова

Лев Пономарев,
Елена Котеночкина,
Олег Еланчик

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.