СюжетыОбщество

Жертва за абьюзера

Архиепископ Кентерберийский взял на себя вину за насилие над несовершеннолетним в Церкви Англии и подал в отставку

Жертва за абьюзера

Предстоятель государственной Церкви Англии и лидер международного сообщества англиканских церквей, объединяющего около 80 млн верующих, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби подал в отставку 12 ноября на фоне масштабного скандала, связанного с обвинениями его лично и руководства церкви в бездействии по отношению к клирикам и церковным активистам, уличенным в насилии над несовершеннолетними.

За несколько дней до отставки Джастина Уэлби на официальном сайте Церкви Англии было опубликовано объемное расследование деятельности адвоката и проповедника Джона Смита, возглавлявшего детско-юношеские лагеря Церкви Англии и ее миссий в Африке. На основе многочисленных интервью с жертвами Смита авторы расследования установили, что он совершил акты насилия в отношении более чем сотни несовершеннолетних мальчиков.

Руководство Церкви узнало о преступлениях Смита еще в 1982 году, а лично архиепископ Уэлби был проинформирован о них в 2013-м. Это не помешало ему четыре года спустя охарактеризовать Смита как «очаровательного и восхитительного». Комментируя отставку, предстоятель Церкви так объяснил свою позицию: «Когда в 2013 году полиция сообщила мне <о преступлениях Смита>, я ошибочно полагал, что последует соответствующее решение. Совершенно очевидно, что я должен взять на себя личную и административную ответственность за длительный травматичный период… Последние несколько дней обострили давно испытываемое мною глубокое чувство стыда за исторические неудачи Церкви Англии в обеспечении безопасности».

СПРАВКА

По Конституции, официальным главой Церкви Англии, отделившейся от католической церкви в 1534 году, является британский монарх. Фактический предстоятель Церкви — архиепископ Кентерберийский; Джастин Уэлби занимал этот пост с марта 2013 года. Ему 68 лет, к церковному служению он пришел уже в зрелом возрасте, окончив в 1992 году колледж св. Иоанна при Даремском университете. В том же году был рукоположен в священный сан и служил в разных храмах; в 2007 году назначен деканом Ливерпуля, а в 2011-м — епископом Даремским. Спустя два года избран архиепископом Кентерберийским. Критики Уэлби называют его богословские взгляды либерально-модернистскими: он поддерживает харизматические движения в церкви, благословение однополых браков и рукоположение женщин в епископский сан.

Церковь не разглядела нарцисса

Джон Смит (1942–2018), оказавшийся в центре скандала, явно страдал патологическим расстройством личности. По мнению доктора Элли Хансона — клинического психолога, участвовавшего в расследовании преступлений Смита, — у этого человека был нарциссический тип личности: поначалу он производил впечатление обаятельного и духовного человека, легко заводящего друзей (к их числу одно время принадлежал и архиепископ Уэлби), но внутренне был лишен эмпатии и одержим мизантропией и садистскими наклонностями. Знавшие его люди описывают Смита как чрезвычайно талантливого оратора, чьи проповеди производили «магическое» воздействие. Свои преступления Смит совершал в течение почти 50 лет, его жертвами стали около 130 молодых людей в Великобритании, Зимбабве и ЮАР. Предполагается, что одна из жертв в Зимбабве даже погибла в результате насилия. Акты насилия сочетали психологические манипуляции, сексуальные практики и чисто физические «методы воспитания». Свою преступную деятельность он начал в конце 1970-х в Винчестерском колледже, где во время занятий знакомился с учениками, приглашал их к себе домой, а там избивал детей палкой в специально оборудованной комнате с хорошей звукоизоляцией. Бывший студент Винчестерского колледжа Марк Стиббе рассказал в одном из интервью, как Смит привел его в особую пыточную комнату, где «избивал палкой так долго, что я думал, что умру».

Практически все жертвы Смита были в возрасте от 13 до 17 лет. Предполагается, что впервые о его действиях стало известно еще в 1980-е, когда Смит в поисках новых жертв начал приезжать в летние христианские лагеря. Угроза огласки вынудила его покинуть Великобританию и продолжить свои преступления на африканском континенте, однако официальное полицейское расследование началось только в 2017-м, когда британский телеканал «Channel 4» выпустил документальный фильм с обвинениями против Смита. Спустя год, в возрасте 75 лет, подозреваемый скончался.

По словам одного из авторов расследования преступлений Джона Смита, Кита Макина, многие жертвы решились рассказать о том, что произошло с ними более 40 лет назад, только сейчас.

Хелен-Энн Хартли. Фото:  Newcastle Cathedral

Хелен-Энн Хартли. Фото: Newcastle Cathedral

Ходить в храм — небезопасно

Кейс Джона Смита — далеко не единственный прецедент насилия по отношению к несовершеннолетним со стороны представителей Церкви Англии. Подобно своим коллегам из католической церкви, где педофилия приобрела в ХХ веке масштабы эпидемии (в одной только Франции порядка 216 тысяч несовершеннолетних стали жертвами домогательств католических священников), руководство англикан поначалу пыталось скрыть факты преступлений такого рода. Например, священник Дэвид Флетчер, высказывания которого приводятся в расследовании по делу Смита, объяснял свое молчание нежеланием «нанести ущерб делу Божьему». Авторы расследования делятся своим потрясением от этих слов священника, который верил, будто «сокрытие злоупотреблений оправдано именем Евангелия». В расследовании названо 25 клириков и функционеров Церкви Англии, которые в разной степени были информированы о преступлениях Смита и не разглашали этой информации. Британское прецедентное право трактует такие попытки как соучастие в преступных деяниях. Так что не исключено, что после отставки Джастину Уэлби придется держать ответ перед судом. А это — грандиозный удар по репутации Церкви Англии и всего мирового англиканского сообщества.

Неформальный лидер церковной оппозиции против Уэлби, епископ Ньюкасла Хелен-Энн Хартли признала в своем интервью ВВС, что после случившегося люди больше не могут доверять Церкви Англии в том, что касается их личной безопасности. По ее мнению, теперь придется практически «с нуля» выстраивать свою церковную «систему безопасности». В частности, обвинения выдвигались против священника Эндрю Хиндли из графства Ланкашир, дело которого расследовала полиции, но оно не дошло до суда из-за недостаточности улик. После этого 65-летний Хиндли, называющий себя жертвой гомофобии, судился с Церковью, требуя финансовой компенсации за то, что его вынудили досрочно уйти на пенсию, заподозрив в сексуальных домогательствах.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Тренд XXI века и «толерантность» РПЦ

Интересно, что в 2013 году архиепископ Джастин Уэлби сменил своего предшественника, архиепископа Роуэна Уильямса, на фоне другого педофильского скандала, разгоревшегося после публикации отчета о церковном расследовании соответствующих преступлений в Чичестерской епархии в графстве Сассекс. Там в педофилии обличили двух священнослужителей, один из которых был приговорен к пятилетнему тюремному заключению, а второй не дожил до суда. Значительно более масштабный скандал разгорелся вокруг англиканских епархий в Австралии после публикации газеты «Гардиан» о том, что в сексуальных действиях с несовершеннолетними подозреваются 247 священников, а их жертвами стали почти 1100 человек.

Педофильские скандалы — «тренд» XXI века, коснувшийся почти всех крупных христианских церквей. Пожалуй, можно считать это важнейшим индикатором системного кризиса традиционной, «институциональной» христианской религиозности. Разумеется, проблема не обошла стороной РПЦ, но из-за «зачистки» российского информационного поля и из-за тесной спайки Московской патриархии с путинским режимом масштабных скандалов такого рода в России пока нет. Кампания по разоблачению «голубого лобби» в епископате РПЦ, начатая в свое время диаконом Андреем Кураевым, не получила сколько-нибудь широкой общественной поддержки и быстро захлебнулась. Хотя Кураев, будучи талантливым интеллектуалом, не столько смаковал подробности «клубничных» историй, сколько ставил системные проблемы: невозможность защиты от абьюза в закрытых коллективах, наподобие армейских, тюремных или церковных, гомосексуально-доминантное поведение как способ «выстраивания иерархий», создание своего рода «тайных орденов» мафиозного типа внутри церковной корпорации, члены которых связаны общим грехом, который играет роль инициации. В прессу попадали лишь единичные эпизоды из судебной практики с российскими педофилами в рясах (например, дела священника Глеба Грозовского из Петербурга, протоиерея Николая Стремского и иеромонаха Климента Кораблёва из Оренбургской области, иеромонаха Спиридона Абрамова из Еврейской АО или иеромонаха Андрея Ткаченко из Якутска), но и они быстро забывались. Как отмечала «Новая газета», у незрелого гражданского общества нет запроса на контроль над религиозными организациями, на транспарентность и законность вообще, а есть лишь гигантская социальная усталость и апатия.

Роуэн Уильямс. Фото: Ady Kerry / EPA

Роуэн Уильямс. Фото: Ady Kerry / EPA

Показателен в этом плане свежий пример с митрополитом Иларионом (Алфеевым), до 2022 года возглавлявшим ключевой отдел Московской патриархии (внешних связей) и считавшимся вполне реальным преемником Кирилла (Гундяева). Когда Илариона обличил в домогательствах его бывший келейник, представив весь набор аудио-, фото- и видеодоказательств, это поначалу привело к отстранению иерарха от управления епархией, но митрополит быстро восстановил позиции, мобилизовав на свою защиту машину российской пропаганды. Синод РПЦ отказался от вынесения какого-либо суждения по этому делу, а «патриотическая общественность» начала бурно сочувствовать владыке-патриоту, ставшему «жертвой японского мальчишки», за которым «стоят западные спецслужбы». По сути, тот самый «японский мальчик», бывший келейник Илариона 19-летний Георгий Сузуки, теперь в одиночку пытается бороться против системы РПЦ, которая явно сочувствует не реальной жертве, а абьюзеру, потому что тот — «свой сукин сын».

Хотя проблема церковной педофилии — общая для РПЦ и западных церквей, но различие в реакции на нее хорошо демонстрирует различие морального климата в этих церквах. Если РПЦ как «жена Цезаря» вне подозрений, а российскому обществу безразлично, что в ней происходит, то христиане Запада заточены на борьбу со злом в своих церквях, и церковное начальство обязано с этим считаться.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.