КомментарийПолитика

«Специальная ограниченная операция»

Израиль вошел в Ливан. Это уже война?

«Специальная ограниченная операция»

Израильские танки недалеко от границы с Ливаном, 1 октября 2024 года. Фото: Baz Ratner / AP Photo / Scanpix / LETA

Минувшей ночью израильские военные перешли границу с Ливаном и начали наземную операцию против «Хезболлы». Что происходит во взрывоопасном регионе и к чему может привести новый виток эскалации? «Новая газета Европа» рассказывает, что известно о ситуации.

Ограниченная операция

СМИ сообщают, что израильские солдаты вошли в южный Ливан после того, как ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) объявил «ограниченную» наземную операцию против «Хезболлы». Параллельно авиация Израиля наносит удары по южным пригородам Бейрута. Жителям этих районов было приказано эвакуироваться. По данным Министерства здравоохранения Ливана, в результате бомбардировок погибли по меньшей мере 95 человек.

По сведениям журналистов, израильские танки вошли в ливанскую деревню Рмейш. Однако эта информация не нашла подтверждения.

Израиль предупредил США о начале «проведения ограниченных операций, направленных на инфраструктуру “Хезболлы” у границы».

Руководство ЦАХАЛ выступило с официальным заявлением, согласно которому по решению властей армия обороны Израиля начала ограниченные, локализованные и целенаправленные наземные рейды. Эта операция, согласно словам представителей израильских вооруженных сил, проводится против террористических объектов и инфраструктуры «Хезболлы» на юге Ливана и основывается на точных разведданных. Цели расположены в близких к границе деревнях. Они представляют непосредственную угрозу общинам на севере Израиля.

Также представители ЦАХАЛ рассказали, что солдаты армии обороны Израиля обучались и готовились в течение последних месяцев и теперь действуют в соответствии с планом, разработанным генеральным штабом и командованием северного сектора. «Операция “Северные стрелы” будет продолжена в соответствии с оценкой ситуации и параллельно с боевыми действиями в Газе и на других аренах, — говорится в официальном сообщении ЦАХАЛ. — Армия обороны Израиля продолжает действовать для достижения целей войны и делает все необходимое для защиты граждан Израиля и возвращения жителей северного Израиля в свои дома».

Высокопоставленный сотрудник службы безопасности сообщил ВВС, что израильские сухопутные войска продвинулись в Ливан только на «очень близкое расстояние», и до сих пор «не было никаких столкновений».

«Я не могу назвать цифры, но могу сказать вам, что это не цифры крупного наземного вторжения», — говорит ВВС чиновник, описывая его как «ограниченное» и не похожее на израильскую операцию в Газе.

Израильская артиллерия обстреливает деревню на юге Ливана вдоль границы с Израилем, 1 октября 2024 года. Фото: Atef Safadi / EPA-EFE

Израильская артиллерия обстреливает деревню на юге Ливана вдоль границы с Израилем, 1 октября 2024 года. Фото: Atef Safadi / EPA-EFE

«Хезболла» утверждает, что Израиль не атаковал Ливан. Сообщения Израиля о том, что его войска вошли в Ливан, являются ложными, сказано в заявлении «Хезболлы». Также группировка заявляет, что открытых столкновений между боевиками и израильскими силами не было, но что они «готовы к прямой конфронтации».

ВВС цитирует премьер-министра Ливана Наджиба Микати, утверждающего, что его страна сталкивается с «одной из самых опасных фаз» в своей истории. Также Микати добавил, что около миллиона человек были эвакуированы по всему Ливану с тех пор, как в прошлом месяце начались израильские авиаудары.

Информационный туман 

Никакой конкретики о ходе начатой наземной операции пока в публичном поле не появилось. Израильский военный эксперт Давид Гендельман называет такую завесу тайны намеренным информационным туманом. «На данный момент проводится ограниченная наземная операция силами 98-й дивизии с задачей ликвидации военной инфраструктуры “Хезболлы” в приграничной полосе и снятия угрозы близлежащим израильским населенным пунктам, — говорит “Новой-Европа” Давид Гендельман. — Разглашать подробности на данный момент не разрешает военная цензура. Официально на севере страны еще осенью 2023 года эвакуировано чуть больше 60 тысяч человек.

Реально вместе с теми, кто выехал самостоятельно, это число возрастает до 80 тысяч. Для их возвращения нужно ликвидировать угрозы в приграничной полосе».

«Надо видеть разницу между официальными заявлениями израильских властей и командования ЦАХАЛ и тем, что на самом деле планируется в Ливане, — рассказал “Новой-Европа” бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля, военный эксперт Сергей Мигдаль. — Могу предположить, что заявления членов правительства Израиля и пресс-службы ЦАХАЛ в первую очередь нужны, чтобы успокоить президента США Джо Байдена. Такую ситуацию мы уже видели на примере уничтожения Хасана Насраллы. Когда не на шутку рассерженные эскалацией Соединенные Штаты публично были вынуждены хвалить Иерусалим за ликвидацию человека, который лично пытал похищенного главу американской резидентуры. Думаю, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху планирует не спеша и аккуратно вести боевые действия в Ливане. После уничтожения всех главарей “Хезболлы” спешить ему некуда».

Дым на месте авиаудара в южном пригороде Бейрута, Ливан, 1 октября 2024 года. Фото: Hassan Ammar / AP Photo / Scanpix / LETA

Дым на месте авиаудара в южном пригороде Бейрута, Ливан, 1 октября 2024 года. Фото: Hassan Ammar / AP Photo / Scanpix / LETA

Демилитаризованная зона 

Иерусалим сообщает об обстрелах со стороны Ливана. Израильские силы обороны утверждают, что ракеты были направлены в центр страны, включая столичный район Тель-Авива. Некоторые были перехвачены, говорится в заявлении. Осколочное ранение головы получил один человек.

«В сторону Тель-Авива было сегодня, 1 октября, запущено от 3 до 5 ракет. Все их сбила система ПВО «Железный купол», — рассказывает Сергей Мигдаль. — Наиболее опасным оружием «Хезболлы» в настоящее время являются управляемые противотанковые ракеты, в том числе российские системы «Корнет», и ракеты на основе модернизированных боеприпасов для системы «Град» под названием «Буркан». Они имеют очень значительную боевую часть и летят всего на 8–9 километров. Все эти боеприпасы очень сложно сбить из-за их малой дистанции удара и низкой траектории полета. Более тяжелые ракеты летят в сторону городов Акко, Хайфа и других. Сегодня перед армией обороны Израиля стоит задача прекратить подобные обстрелы. Именно для этого и задумывалась наземная операция. Вероятнее всего, в итоге на территории южного Ливана вдоль границы с Израилем будет создана специальная демилитаризованная зона, шириной от 10 километров. Для этого поселения, из которых наносились удары, придется разрушить, а людей оттуда переместить в другие населенные пункты».

По данным Сергея Мигдаля, спецслужбы Израиля имеют исчерпывающие сведения о местах расположения бункеров и опорных пунктов террористов. Поскольку все мирное население покинуло эти территории, ЦАХАЛ специальным тяжелым оружием сможет разрушать укрепления «Хезболлы».

Также Сергей Мигдаль рассказывает, что над территорией южного Ливана были разбросаны сотни тысяч листовок, в которых местных жителей призывают эвакуироваться. Интересно, что им предлагается переместиться за реку Авали, которая течет примерно в 20 километрах севернее другой реки — Литани, которая и считалась ожидаемой границей наземной операции ЦАХАЛ. Наш собеседник не исключает того, что демилитаризованная зона будет организована на всей этой территории. Местные жители покинули данные участки. Уже уехало около 1 миллиона человек, что для страны с населением в 5,5 миллионов весьма значительное число. Фактически, речь идет о всем населении южного Ливана.

«В ближайшие часы Израиль ожидает атаку со стороны Ирана, — заявляет «Новой-Европа» израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Судя по всему в Тегеране решились на агрессию. Вероятно, что речь идёт о масштабном ракетном ударе. Это уже практически официальная информация. Замечены признаки приготовлений к этому нападению. Пока не ясно — идёт ли речь о начале большой войны или в Тегеране надеятся, что ответ не будет тотальным».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.