СюжетыОбщество

Против войны? Снимай крест!

Священника из Челябинска, не молившегося за «победу Святой Руси», наказали не только за «клятвопреступление», но и за попрание «воли епископа»

Против войны? Снимай крест!

Фото: личная страница Петра Устинова

Прошло два с половиной года со дня начала «СВО», но не оскудевает земля русская священнослужителями, которых церковное начальство карает за антивоенную позицию, то есть за исполнение евангельской заповеди «Блаженны миротворцы». Священнослужителей таких очень мало, буквально единицы; в целом же РПЦ шагает стройными рядами в зловещий путинский «рай». Тем не менее, с периодичностью раз в два-три месяца в той или иной епархии обнаруживается очередной исповедник, который всё же предпочитает Христа Системе.

Его храм как раз разобрали

2 сентября 50-летний митрополит Челябинский и Миасский Алексий (Орлов) издал указ № 79 о запрещении в служении и предании церковному суду 39-летнего священника Петра Устинова, клирика челябинского храма св. мученицы Татианы. Православным челябинцам о. Пётр больше известен по служению во временном деревянном храме св. Петра Крутицкого, освященном в честь последнего законного предстоятеля Российской церкви, которого расстреляли в 1937 г. (вновь созданная при участии ОГПУ Московская патриархия считала с 1927 г. своим предстоятелем другого митрополита — Сергия, позже удостоившегося приема у Сталина). Храм соорудили в 2015 г. рядом с грандиозной стройкой нового кафедрального собора в честь Рождества Христова, но этой весной разобрали за ненадобностью: в связи с началом постоянных служб в нижнем храме кафедрального собора. Так о. Пётр оказался в новом для себя приходе, окормляющем Челябинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище штурманов. На таком фоне его антивоенные взгляды оказались особенно неуместны. Тем более что и правящий архиерей — митрополит Алексий — имеет послужной список, более связанный с силовыми и репрессивными ведомствами, нежели с богословием и миротворчеством. С 1998 г. Алексий окормлял исправительные учреждения и подразделения МЧС, а в 2010 г. получил назначение на пост старшего священника учреждений ФСИН на территории Горно-Заводского округа Свердловской области. Патриарх Кирилл, воспринимающий РПЦ как военизированную структуру, любит клириков с таким опытом: в 2018 г. Алексий становится епископом Серовским, в 2020-м — Нижнетагильским, а в 2021 г. возглавляет Челябинскую митрополию. Иерарх нашего времени.

Храм святого Петра Крутицкого. Фото:  личная страница  Петра Устинова

Храм святого Петра Крутицкого. Фото: личная страница Петра Устинова

В указе Алексия не называются причины наказания о. Петра Устинова, что вообще-то противоречит Положению РПЦ о практике запрещения клириков в служении, принятому Священным синодом 30 мая 2014 г. Но кто обращает внимание на такие мелочи, тем более в военное время? Как сообщала «Новая-Европа», о. Петра запретили за отказ читать молитву «о победе святой Руси». В своем блоге священник также рассказал о других претензиях, предъявлявшихся ему на заседании епархиальной дисциплинарной комиссии в августе: использование современного русского языка в богослужении и причастие одноразовыми ложечками. Официальное заявление Челябинской епархии звучит строго и ничего хорошего не предвещает: «Заседание церковного суда по фактам дисциплинарных нарушений иерея Петра Устинова состоится в ближайшее время… в закрытом режиме».

О. Пётр действительно держался особняком на фоне косного и лояльного духовенства РПЦ в Челябинске. Выпускник местного университета, он не стеснялся открыто выражать симпатии к опальным Борису Гребенщикову и Андрею Кураеву, постил рок-композиции во ВК, а в интервью местным СМИ отказывался осуждать молодых людей, увлекающихся тату. В сан священника о. Пётр был рукоположен в 2014 г., а в храме св. Петра Крутицкого служил с 2016-го. Собрал вокруг себя живую общину, с которой, по его собственному признанию, было «весело и интересно». Надрывно-«патриотический» пафос РПЦ не поддерживал, напротив — служил панихиды по жертвам репрессий советского времени у мемориала «Золотая гора». В конце февраля 2022-го подписал антивоенное обращение клириков РПЦ, коих, по подсчетам самого о. Петра, набралось аж 0,7 % от общего состава духовенства этой церкви в РФ. Вот такое «малое стадо»…

Был бы человек, а канон найдется

По сложившейся в РПЦ традиции, на о. Петра наложили сразу три наказания: помимо собственно запрета в служении, это еще и отказ в праве давать благословение мирянам и снятие наперсного креста (заставлять христианина снимать с себя крест — такая себе традиция, вполне в духе Союза воинствующих безбожников! Если развивать эту практику, то всех христиан, кто против войны, РПЦ должна бы вообще… раскрещивать).

В отличие от остальных священников РПЦ, запрещенных и лишенных сана за антивоенную позицию, Устинову вменили нарушение не только 25-го Апостольского правила («клятвопреступление»), но и (челябинское ноу-хау!) 39-го, гласящего, что священники не должны ничего совершать «без воли епископа». Речь в этом правиле, разумеется, не о том, что священники не должны, например, покупать картошку в магазине без воли епископа или стирать носки. У правила есть контекст, на который обращает внимание, в частности, авторитетный византийский канонист XII в. Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский. Поскольку предыдущее и последующие правила регулируют управление церковным имуществом, то Вальсамон распространяет запрет 39-го правила только на право сдавать церковное имущество в аренду и присваивать доход от этой сдачи. Именно такого рода действия священники не могут совершать без воли епископа — но в Челябинске, увы, об этом не знают. К неграмотному (на что обращала внимание «Новая газета») применению 25-го Апостольского правила, говорящего о судебной присяге, Челябинская епархия присовокупляет еще более неграмотное применение 39-го Апостольского правила, говорящего о специфических случаях управления церковным имуществом. Ни то, ни другое явно не имеет отношения к согласию или несогласию молиться о победе ВС РФ над ВСУ, где, между прочим, большинство составляют православные военнослужащие, также верные своей присяге.

Фото:  личная страница  Петра Устинова

Фото: личная страница Петра Устинова

Трудно объяснимая с мирской точки зрения жесткость, с которой церковное начальство карает за мельчайшие вариации в молитвенной практике (даже за замену слова «победа» на слово «мир»), легко объясняется уязвимостью положения патриарха Кирилла в путинской мафиозной иерархии. Гигантский теневой бизнес В. М. Гундяева (паспортное имя патриарха), его заигрывания с католиками, уклонение от присутствия на церемониях «принятия в состав РФ» сначала Крыма с Севастополем, а потом и еще четырех регионов Украины, отказы от поездок в Крым и многое другое в том же духе не укрепляет доверия Кремля. Считается, что у Путина давно созрел вполне ему понятный, прозрачный и психологически близкий кандидат на патриарший престол — митрополит Тихон (Шевкунов), как раз недавно занявший символически важную Крымскую кафедру, отжатую у Украинской православной церкви Московского же патриархата, вопреки уставу РПЦ, без согласия последней. В этих условиях Кириллу приходится с утроенной энергией доказывать не просто свою лояльность, но и административную способность держать клир РПЦ в идеальном порядке, какой не снился ВС РФ или партии «Единая Россия»: подавляя любые очаги инакомыслия в зародыше.

Патриарх вне закона

И внутри РПЦ сегодня нет силы, способной не то что призвать патриарха к соблюдению канонического порядка и собственных же уставов и положений, но хотя бы просто намекнуть на недопустимость их нарушения. Клириков «лишают сана» за отказ читать «молитву о Святой Руси» или за изменение ее текста? Но согласно Положению о Синодальной богослужебной комиссии РПЦ, утвержденному Священным синодом 24 декабря 2015 г., за богослужениями в этой церкви могут использоваться только такие тексты, которые представлены упомянутой комиссией и утверждены Священным синодом. Тексты, вводимые просто указом патриарха, согласно этому Положению, за богослужением использоваться не могут, у патриарха нет соответствующих полномочий.

«Победобесную» молитву «о Святой Руси» Кирилл впервые огласил 25 сентября 2022 г. на закрытой литургии на территории тщательно охраняемого объекта «Скит» в Одинцовском районе Московской области, под впечатлением от начала «частичной мобилизации». На той же литургии, наедине с камерой, он произнес и свою знаменитую проповедь о том, что все погибшие на «СВО», невзирая на грехи, попадают прямиком в рай. Ключевая фраза «молитвы» на языке оригинала звучит так: «Подаждь нам силою Твоею победу». Ранее, с июня 2014 года, Кирилл уже дважды вводил в РПЦ — также в обход богослужебной комиссии и синода — «молитвы об Украине». Первая из них трактовала события в Крыму и на Донбассе как «междоусобную брань» и просила Бога услышать «вопль» Его детей, «в земли украинстей сущих». Едва ли половина духовенства этой молитвы не читала, но за это никто не наказывал. Новую редакцию этой молитвы патриарх ввел в марте 2022-го, после начала «СВО», — и там речь шла о нападении на Святую Русь (чтобы это ни значило) неких «иноплеменных языков», то есть других народов. Но с началом мобилизации патриарх понял, что хватит «ходить огородами», а надо занять четкую и прямолинейную позицию, окончательно порвав со своей бывшей многомиллионной паствой в Украине, уж точно не желающей просить Бога о «победе» над нею ВС РФ. Новая молитва открыла ящик Пандоры: риторика РПЦ становилась всё жестче и жестче, пока не договорились до того, что «СВО» — это священная война Бога с диаволом, от ее исхода зависит, наступит ли Апокалипсис, а Россия — единственный в мире источник добра, обладающий свойствами Бога и придающий смысл бытию мира. Это уже не то что ересь в высоком богословском смысле, это полный религиозный беспредел и каша из обрывков язычества, дуализма, атеизма с легкой приправой из русских православных образов и артефактов.

Фото: С. Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фото: С. Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Запрет как путь к свободе

По словам о. Петра Устинова, провоенная часть РПЦ (а это, напомним, 99,3 % ее клира) «подменяет Христа жутким политическим идолопоклонством». Признаки язычества в модернизированном вероучении РПЦ, зафиксированном Всемирным русским народным собором во главе с патриархом, увидел и собор (синаксис) иерархии Константинопольского патриархата — первой по чести церкви мирового православия, — прошедший в Стамбуле 1–3 сентября. По мнению собора, учение «русского мира», принятое и насаждаемое РПЦ, превращает церковь в чисто мирскую, политическую организацию, используемую не только для продвижения государственных интересов РФ, но и для обоснования и оправдания военных преступлений. Константинопольский патриархат напомнил, что наказания, которым подвергаются священники и диаконы за неприятие учения «русского мира» или просто за антивоенную позицию, не имеют никакой канонической силы. Налагая такие наказания, РПЦ действует не в качестве церкви, а в качестве вспомогательного инструмента путинской машины подавления. Поэтому Константинопольская церковь будет и впредь принимать «в сущем сане» пострадавших от милитаристов клириков, как она ранее уже приняла священников Иоанна Коваля, Алексея Уминского, Андрея Кордочкина, диакона Андрея Кураева и других Очевидно, этот путь открыт и для о. Петра Устинова.

Чтение его блога — бальзам на душу миротворца, особенно — вынужденного покинуть Россию. Словами св. Иустина Философа священник напоминает, что для христианина «всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна… Христиане живут в мире, но не суть от мира… Христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир». Или вот, слова поэтессы и богослова Ольги Седаковой о немецком пасторе середины ХХ в. Дитрихе Бонхеффере, наследие которого в советские времена даже пропагандировала РПЦ: «От “немецких христиан” требовалось одобрение государственного культа силы и насилия, ненависти и беспощадности к другим, самопревозношения и презрения к законности, воли к власти в планетарном масштабе, полного душевного и умственного закабаления подчиненных… Теперь, когда мы слышим о “русском Христе”, нам предлагается очень похожая, хотя и не во всех чертах совпадающая с “нордической”, но от этого не менее антихристианская мифология».

По идее, запрет в служении и лишение сана — это катастрофа для священника. Но только не в нынешних исторических условиях России. Как выразился профессор богословия архимандрит Кирилл (Говорун), когда и его «лишили сана», «скоро станет неприличным быть не лишенным сана», поскольку неприличной становится сама РПЦ, разменявшая свое тысячелетнее наследие на раболепное служение Путину и его «СВО». С этой точки зрения, как бы ни было сложно, хочется поздравить о. Петра с освобождением от этого рабства!

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.