Организация Conflict Observatory собрала информацию о повреждении украинских археологических объектов в двух местах Васильевского района Запорожской области, которую частично контролируют Вооруженные силы РФ. О том, как война уничтожает украинское культурное наследие, уже не раз говорилось в других материалах, но Conflict Observatory при помощи спутниковых снимков приводит новые подробные сведения.
Подробнее об исследовании — в пересказе «Новой-Европа».
Conflict Observatory — американская НПО, занимающаяся исследованием военных преступлений в Украине и Судане. Эксперты проанализировали геопространственные данные и спутниковые снимки, предоставленные Maxar (за период с февраля 2022 года по июль 2024-го), и проследили, как военные действия, такие как рытье траншей и минирование, серьезно вредят древним памятникам.
Историческая область в Украине «Дикое поле» славится своим богатым археологическим наследием, включая тысячи курганов, датируемых 3000 годом до н. э. Эти курганы являются ценными историческими и культурными памятниками, отражающими жизнь различных групп, что населяли регион на протяжении веков. Кроме того, они — ареал обитания редких видов растений. Ботаники из Херсонского государственного университета выявили на курганах ряд редких видов растений, которые занесены в Красную книгу Украины.
По данным Conflict Observatory, два из четырех обследованных участков курганов получили заметные повреждения в результате строительства российских укреплений.
При этом эксперты обращают внимание на то, что данные о разрушениях и военных действиях неполные, и реальные разрушения могут быть больше.
В основном исследователи полагались на анализ Janes — компании, предоставляющей разведданные, базирующиеся на открытых источниках. Эксперты определили, что оба местоположения в районе Васильевки, где наблюдаются разрушения, попали под территориальный контроль 19-й мотострелковой дивизии ВВС РФ 13 марта 2022 года и оставались вплоть до 10 мая 2024 года.
Траншеи и геоглиф в виде фаллоса рядом с курганами
Первый пострадавший участок, по данным исследователей, находится примерно в 6 км от Васильевки вдоль реки Карачекрак. Он состоит из трех курганов, видимых на снимках в пределах 500 м друг от друга. Спутниковые снимки от 31 марта 2022 года показывают, что строительство военных траншей началось примерно в 950 м к югу от самого большого кургана, пишут эксперты. Janes определяет это место как возможную позицию для «войск в резерве». При этом в июле 2023 года уже заметно строительство дополнительных укреплений между курганами. Использование курганов в качестве военных позиций рискует подвергнуть их дополнительному повреждению, замечают в Conflict Observatory.
Эксперты рассказывают, что в октябре 2023 года примерно в 270 м прямо к востоку от самого большого кургана и в 70 м от линии траншеи был виден большой геоглиф. В докладе про это отдельно не говорится, но на снимке заметно, что геоглиф скошен в форме фаллоса. Его можно было разглядеть на снимках до июля 2024 года. На снимках от 7 июня этого года между геоглифом и линией деревьев к востоку от курганов видны шесть новых военных объектов, что указывает на продолжающуюся активность на этом месте, пишут авторы отчета.
Пожар возникший в результате обстрела в Харьковской области. Фото: Георгий Иванченко / EPA-EFE
Военные укрепления в районе комплекса древних объектов
Второе место с курганами, как определили исследователи, находится примерно в 2,5 километрах к юго-западу от села Каменского. Пострадавшие объекты входят в большой комплекс из 17 курганов, определенных археологами Запорожского областного краеведческого музея в 1985 году. В начале войны в этом месте не было замечено никакой опасности для курганов. Однако видимая активность наблюдается 28 ноября 2022 года: на снимках с радара видна тропа, огибающая южный курган и проходящая к группе из трех курганов на северо-западе.
К 4 декабря новые военные укрепления присутствуют примерно в 240 м к югу от южного кургана, а к 24 февраля 2023-го строительство более крупной серии укреплений видно в пределах 200 м от южного кургана. К 4 марта новые укрепления есть уже в пределах 50 м от основного кургана. На более поздних снимках заметны раскопки на вершине объекта. В Janes считают, что это может быть точкой, подходящей для размещения огневой позиции или бронетехники.
В компании, предоставляющей разведданные, также оценивают, что в этом районе постоянно присутствует и, вероятно, строит укрепления 429-й мотострелковый полк.
Пожары
С начала лета 2024 года возле курганов наблюдается новый тип ущерба — повреждения от пожаров. Спутниковые снимки от 15 июля показывают признаки недавних возгораний, а также активные пожары на полях вокруг военных установок и курганов на первом участке. Выжженными оказались участки на расстоянии около 80 метров от южного кургана и 110 метров от главного кургана. На спутниковых снимках видны как минимум два транспортных средства, находящихся примерно в 300 метрах к востоку от южного кургана, на грунтовой дороге, проходящей параллельно лесной полосе, пишут в Conflict Observatory.
Пожары затронули и второй участок. Данные об активных пожарах от NASA Firms показывают, что возгорания произошли в этом районе 2 и 3 июля. Еще один пожар зафиксирован поблизости 11 июля. Эксперты отмечают, что пожары не только уничтожают растения на поверхности кургана, но и подвергают сгоревшие участки кургана эрозии почвы, что может еще больше повредить курганы и археологические находки.
При этом причиной пожаров, вероятно, становятся боевые действия между ВСУ и российской армией.
Панорама Восточной гряды Каменных могил степной Украины. Фото: Galkovsky / Wikimedia (CC BY 2.5)
Обращение Conflict Observatory
Культурное наследие защищается международным правом, резюмируют эксперты. Они напоминают, что, по мнению прокуратуры Международного уголовного суда (МУС), культурное наследие включает не только материальные объекты и артефакты, но и традиции и практики, которые передаются из поколения в поколение. Защиту культурного наследия обеспечивают Гаагская конвенция 1954 года, дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и международное право в целом.
Повреждение курганов, помимо строительства военных укреплений в этих районах, может указывать на грабеж или разрушение древних артефактов, считают исследователи.
Они напоминают, что это также запрещено международным правом. Использование украинских археологических объектов в качестве военных позиций увеличивает риск их дальнейшего повреждения из-за военных действий, говорится в докладе.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».