В городке Саутпорт, что недалеко от Ливерпуля, 29 июля произошло кровавое преступление: трое детей в возрасте шести, семи и девяти лет были убиты ножом и еще несколько ранены во время атаки на студию, где проходило танцевальное мероприятие. По горячим следам полиция задержала 17-летнего подростка, не предоставив в первые часы никакой дополнительной информации о нём.
На этом фоне в соцсетях родилась своя версия. Якобы нападавшего зовут Али Аль-Шакати, он мусульманин и нелегально прибыл в страну в 2023 году вместе с другими мигрантами на лодке через Ла-Манш. Такой тип въезда в страну стал одной из самых обсуждаемых проблем Британии и темой яростных дискуссий в соцсетях.
Даже несмотря на то, что местная полиция почти сразу сообщила, что имя неверное, а позднее выяснилось, что и все остальные заявления о нападавшем оказались ложными, на улицы Великобритании всю последнюю неделю выходят тысячи людей под антимигрантскими лозунгами.
Погромы по всей стране
Первые акции протеста произошли на следующий день после убийства. Толпа людей в масках и капюшонах, скрывающих лица, собралась возле мечети Саутпорта и устроила стычку с полицией. В среду, 31 июля группа протестующих собралась в Лондоне на Уайтхолле, в непосредственной близости от Даунинг-стрит, где находится резиденция британского премьера.
К выходным люди стали выходить на улицы во многих городах северной части страны: в Халле, Ливерпуле, Манчестере, Стоук-он-Тренте, Шеффилде, Болтоне, а также в Бристоле и Белфасте. Участники запускали петарды, бросали камни, выкрикивали расистские лозунги, атаковали полицию.
Иногда столкновения оказывались трехсторонними: полиции приходилось противостоять не только радикальным националистам, но и антифашистам.
В Мидлсбро разъяренная толпа выкрикивала лозунги «smash the pakis» («Бей паки»; уничижительное и расистски окрашенное слово для обозначения пакистанцев. — Прим. авт.), а также «there ain’t no black in the Union Jack» («В британском флаге нет черного цвета»).
Одним из самых масштабных и яростных стало противостояние в Ротерхэме. Здесь толпа из нескольких сотен человек окружила местную гостиницу, где укрывались беженцы, и стала бросать в нее камни и бутылки с зажигательной смесью. Для Ротерхэма антииммигрантская риторика — особенно болезненный вопрос. Этот город известен тем, что там в течение многих лет при попустительстве властей действовала преступная группировка, состоявшая по большей части из мужчин пакистанского происхождения, занимавшаяся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.
Неспокойно на улицах оставалось и к началу этой недели. Например, в понедельник местной полиции Плимута пришлось вызвать подкрепление из 150 офицеров, чтобы противостоять разъяренной толпе.
Как реагировали власти
Еще в воскресенье британский премьер Кир Стармер выступил с телевизионным обращением, в котором осудил насилие и уличные беспорядки, назвав происходящее «ультраправым бандитизмом» («far-right thuggery»), которому не место ни на улицах британских городов, ни в интернете. Министр внутренних дел страны Иветт Купер также осудила происходящее и заявила, что нападению на мечети и полицию не может быть никаких оправданий, а зачинщикам и участникам событий придется отвечать за свои действия.
А уже в понедельник утром был созван чрезвычайный комитет COBR (известный также как Cobra). В него входят высшие руководящие лица страны, включая премьер-министра, и собирается он, как правило, только для разрешения экстренных ситуаций.
После заседания COBR Кир Стармер объявил, что порядок на улицах будет охранять «постоянная армия» («standing army») специально обученных полицейских.
Речь не идет об использовании армии, но, вероятно, власти продолжат практику т. н. «взаимопомощи» (mutual aid), когда для поддержки правоохранителей в проблемных регионов присылают офицеров из других, более спокойных мест. Такой подход уже использовался ранее, например, на митингах в 2023 году, посвященных очередному витку противостояния Израиля и ХАМАС.
Протестующие во время демонстрации «Хватит» на Уайтхолле, центре Лондона, 31 июля 2024 года. Фото: Benjamin Cremel / AFP / Scanpix / LETA
Испытание для бывшего королевского прокурора
Однако техническими решениями кабинет министров вряд ли отделается. Британские обозреватели обращают внимание на то, что нынешний кризис станет моментом испытания на прочность Кира Стармера, который сменил Риши Сунака на посту британского премьера всего месяц назад.
Глава лейбористов Стармер сам по себе обладает немалым опытом в том, что касается усмирения беспорядков. Когда-то, в бытность королевским прокурором, он привлекал к ответственности североирландских террористов, а в одну из прошлых волн погромов организовал 24-часовую работу судов, для того чтобы решения по тысячам правонарушений принимались без задержек.
В то же время раздаются голоса, требующие от британского премьера более решительных действий по борьбе с нелегальной миграцией в страну. «Вместо того чтобы признать разочарование и ярость, которые присутствуют в разных местах по всей стране, правительство […] пытается делегитимизировать обеспокоенность иммиграцией. Возможно, в надежде, что, вопреки опыту и здравому смыслу, эта проблема просто исчезнет», — пишет обозреватель консервативного издания The Telegraph.
Связать нынешние беспорядки с долгосрочной проблемой миграции пытаются и политики. Так, новоиспеченный депутат парламента и глава партии Reform UK Найджел Фараж, политическая карьера которого во многом построена на антимигрантской риторике, не упустил случая раскритиковать правительство и призвал к внеочередной сессии парламента, который ушел на каникулы. В последнем тезисе его поддержали бывшая министр внутренних дел Прити Пател и депутат от лейбористов Дайан Эбботт.
Проблема иммиграции в Великобритании, как и в других странах Европы, существует давно, и британские избиратели, конечно, ждут от нового правительства ее решения.
Однако нынешние беспорядки на улицах, как и резня в Саутпорте, не имеют прямого отношения к многолетнему миграционному кризису. 17-летним убийцей оказался не беженец из Пакистана, а родившийся в Британии в семье выходцев из Руанды Аксель Муганва Рудакубана, не имеющий никакого отношения к мусульманам.
Причина погромов этой недели — напряжение в британском обществе, вызванное проблемами в миграционной политике, многократно усиленное фейками, распространявшимися благодаря алгоритмам соцсетей.
Набросок портрета Акселя Рудакубаны в королевском суде Ливерпуля. Фото: Helen Tipper / BBC
«Русский след» дезинформации
Западные СМИ еще на прошлой неделе отметили необычный характер эскалации хаоса, который образовался вследствие вброса ложной информации, подхваченной антииммигрантскими и националистическими кругами.
Ресурсом, который обильно цитировали, оказался портал Channel3 Now, с виду похожий на обычное новостное издание. Журналисты, которые исследовали его содержание, обратили внимание, что материалы там очень сомнительного качества: от текстов, написанных искусственным интеллектом, до заметок, скопированных с других сайтов.
Однако фейк о том, что предполагаемого убийцу зовут Али Аль-Шакати и что он мусульманин, прибывший в страну на лодке, распространился по социальной сети Х (бывший твиттер) через аккаунт именно этого издания. Впоследствии ресурс его удалил и даже разместил сообщение о том, что редактор, опубликовавший его, был уволен. Однако к тому времени вброс уже перекочевал в соцсети к известным британским ультраправым активистам.
Например, фейк появился у скандально известного инфлюэнсера Эндрю Тейта, чьи посты о мусульманском вероисповедании предполагаемого убийцы собрали миллионы просмотров. Также распространял этот пост и Томми Робинсон (настоящее имя — Стивен Йексли-Леннон), основатель English Defence League (EDL) — националистического движения, известного с 2009 года своими исламофобскими заявлениями и акциями протеста против строительства мечетей. В отличие от более старых ультраправых организаций, EDL не участвует в выборах, а добивается своих целей через соцсети. Во многом с их подачи и в этот раз общественное возмущение переросло в серию уличных погромов.
Некоторые журналисты посчитали, что Channel3 Now может быть связан с Кремлём. Издание и правда было создано два года назад на основе ютуб-канала, много лет назад зарегистрированного в России.
Первые видео на нём появились на русском языке еще в 2012 году и рассказывали об уличных гонщиках из Ижевска.
Эксперты по дезинформации, опрошенные The Telegraph, отмечают, что канал мог быть взломан и перепрофилирован, поскольку он много лет был неактивен, а потом вновь «ожил» и несколько раз менял название и тематику. Например, одно время он назывался Funny Hours, и там выкладывали видео развлекательного характера, а потом там стали появляться видео о Пакистане на английском языке.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер выступает во время пресс-конференции на Даунинг-стрит в Лондоне, Великобритания, 1 августа 2024 года. Фото: Betty Laura Zapata / EPA-EFE
Маск против Стармера
Впрочем, в продвижении вброса, который привел к беспорядкам по всей Британии, упрекают не только малоизвестный сайт. Корреспондент BBC по вопросам дезинформации и соцсетей Марианна Стринг отмечает, что Х уже не впервые становится площадкой для распространения лжи:
«Посты на X, где использовалось ложное имя [Али Аль-Шакати], активно продвигались среди пользователей и набирали миллионы просмотров. Как и в случае с терактами в Сиднее и попыткой покушения на Трампа, X оказался главной площадкой для ложных заявлений, прежде чем они попали на другие сайты».
Стринг также особо отметила необычный характер распространения этих ложных сообщений: они разошлись не только по группам, где обычно циркулируют подобные утверждения, но и выплеснулись шире. Журналист предположила, что дело могло быть в алгоритме твиттера, а именно во введении соцсетью Илона Маска платы за «синие галочки» — за премиум-аккаунт соцсети, который намекает на дополнительную верификацию пользователя. Обладателей таких аккаунтов оказалось немало среди тех, кто распространил сообщение с упоминанием имени Али Аль-Шакати, алгоритм бывшего твиттера продвигал их сильнее, и таким образом разогнал дискуссию до такой степени, что в нее оказались вовлечены миллионы пользователей.
Сам Илон Маск, владеющий X и известный своими экстравагантными комментариями, тоже приложил руку к нагнетанию эмоций вокруг беспорядков в Британии. Под одной из публикаций о беспорядках он написал: «Гражданская война неизбежна».
С Даунинг-стрит сразу же выступили с официальном ответом, где заявления Маска были названы безосновательными, и напомнили, что все те, кто подстрекает к беспорядкам в интернете, будут отвечать за это по закону.
Илон Маск во время десятой церемонии вручения премии «Прорыв» в Музее киноакадемии в Лос-Анджелесе, США, 13 апреля 2024 года. Фото: Caroline Brehman / EPA-EFE
В ответ Илон Маск нашел пост Кира Стармера в Х, где тот выразил обеспокоенность нападениями на мечети и мусульманские сообщества, и ехидно спросил его, не следует ли ему обеспокоиться безопасностью «всех» сообществ.
Во вторник миллиардер еще несколько раз высказывался о беспорядках в Британии, и его симпатии были явно на стороне устроителей погромов. В своих публикациях он называл Кира Стармера «two-tier Kier» («двухуровневый Кир». Это отсылка к любимому выражению ультраправых «two-tier police», подразумевающему, что полиция дискриминирует защитников белого большинства). Также Маск оставил комментарий под видео, на котором полиция задерживает мужчину за подстрекательство к беспорядкам в интернете. «Арест за комментарии в фейсбуке? Британия — это Советский Союз?» — написал миллиардер.
Протестующие держат плакат перед началом акции протеста «Хватит» в Уайтхолле, Лондон, 31 июля 2024 года. Фото: Jordan Pettitt / LETA
Что сейчас
Пока британские муниципалитеты наводят порядок на улицах, пострадавших от погромов, власти активно задерживают участников беспорядков, причем не только тех, кто выходил на улицы, но и тех, кто занимался подстрекательством онлайн. Около 400 участников погромов арестованы, почти 100 из них предъявлены обвинения, в том числе за распространение ненависти в интернете. Правда, участников беспорядков, похоже, это не остановило: полиция заявила, что в среду в стране готовятся акции в еще 30 городах.
Корреспондент BBC по вопросам технологий Грэм Фрейзер полагает, что в ближайшие недели и месяцы в Британии развернется общественная дискуссия о том, какие меры правительство должно предпринять в отношении соцсетей, чтобы не допустить новых случаев распространения вбросов, ставящих под угрозу общественную безопасность.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».