Подборка фильмовКультура

Давайте без политики!

10 фильмов о том, как политика вмешивается в обычную повседневную жизнь — от 1930-х до наших дней

Давайте без политики!

Дэниел Крейг и Ана де Армас в фильме «Достать ножи». Фото: Claire Folger / MRC II Distribution Company

Все слышали фразу «Личное — это политическое», а последние несколько лет политика коснулась даже тех, кто этого совершенно не ожидал. Кинокритик Катя Степная рассказывает про 10 злободневных и остроумных фильмов о том, как политика незаметно для героев проникает в обычную жизнь — и становится неотъемлемой частью их реальности.

Какими мы были (The Way We Were), 1973, реж. Сидни Поллак

Красивый увалень-конформист против пассионарной активистки

Каноническая американская мелодрама, запомнившаяся проникновенным исполнением Барброй Стрейзанд песни The way we were — об идеализации возлюбленных в юности и непримиримых противоречиях с ними же в зрелости. Марксистка и еврейка Кейти (Барбра Стрейзанд) встречает золотого мальчика Хаббла (Роберт Редфорд) в колледже в конце 30-х: их короткая взаимная увлеченность прервется Второй Мировой войной. Пара внезапно встретится после войны, когда Кейти продолжит совмещать активизм с несколькими работами, а Хаббл построит успешную карьеру писателя. Но страх «красной чумы» в американской гуманитарной элите и огромная социальная дистанция между героями расстроят казавшееся идеальным партнерство. Отличная пара со стороны, эти двое так и не смогут примириться с разностью их ценностей: как скажет Хаббл, «никогда не было времени, когда нам с тобой было легко».

Достать ножи (Knives Out), 2019, реж. Райан Джонсон

Сатира над семьей богатых приживал, ничего не понимающих в этике


Комедийный детектив и остроумная классовая сатира, «Достать ножи» — идеальный фильм о дисфункциональной семье наследников с парадом карикатурных героев в исполнении блистательного актерского ансамбля. Когда знаменитый автор детективов (Кристофер Ламберт) умирает, в его поместье собирается ватага родственников и детектив, раскрывающий загадочную смерть: было это убийство, суицид или случайная передозировка лекарств? Главная неизвестная в уравнении — добропорядочная сиделка из Латинской Америки в исполнении кубинки Аны де Армас (никто из членов семьи, несмотря на годы общения, так и не выучил страну ее происхождения), с которой у убитого были действительно близкие отношения. Грызня за наследство сопровождается дискуссиями о политике, подростковыми закидонами и колкими замечаниями на злобу дня о том, что людям из усадеб никогда не понять тех и не поверить тем, кого они по инерции считают «обслугой».

10 причин моей ненависти (10 Things I Hate About You), 1999, реж. Джил Джангер

«Укрощение строптивой», когда строптивая — современная феминистка

Отлично состарившийся ромком из 90-х, в котором шекспировские страсти помещены в реальность обычных американских старшеклассников. Две сестры, легкомысленная Бьянка и феминистка Кэт (Джулия Стайлс), живут с папой, который не в шутку переживает за благополучие дочерей. Он разрешает младшей ходить на свидания, только когда на встречи с парнями начнет выбираться старшая, — но Кэт куда интереснее рассуждать о Сильвии Плат, объективации женщин и подкалывать одноклассников за их сексистские замечания. Герой Хита Леджера решает завоевать недоступную феминистку, но прежде чем она прочтет ему переиначенный сонет Шекспира, случится десяток неловких ситуаций с участием школьников, родителей и учителей. Важнейший поколенческий фильм, закрепивший в американской поп-культуре идеи равноправия и девичьего нон-конформизма, когда самооценка и принципы важнее валидации со стороны мальчиков.

Беатрис на ужине (Beatriz at Dinner), 2017, реж. Мигель Артета

Автор «Белого лотоса» иронизирует на тему встречи служанки и господ


Сатирическая трагикомедия об обреченном застолье от человека, профессионально распекающего инфантильных богачей в ол-инклюзивах по всему миру. Сальма Хайек играет Беатрис — телесного терапевта, которая лечит обеспеченных людей. После того как ее машина отказывается заводиться, Беатрис приглашают к столу ее клиенты — богатая супружеская пара, принимающая в этот вечер почетных гостей. Среди облеченных властью и не чувствующих никаких ограничений белых соседей по столу Беатрис узнает одного из людей, ответственных за ее личное горе. Расовое и классовое неравенство обостряется, когда гости начинают хвастаться трофеями последнего сафари. Одна из самых сильных ролей в карьере Хайек (роль была написана специально для нее) и едкое высказывание о пропасти между теми, кто может позволить себе всё, и теми, кто лишен необходимого: они всегда близко, но им редко удается поговорить.

Выскочка (Election), 1999, реж. Александр Пэйн

Дорога в большую политику начинается со старшей школы

Обязательный фильм для каждой предвыборной гонки и трезвый взгляд на конкуренцию в современной Америке (и шире — в нашем мире), не устаревший за 25 лет. Совсем юная Риз Уизерспун играет самовлюбленную и целеустремленную школьницу Трейси Флик, которая мечтает возглавить школьный совет. Испытывающий к ней сложные чувства — от вожделения до презрения — преподаватель истории Джим МакАллистер (Мэтью Бродерик) планирует испортить ее предвыборную кампанию подставным кандидатом. Внезапно в гонку самолюбий включаются еще двое студентов, и позиция Флик уже не кажется такой прочной, однако шантаж и игра на чужих слабостях приведет учеников и преподавателей к неожиданному результату. Трейси Флик стала мемом и символом пробивных юных республиканцев, а преподаватель Джим — воплощением демократии за всё хорошее против всего плохого, но с очень испачканными руками. Когда в очередные выборы недосчитаются бюллетеней или нарисуют проценты, вы знаете, какой фильм надо обязательно включить.

Ангелы революции, 2014, реж. Алексей Федорченко

Бесславные вестники перемен покоряют будущие советские республики

Невероятное рядом: вместе с электрификацией, русской грамотой, ВЧК-шниками и марксизмом молодые горящие коммунистическими идеями реформаторы несли в народ авангардное искусство. «Ангелы революции», как и многие фильмы Алексея Федорченко, основаны на реальной истории и дораскрашены допущениями. Что почувствовали бы рабочие и крестьяне, если бы им показали «Черный квадрат»? Как сибирские язычники отреагировали бы на канонизацию Маркса? Гробы в форме красного креста и летающие среди лозунгов собаки на подвесных крыльях — были ли на самом деле? Переплетая абсурдную реальность и фантазию, Федорченко создает надломленный и комичный раннесоветский мир, где идеология пахала реальность, будто не было столетий Российской империи. Чудаковатая реконструкция раннесоветского быта и революционного искусства, которое мечтали сделать всенародным.

Амаркорд (Amarcord), 1973, реж. Федерико Феллини

Хроники фашизма, завернутые в обманчиво яркий фантик ностальгии

Великий режиссер Федерико Феллини, выросший и начавший карьеру еще в фашистские времена, отложил съемки полуавтобиографии до зрелого возраста. «Амаркорд» стал одним из ключевых фильмов его позднего этапа, когда итальянский автор уже завоевал главные мировые награды. Мы видим Италию 30-х глазами пацана Титты из неумолкающего сообщества семьи и соседей: ребенку необходимо ходить в школу, исповедоваться в церкви, приветствовать дуче и повторять всё за старшими. Хулиганства, запреты, наказания, подзатыльники и круглосуточная беззлобная ругань — так выглядит его повседневность. Однако в жизни Титты есть и настоящие друзья, и маленькие секреты, и сексуальная парикмахерша, с которой не сводят глаз все мужчины от мала до велика. Муссолини очень близко, но беспредельно далеко: феноменальный юмор, деликатность, точность и яркость образов раскрашивают будни людоедского режима в маленьком южном городе, где жестокость правил компенсируется необязательностью их исполнения, а живущие во сне граждане пригорода Римини бредут толпой к большой катастрофе.

Ниночка (Ninotchka), 1939, реж. Эрнст Любич

Советская номенклатурщица вызволяет сокровища Российской империи из Парижа

Одна из лучших комедий в настроении Холодной войны — задолго до ее официального объявления. Стальная Грета Гарбо играет партийную работницу из СССР Нину Якушеву, которую отправляют из Москвы в соответствии с решением международного суда забрать вывезенные из царской России богатства (Советы после национализации недосчитались многих бриллиантов и произведений искусства). Но нежданный роман с европейцем, называющим ее Ниночка (с ударением на «о»), обезоруживает и расслабляет Нину, и открывает ей новый чувственный мир, о котором ничего не рассказывают на уроках марксизма-ленинизма. Спустя 85 лет «Ниночка» смотрится живо и очень смешно: чего стоит одна фраза «Советских людей станет меньше, но они станут лучше», эмигрантские выходки сбежавших из России прохиндеев и околдовывающий убежденную коммунистку буржуазный Париж. Любич понял политические противоречия полярных идеологий еще до начала Второй Мировой, а Гарбо навсегда запечатлела для мировой аудитории мымру на правительственном посту.

Мартин Иден (Martin Eden), 2019, реж. Пьетро Марчелло

Герой Джека Лондона перерождается в Италии первой половины 20 века

Фантастически красивая история становления, взлета и разочарования молодого самоучки с большими писательскими амбициями. Итальянский режиссер Пьетро Марчелло переносит действие в Италию между войнами: точно установить время невозможно ни по саундтреку, ни по документальным реконструкциям, ни по костюмам, которые специально придуманы так, чтобы происходящее на экране нельзя было отнести к какой-то эпохе. Простой, наглый и талантливый Мартин без профессии и образования годами пытается обратить на себя внимание знатной Елены и ее семейства. Постепенно он становится известен в политических кругах — за пламенные стихи и темпераментные выступления в турбулентную для страны эпоху. Правда, успех приходит вместе с огорчениями: в погоне за признанием писатель разочаровывается в своем таланте, выборе и соратниках, пока страна скатывается в бездну.

Бал пожарных (The Firemen’s Ball), 1967, реж. Милош Форман

Скандальная чехословацкая сатира о местечковом партийном празднике

Первый цветной фильм Милоша Формана и последний фильм, снятый на родине. После него режиссер вынужденно релоцировался в Штаты и уже там снял «Отрыв», «Волосы» и «Пролетая над гнездом кукушки». В небольшом городке и с большим количеством непрофессиональных актеров Форман снимает буффонаду о торжественном ужине в честь выхода на пенсию начальника пожарной бригады. Праздник охватывает весь городок: местные девушки участвуют в конкурсе красоты (правда, незамужних красавиц в городке очень мало), коллеги коллективно скидываются на подарки для лотереи (которые загадочно пропадают), а зал муниципалитета охвачен лихорадкой приготовлений. Корпоратив трагикомически обрывается пожаром — и весь город стоит на ушах, теперь уже по новой причине. Если вы когда-нибудь были на льстивом коллективном празднике, скидывались на подарок высокопоставленному коллеге или видели своими глазами глобальный распил, «Бал пожарных» будет смотреться почти как документальное кино.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.