СюжетыОбщество

О, спорт, ты — смерть

30 лет назад был убит лидер партии «Спортсмены России», криминальный авторитет Отари Квантришвили. Убийство считается раскрытым, а мотив — нет

5 апреля 1994 года у Краснопресненских бань в Москве штатный киллер Орехово-Медведковской ОПГ Алексей Шерстобитов по кличке Лёша Солдат тремя выстрелами из мелкокалиберной (5,6 мм) винтовки застрелил криминального авторитета Отари Квантришвили. После ареста в 2006 году киллер заявил, что приказ на устранение пришел от другого криминального авторитета — Сергея Тимофеева (Сильвестра). Сильвестр был взорван через полгода после убийства Отарика. Лёша Солдат был приговорен к длительному сроку лишения свободы. Но до сих пор остается загадкой, какие мотивы двигали заказчиком — месть, устранение конкурента или политические расклады.

Из «золотых мальчиков» в бандиты

Отари Квантришвили родился в городе Зестафони (Грузинская ССР) 27 января 1948 года. Вскоре после его рождения отца, Виталия Квантришвили, снова переводят в Москву, где во время войны он работал машинистом электровоза в одном из московских депо. В 1944 году Виталий был ранен, а после лечения вернулся в родной Зестафони. В 1952 году Виталия переводят в Москву и приписывают к обслуживающему персоналу Кремля. В частности, он был машинистом на электровозах, которые возили правительственные составы.

В Москве Отари пошел в спецшколу, где учились дети приближенных к «кремлевским», тогдашняя «золотая молодежь». Серьезно занимался спортом, к 17 годам стал мастером спорта по греко-римской борьбе, был зачислен в олимпийский резерв, поступил учиться на тренера и… был осужден на семь лет за изнасилование.

— Я с Отариком был прекрасно знаком, потому что именно я разбирал в 1966-м историю с изнасилованием, в котором был обвинен Квантришвили, — рассказал «Новой-Европа» вор в законе, представившийся Иваном Ивановым. — Там действительно всё было очень неоднозначно, а потому я отправил маляву на волю (сообщение), чтобы с потерпевшей аккуратненько поговорили. К ней направили доверенного человека, и та девчонку разговорила. Оказалось, что преступления не было, просто ее родители хотели денег с семьи Квантришвили поиметь. Мне Отари рассказывал, что его отец был приписан к кремлевским электровозам, ЦК обслуживали, а потому имел доступ к спецраспределителю, да и из спецбуфета в поезде кое-что перепадало. Дефицитные продукты у них имелись постоянно, потому их и считали богатеями.

Отарика вообще-то должны были оправдать, потому что девчонка уже в суде от своих показаний отказалась. Но злую шутку с Отариком сыграла репутация его старшего брата Амирама.

Амирам Квантришвили родился в 1944 году в Москве. Сразу после рождения семья уехала в Зестафони. А когда отца опять забирали в Москву, Амирам остался в Грузии у родственников. Связался с уличной бандой, проявил талант к карточным играм и уже к 17 годам был известным каталой (карточным мошенником). А еще он обладал взрывным характером, который частенько его подводил. К 1966 году, когда его младшего брата судили за изнасилование, он в милицейских базах числился не только как карточный шулер, но и как виновник нападения на сотрудника милиции. Судья, по словам Иванова, посчитала, что Отари пошел по стопам Амирама, и дала срок — семь лет колонии.

— Благодаря моему разбору, у Отари не было проблем, он не был опущен, как это полагалось делать с насильниками, — говорит Иванов. — Пока он сидел в колонии, где я смотрящим был, ему ничего не угрожало. Но в 1970-м его хотели в Воркуту перевести, и как бы там сложилось, одному Богу известно. Отарик успел себе врагов среди авторитетов нажить. Кого-то обыграл, с кем-то подрался, а некоторые просто не любили «лаврушников» (так называли грузинских авторитетов, от «лавровый лист».Прим. ред.). Злость на Амирама могли перенести на младшего брата. Вот я и посоветовал Отарику соскочить через психушку. Он сперва засомневался, мол, этот факт ему потом может помешать воровскую корону надеть. А я ему и объяснил, что с его статьей, даже если самого изнасилования не было, всё равно вором в законе никогда не стать. Я не мог предположить, что всего через 20 лет времена изменятся настолько, что с такой статьей можно будет даже корону получить. Он меня послушался, изобразил шизу, был переведен в психушку, откуда вышел меньше чем через год.

Иосиф Кобзон и Отари Квантришвили. Фото: Александр Федоров / «Спорт-Экспресс»

Иосиф Кобзон и Отари Квантришвили. Фото: Александр Федоров / «Спорт-Экспресс»

Под «крышей» «Ассоциации XXI век»

В 70-е годы братья Квантришвили взялись за ум и отошли от криминала. Амирам стал довольно востребованным драматургом и вступил в Союз писателей СССР. А Отари посвятил себя спорту: сперва получил статус мастера-международника, а потом сдал нормативы на тренера.

Как писала журналистка «Совершенно секретно» Лариса Кислицкая, лично знавшая Квантришвили, на криминальный путь Отарик вернулся в начале 80-х годов. До этого он работал в Московском городском совете «Динамо», где стал мастером спорта международного класса по греко-римской борьбе и заслуженным тренером. Как только Михаил Горбачев объявил о развитии кооперативного движения, Отари почти сразу ушел в бизнес, основав несколько предприятий. Начальный капитал он заработал вместе с братом Амирамом игрой в карты в гостинице «Советская».

Но есть и другая версия — первые серьезные деньги братья заработали не только благодаря картам, а еще и вору в законе Вячеславу Иванькову (по кличке Япончик).

— Япончик был коронован в воры в законе в 1974 году в Бутырской крытке (Бутырская тюрьма, СИЗО № 2 УФСИН по Москве), — рассказал «Новой-Европа» вор в законе Иванов. — Его тогда раскручивали на несколько убийств и разбоев в составе банды, но он сумел соскочить и был освобожден прямо в суде, получив срок только за поддельный паспорт и водительские права. Несколько лет, пока за ним довольно пристально наблюдали, жил тихо. В начале 1980 года организовал очередную банду, в которую, кроме старых подельников Балды (Владимир Быков), Сливы (Вячеслав Слива) и Асафа (Сосунов Асаф), вошли братья Квантришвили. В банде они выполняли роль наводчиков. Отари, благодаря еще школьным связям, был вхож в богемную тусовку Москвы, в которой вращались многие теневики. Ну а Амирам с теми же теневиками играл в карты. В 1982-м, когда Япончика и остальных повязали, братья Квантришвили умудрились соскочить. Да еще и с общаком группировки, с помощью которого Отарик (с разрешения Япончика) и учредил кооператив «Ассоциация XXI век», в которой объединил большинство своих структур.

Слова старого авторитета подтверждаются сводками МВД, опубликованными сразу после смерти Квантришвили. Однако в документах МВД нет упоминаний о том, что начиная с 1982 года Отари Квантришвили близко сходится с Олегом Коротаевым (подробно об этой легенде рэкетирско-спортивного движения мы писали ранее).

— Олег Коротаев с коронованными ворами близко сошелся еще на зоне, где сидел за грабеж, но приверженцем воровского закона не стал, — говорит Иванов. — Как я уже говорил, он был связующим звеном между воровским сообществом, ставившим задачу подмять под себя весь бизнес в России, и «пехотой», которую набирали в среде бывших спортсменов. Потому Япончик его и обхаживал, знакомил с авторитетами типа Лёнчика (Леонид Завадский). Ну а с Отариком Коротаев сошелся именно на ниве спорта. Все-таки Квантришвили был не чужим в спортивной среде. Но привлечь в Фонд Льва Яшина именитых спортсменов, позволивших выйти Отарику уже на высший политический уровень, он бы без помощи Коротаева не смог. И с будущим вице-президентом «Ассоциации XXI век» Иосифом Кобзоном Отарика тоже Япончик познакомил. С помощью известного певца Квантришвили познакомился со многими политиками высшего уровня. Связи в правоохранительных органах «Ассоциации» обеспечил другой вице-президент: генерал-майор милиции (и бывший сотрудник 5-го, антидиссидентского управления КГБ) в отставке Алексей Бугаев. Ну а за внешнеэкономические связи отвечал бывший выпускник Дипломатической академии Анзор Кикалишвили.

Пока Отарик балансировал на грани легального и нелегального бизнесов, его брат Амирам окончательно выбрал криминальную стезю. Именно на нем замыкались казанские ОПГ, которых «славянские» воры в законе использовали в войне против «кавказских» (в первую очередь против чеченских) ОПГ. Впрочем, Квантришвили-младший тоже не сидел сложа руки: прибирал к рукам сперва «солнцевских», потом «подольских» и «измайловских» бандитов-спортсменов.

— Именно отношения с «измайловцами» стали камнем преткновения между Шакро Молодым (Шакро Калашов) и Отари Квантришвили, — утверждает вор в законе Иванов. — Шакро сильно насолил «измайловцам», выполняя просьбу Деда Хасана по «раскрутке» вора в законе Шишкана (Олег Шишканов). Ситуацию мог бы разрулить Япончик, к клану которого относились Шакро и Отари, но тот в это время был уже в Америке. А Дед Хасан принял сторону Шакро — и организация воров в законе и авторитетов, которую Япончик создавал для взятия под контроль российского бизнеса, дала трещину.

Борис Ельцин и Отари Квантришвили. Фото: Александр Федоров / «Спорт-Экспресс»

Борис Ельцин и Отари Квантришвили. Фото: Александр Федоров / «Спорт-Экспресс»

В 1993 году Отари Квантришвили создает Национальный центр спорта, который получает полную поддержку президента Бориса Ельцина. В частности, Центр освобождается от любых таможенных пошлин, акцизов и большей части налогов. Кроме того, по личному распоряжению Ельцина, из Госрезерва Центру «на раскрутку» безвозмездно передается сырье (древесина, нефтепродукты, цветные металлы) на сумму 2,4 млрд рублей (около 2,5 млн долларов США).

К тому моменту «Ассоциация XXI век» контролировала более сотни предприятий, среди которых было много сырьевых. Получение таможенных льгот на импортно-экспортную деятельность открывало для участников «Ассоциации» просто фантастические возможности. Под ее «крышу» (существует легенда, что само слово «крыша» ввел в обращение именно Отари Квантришвили) устремились даже те, кто уже имел покровителей в криминальной среде.

Вцепились в одну версию

— Многих деталей того, что происходило вокруг Отари в 1993-м, я не знаю, потому что сознательно дистанцировался от больших дел, готовясь полностью исчезнуть из тогдашних раскладов, — говорит Иванов. — Но лично мне последовательность событий видится следующим образом. Когда барыги, уже имевшие «крышу» от других группировок, устремились под «Ассоциацию», это сильно ударило по интересам в первую очередь рэкетирско-спортивного движения. Сильвестр (Сергей Тимофеев, лидер Орехово-Медведковской группировки, самой мощной в стране начала 90-х) ведь тоже ориентировался на внешнеэкономическую деятельность и успел к 1993 году взять под контроль почти 40% этого рынка. И вдруг подконтрольные ему барыги стали массово перебегать к Отари. Япончик, на которого были ориентированы оба, принял сторону Квантришвили, с которым был знаком гораздо дольше, чем с начинавшим выходить из-под контроля Сильвестром. К тому же Отарик так или иначе контролировал часть московских и подмосковных ОПГ, которые, объединившись, вполне могли создать конкуренцию «орехово-медведковским». А через Амирама Квантришвили «Ассоциация» контролировала две трети казанских ОПГ.

Того, что Сильвестр объединится с кавказскими кланами, Япончик не боялся, считает Иванов:

— Слишком много кавказской крови было на руках Тимофеева, что делало такой союз невозможным. Потому, приняв сторону Отарика, Иваньков-Япончик заявлял и Тимофееву о поддержке. Проще говоря, занял выжидательную позицию. Вот Сильвестр и решил действовать самостоятельно.

В августе 1993 года случайно убивают Амирама Квантришвили. Случайно, потому что в тот день он не должен был появиться в офисе фирмы «Водолей» на Большой Якиманке, где киллеры ждали казанского авторитета Федю Бешеного (Федор Ишин). Как бы то ни было, убили и Федю, и Амирама. А затем исполнители взорвались в машине, в которой должны были уехать с места убийства.

Через пару часов к месту убийства подъехал Отари, который заявил журналистам, что кровной мести не будет, потому что крови и так много пролилось. Преступление до сих пор считается нераскрытым.

12 января 1994 года в Нью-Йорке киллер выстрелом в затылок убивает Олега Коротаева. Это преступление до конца тоже так и не раскрыто. В феврале Отари Квантришвили помпезно учреждает партию «Спортсмены России». Сопредседателями партии становятся такие знаменитости, как Александр Карелин (борец греко-римского стиля, трехкратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, 12-кратный чемпион Европы, в настоящее время член Совета Федерации РФ), Иван Ярыгин (борец вольного стиля, двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион Европы, чемпион мира, погиб в автокатастрофе 11 октября 1997 года) и Александр Тихонов (биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира, в августе 2000 года был обвинен в подготовке покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, до 2006 года скрывался в Австрии, вернулся в Россию, в 2007 году предстал перед судом, был признан виновным, приговорен к трем годам лишения свободы и тут же амнистирован в связи с 62-летием Победы в Великой Отечественной войне).

— Отбросив лозунг «Спорт вне политики», спортсмены должны заняться политикой. Лучших из них мы выдвинем в Госдуму и правительство, чтобы постоять за народ и затормозить разрушение России, выразив ее культурные и спортивные традиции, — заявил Отари Квантришвили на учредительном съезде партии.

5 апреля 1994 года штатный киллер Орехово-Медведковской ОПГ Алексей Шерстобитов (Лёша Солдат) тремя выстрелами из мелкокалиберной (5,6 мм) винтовки застрелил Отари Квантришвили. После ареста в 2006 году киллер заявил, что приказ на устранение пришел лично от Сергея Тимофеева (Сильвестра).

— Я хотел бы, если это, конечно, возможно, принести свои извинения за содеянное мной, — обращаясь к вдове Отари Элисо Квантришвили, говорил Шерстобитов в суде. — Понимаете, если бы я этого не сделал, это бы мало что изменило, нашелся бы другой исполнитель, смерть Отари Квантришвили была необходима. А так я спас свою жизнь.

Кому именно была необходима смерть Квантришвили, Лёша Солдат не сказал, а прокурор и судья ничего уточнять не стали. Официально считается, что убийство полностью раскрыто: имеется заказчик, у которого было сразу несколько мотивов (месть за Коротаева и устранение конкурента), есть исполнитель, который во всём признался. И всё равно в этом деле чувствуется некая недосказанность.

Анзор Кавазашвили. Фото: Юрий Голышак / «Спорт-Экспресс»

Анзор Кавазашвили. Фото: Юрий Голышак / «Спорт-Экспресс»

— Сразу после убийства Отарика выдвигалось множество версий, за что его могли убить, — вспоминает Иванов. — Существовала и чисто политическая, что, мол, со своей «Партией спортсменов» Квантришвили не пришелся к «кремлевскому столу». Лично я сомневаюсь, что Отарика заказал Сильвестр, потому что у него не уточнишь, а на труп многое списать можно (Сергей Тимофеев был взорван в собственном «мерседесе» 13 сентября 1994 года.Прим. ред.). Версия с местью выглядит логичной, но всё равно до конца я в нее не верю. Зато я не раз убеждался в правильности главного постулата древнеримского уголовного права — ищи кому выгодно. А наибольшую выгоду от смерти Отари Квантришвили получил Анзор Кикалишвили. Пока был жив Отарик, он в «Ассоциации XXI век» был ничего не решающим зиц-председателем. Зато после устранения обоих братьев быстро стал там полновластным хозяином. И даже фирму переименовал в «Анзор XXI», что говорит о больших амбициях. К тому же ходили слухи, что Кикалишвили был тесно связан с азербайджанскими и чеченскими ОПГ, первейшими врагами сторонников Япончика. Впрочем, если бы это было так, то вряд ли бы его вообще взяли в «Ассоциацию», нашли бы другого человека со связями в дипкорпусе. В то же время я полностью не уверен, что Кикалишвили мог быть заказчиком убийств братьев Квантришвили или даже только Отари. Я просто хочу обратить внимание, что в этом деле не были проработаны другие версии, а слишком уж быстро приняли одну и постарались то убийство забыть.

P.S.

Редакция обращает внимание, что Анзор Кикалишвили никогда не привлекался к уголовной ответственности, а о его тесных связях с преступным миром известно лишь из публикаций в СМИ. В то же время Кикалишвили запрещен въезд в ряд стран как раз из-за подозрений в связях с организованной преступностью. В том числе с 2003 года ему запрещен въезд в Литву, где у Кикалишвили растет дочь. Кикалишвили дважды — в 2000 и 2004 году — баллотировался на пост президента России. Последние годы был советником российско-белорусского союза и советником главы Калмыкии Илюмжинова. В Беларуси его обвиняли в «отмывании» денег через принадлежащий ему синдикат «Трайпл».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.