Представители элиты, массово попавшие под санкции западных стран после того, как Кремль начал войну в Украине, массово пытаются оспорить введенные против них ограничения.
И кажется, что снять европейские санкции оказывается проще, чем британские или американские. По крайней мере можно пользоваться не только юридическими инструментами и подавать иски в Суд Европейского союза, но и пытаться решить вопросы на «политическом уровне». Например, можно умело лавировать между интересами разных стран Евросоюза и опираться на главных союзников Кремля в Европе — Венгрию под руководством Виктора Орбана и Словакию, которую с прошлого года возглавляет Роберт Фицо.
В результате ограничения против олигархов могут просто «не продлить», потому что Совет ЕС в закрытом режиме почему-то решит повторно не нести документы в суд. Как минимум шестеро представителей российской элиты, среди которых, например, владелец РБК Григорий Березкин или теперь уже бывший глава Яндекса Аркадий Волож смогли выйти из «черного списка» именно таким образом.
Во сколько обходятся такие услуги и почему ЕС теперь оставляет даже мертвых россиян под санкциями — читайте в нашем переводе материала от партнеров из издания EUobserver.
Оригинал текста был впервые опубликован на сайте EUobserver. Редакция «Новой-Европа» благодарит коллег за возможность перевести и опубликовать этот материал с незначительными сокращениями.
После полномасштабного вторжения России в Украину ЕС ввел персональные санкции и заморозил активы 2177 физических и юридических лиц, связанных с Кремлем. В ответ Евросоюз получил поток судебных исков. Если по состоянию на ноябрь 2023 года Суд ЕС в Люксембурге рассмотрел 97 санкционных дел, то к марту 2024-го их количество достигло уже 115.
Последнее решение было вынесено 20 марта, и в соответствии с ним были сняты санкции ЕС с Никиты Мазепина — российского гонщика Формулы-1 и наследника олигарха Дмитрия Мазепина. Итальянские адвокаты Мазепина из юридической фирмы Campa Avvocati сообщили EUobserver, что удовлетворены исходом: «Очевидно, наш клиент и мы сами очень довольны таким решением, которое мы считаем результатом истинного правосудия. Мы также надеемся, что Совет ЕС предпримет все необходимые шаги для исполнения решения суда, чтобы с нашего клиента как можно скорее были сняты все ограничения».
Теперь у Совета ЕС есть чуть больше двух месяцев для того, чтобы решить, хочет ли он подать апелляцию и продлить непростое разбирательство. Кроме того, Брюссель может снова внести Мазепина в «черный список», но уже на других основаниях — и тогда адвокатам автогонщика придется подавать новый иск.
Российский пилот команды Haas F1 Team Никита Мазепин (в центре) прибывает в паддок перед Гран-при Формулы-1 в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 9 декабря 2021 года. Фото: Ali Haider / EPA-EFE
«Принятое во вторник [20 марта] решение касается только оценки законности того действия, которое уже было совершено, и никоим образом не может повлиять ни на какие дальнейшие действия в отношении господина Мазепина», — сообщил EUobserver представитель Суда ЕС.
Из «черного списка» ЕС после победы в суде были исключены еще двое россиян: в сентябре 2023 года было вынесено положительное решение по делу создателя и бывшего главы интернет-ритейлера Ozon.ru Александра Шульгина, а в марте этого года — по делу бывшего вице-президента АФК «Система» Сергея Мндоянца.
В отличие от Мазепина, который, несмотря на победу в суде, все еще не может въезжать в ЕС и совершать финансовые операции, Шульгин и Мндоянц и правда добились снятия ограничений.
Однако, это не такой частый случай в ЕС. Виолетта Пригожина, мать покойного руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, и Александр Пумпянский, сын российского металлургического миллиардера, также ранее добились отмены первоначального решения о санкциях, но по-прежнему находятся в «черном списке».
Виолетта Пригожина, фото: Художественная галерея «Краски жизни» / VK
«Совет постановил вновь наложить ограничения на господина Александра Пумпянского [и Виолетту Пригожину] в связи с полученными дополнительными свидетельствами и уточнением оснований», — докладывал представитель ЕС.
Даже если дело Мазепина закончится успешно, рассмотрение поданных им исков против ЕС уже заняло около двух лет, а расходы на гонорары адвокатам могли составить до 500 тысяч евро.
Григорий Березкин принимает участие в Неделе российского бизнеса в Москве, 12 марта 2019 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE
Не доходя до суда
Вместе с тем шесть из восьми участников «черного списка» ЕС были исключены из него в результате решения, принятого вне Суда Евросоюза.
В число этих шести счастливчиков вошли российский энергетический миллиардер Фархад Ахмедов, банкир и владелец медиахолдинга РБК Григорий Березкин, сооснователь и теперь уже бывший владелец российского Яндекса Аркадий Волож, бывшая жена создателя Альфа-Банка Михаила Фридмана Ольга Айзиман и сестра олигарха Алишера Усманова Саодат Нарзиева. Шестым стал глава словацкого прокремлевского байкерского клуба Йозеф Хамбалек.
На вопрос EUobserver, как им удалось добиться этого, дипломатическая служба ЕС ответила крайне уклончиво: «Страны-участницы сошлись во мнении, что больше нет причин держать их в этом списке. Решение основывается на конфиденциальных обсуждениях и оценках, данных соответствующими органами Совета».
Что можно сказать точно, так это то, что все эти «счастливчики», происходящие из очень влиятельных в России семей, пользовались услугами дорогих европейских адвокатов.
Ахмедов и Волож независимо друг от друга наняли адвокатов из французской юридической фирмы Wj Avocats, которая отказалась давать какие-либо комментарии EUobserver конкретно по этим делам. Интересы Айзиман и Нарзиевой представляла французская Carlara Avocats, также отказавшаяся от комментариев. Березкин нанял адвокатов из бельгийской юридической фирмы Daldewolf, которая при запросе EUobserver сослалась на «профессиональную тайну».
Роман Абрамович наблюдает за футбольным матчем английской Премьер-лиги между ФК «Челси» и ФК «Арсенал» в Лондоне, Великобритания, 22 марта 2014 года. Фото: Andy Rain / EPA-EFE
В случае, если россияне подали иск в Суд ЕС, их европейские представители имеют право обращаться к чиновникам и дипломатам в Совете ЕС с письмами, в которых они могут приводить доводы в пользу невиновности своих клиентов. Это называется «представлением доказательств» на предварительном этапе судебного разбирательства.
Эти письма конфиденциальны, но примеры из другого (пока безуспешного) дела с участием россиянина Романа Абрамовича, которые видел EUobserver, содержат как обширную юридическую аргументацию, так и яркое описание самой личности.
Говоря в целом о практике Совета и Суда ЕС, французский адвокат Уильям Жюлье из Wj Avocats подтвердил, что выход из-под санкций может произойти во внесудебном порядке:
«Если первоначальные причины включения вас в список больше не актуальны, ваше дело просто могут не передавать в суд в силу его серьезной юридической слабости».
«В некоторых случаях это предполагает, что вы должны откреститься от [российского] режима, — добавил он. — Причем это подразумевает нечто большее, чем просто сделать заявление: нужно порвать связи с Россией. Если же вы по-прежнему ведете бизнес в России, но высказываетесь против войны, то, основываясь на практике суда [ЕС], могу сказать, что этого будет недостаточно».
Владимир Путин (справа) и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (слева) обмениваются рукопожатием после встречи в Будапеште, Венгрия, 30 октября 2019 года. Фото: Алексей Никольский / Спутник / Kremlin / EPA-EFE
Друзья Путина в ЕС
Некоторым из перечисленных выше «счастливчиков» помогали не только дорогостоящие адвокаты или политические консультанты, но и близкие к Кремлю политики внутри самого ЕС.
Например, дружественный Путину премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, как сообщают дипломаты ЕС, на внутренних переговорах с другими членами Евросоюза попросил исключить из «черного списка» Фархада Ахмедова. Как рассказал дипломатический источник, Орбан отстаивал интересы и семьи Нарзиевой.
Согласно источникам EUobserver, Хорватия в сентябре прошлого года негласно помогла выйти из-под санкций Григорию Березкину, обладателю, помимо российского, еще и хорватского гражданства. Кроме того, пророссийский премьер-министр Словакии Роберт Фицо хвастался в телевизионном эфире тем, что в марте из «черного списка» был исключен его приятель-байкер Хамбалек.
В ответ на вопрос EUobserver глава МИД Хорватии не стал разглашать подробности этих решений: «Страны-участники не могут давать комментарии по поводу обсуждений, которые ведутся в Совете ЕС, поскольку они являются предметом профессиональной тайны». Министр иностранных дел Венгрии комментарии EUobserver не дает в принципе.
Успешному исключению из «черного списка» не помешало даже то, что в мае 2022 года ЕС ввел жесткий запрет на представление европейскими юридическими и консалтинговыми компаниями, специализирующимися на PR, интересов российских клиентов. После этого россиянам стало сложнее привлекать своих друзей в ЕС к решению санкционных проблем.
Европейская комиссия исключила связанные с Россией фирмы из Реестра прозрачности, так что их лоббисты не могли встречаться с чиновниками ЕС в 2022 и 2023 годах, сообщил EUobserver представитель комиссии. Помимо этого, комиссия выпустила разъяснения к правилам лоббизма по вопросам, касающимся России, которые должны действовать во всех странах ЕС.
«В соответствии с санкциями ЕС, организациям ЕС (или зарегистрированным вне ЕС, но ведущим бизнес в ЕС) запрещено предоставлять услуги представительства российскому правительству или российским организациям. Представление интересов отдельных лиц, внесенных в санкционный список ЕС, также запрещено, — говорилось в разъяснениях Еврокомиссии. — Запрет распространяется на граждан ЕС, находящихся на территории ЕС, и на бизнес, полностью или частично ведущийся на территории ЕС».
Поддержать независимую журналистику
Андреас Гейгер из юридической фирмы Alber & Geiger в Бельгии подтверждает: «Представление интересов попавших под санкции россиян в настоящее время действительно невозможно». «Я не знаю в Брюсселе никого, кто бы этим занимался», — добавляет он. При этом Гейгер признается, что российские представители занесенных в «черный список» олигархов имеют право от имени своих клиентов посещать европейские столицы.
«Что вы можете сделать с русским посредником, который прилетает в Европу представлять интересы клиента? Арестовать его в аэропорту? Но на основании чего? Ведь он сам даже не внесен в санкционный список»,
— заявляет юрист.
Заместитель генерального директора корпоративно-инвестиционного банка «Креди Агриколь» Режис Монфронт (слева) и совладелец компании «Новатэк» Геннадий Тимченко (справа) перед встречей с Владимиром Путиным в подмосковной резиденции «Ново-Огарево», 31 января 2018 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE
И есть причины полагать, что эти лазейки в ЕС активно использовались.
Один из российских миллиардеров, внесенных в «черный список», Геннадий Тимченко, например, потратил по меньшей мере 14 миллионов евро на свои (пока безуспешные) попытки выйти из-под санкций, как сообщает источник «Новой газеты Европа» в окружении бизнесмена.
По нашим сведениям, только 1 миллион евро из бюджета Тимченко, выделенного на борьбу с решениями ЕС, был потрачен на адвокатов. Остальные 13 миллионов евро ушли на корпоративных лоббистов, российских PR- и медиаконсультантов и политтехнологов — то есть различных высокопоставленных людей, которые имеют связи в европейских столицах.
Золотые паспорта
У трех из шести вышедших из-под санкций российских счастливчиков были европейские паспорта. Насколько это повысило их шансы на успех?
«Мы можем подтвердить, что господин Березкин получил гражданство Хорватии в 2007 году в соответствии со статьей 12 Закона о гражданстве Хорватии», — прокомментировал ситуацию министр иностранных дел в Загребе. Статья 12 гласит, что паспорт Хорватии может быть выдан «иностранцу, принятие которым гражданства Хорватии служит интересам Республики Хорватии», например, в силу масштабных инвестиций в экономику. Волож, как и сотни других россиян, получил в 2016 году мальтийский паспорт, он обошелся предпринимателю примерно в 1,1 миллиона евро.
Дмитрий Медведев (справа) и Аркадий Волож осматривают самодвижущееся такси «Яндекс» в «Сколково», Москва, 16 октября 2018 года. Фото: Александр Астафьев / Спутник / Kremlin / EPA-EFE
И если европейское гражданство в данном случае работает в пользу его обладателей, то надо иметь в виду, что еще как минимум четыре россиянина из «черного списка» имеют право получить европейские паспорта по факту рождения на территории современных стран ЕС. Самый высокопоставленный из них — Антон Вайно, руководитель Администрации президента, родившийся в Эстонии. Трое других могут претендовать на гражданство Чехии, Германии и Литвы.
Но французский адвокат Жюлье не считает европейские паспорта панацеей:
«Гражданство ЕС — это аргумент, который поднимался во многих исках об исключении из санкционного списка, в частности потому что свобода передвижения является фундаментальным правом внутри ЕС. Но пока что безуспешно».
Случай Йозефа Хамбалека, также вышедшего из-под санкций, представляет собой скорее исключение. Пропутинский байкер, который был занесен в «черный список» на основании обвинений немецкой разведки в том, что он обучал и вооружал военизированное формирование в Словакии, является близким другом Роберта Фицо. Об этом говорит бывший министр обороны Словакии Ярослав Надь. «Хамбалек и Фицо давно дружат. Фицо тоже любит мотоциклы», — сообщил он.
Однако в то же время, как подчеркивает Надь, случай Хамбалека всё еще служит примером того, как политика ЕС ставит под вопрос справедливость санкций. «Я практически уверен, что Фицо шантажировал ЕС, говоря что-то вроде: если вы хотите передать 5 триллионов евро Украине, то вам придется исключить Хамбалека из списка», — полагает Надь, имея в виду соглашение ЕС о финансовой помощи Украине, подписанное всеми странами — членами ЕС в марте этого года.
«Это никак не связано с успехом судебного разбирательства. Исключительно политическое решение», — добавил немецкий адвокат Гейгер, говоря в целом о решении Совета ЕС пересмотреть «черный список».
Эффект домино
Некоторые действия ЕС, однако, выходят за рамки национальных интересов и касаются уже геополитики.
«Главная цель санкций состоит на самом деле в том, чтобы заставить [российскую элиту] изменить свое поведение», — объясняет один из дипломатов ЕС на условиях анонимности. Источник EUobserver в Украине подтверждает это:
«ЕС сказал нам, что исключение бывшего главы технологической компании Воложа из «черного списка» было экспериментом — они хотят спровоцировать эффект домино среди российских предпринимателей среднего масштаба. Идея в том, чтобы создать альтернативную российскую элиту».
Прошлым летом Волож, который покинул Россию, публично осудил действия Путина, и после ЕС пошел предпринимателю навстречу.
Однако россияне, которые будут сочтены предателями, принимают на себя новые риски, если учесть случаи недавних нападений в Европе, в частности убийство в феврале в Испании российского летчика после того, как тот перешел на сторону Украины.
Российские предприниматели, которые совершили поворот на 180 градусов, могут в самом деле оказаться в опасности, считает Роберт Баер, бывший офицер ЦРУ США. «Правда, вряд ли они будут занимать первые строчки в этом списке, в отличие от бывших [российских] шпионов [которые решили дезертировать]», — добавляет он. Баер считает, что самое безопасное место для русских эмигрантов — Израиль, если у них есть израильское гражданство. «Но точно не Европа, если у вас нет частной охраны. Возможно, США, но и в этом случае охрана потребуется», — говорит Баер.
Сколько бы ни стоили попытки выйти из «черного списка»: 500 тысяч евро на гонорары адвокатам, 13 миллионов евро на представление интересов или 2 миллиона евро за европейский паспорт — это всё равно недорого, если сравнивать с дальнейшей ценой безопасности, считает он. «В этом случае расходы составят от 20 до 30 миллионов долларов в год: 16 охранников стоимостью 200 тысяч долларов в год каждый, без учета оплаты их поездок, размещения и питания», — подсчитывает он.
Кроме того, исключение из-под санкций всё равно влечет за собой много последствий в виде бытовых неурядиц, связанных, например, с использованием банковского счета и путешествиями.
Фото: Robert Ghement / EPA-EFE
Государство, председательствующее в Совете ЕС, должно убрать соответствующую метку рядом с именем в Шенгенской информационной системе (SIS), которая позволяет свободно передвигаться по Европе. Но если в системе происходит сбой, то исключенные из «черного списка» россияне рискуют быть задержанными в аэропортах ЕС.
«Всё может быть не так просто, даже если запрет на въезд в ЕС удален из системы, поскольку в Шенгенской зоне нет централизованного контролирующего органа», — говорит французский адвокат Жюлье. Россиянам, исключенным из санкционного списка, всё равно придется постоянно иметь при себе копии всех уведомлений ЕС, чтобы разблокировать доступ к счетам в западных банках.
Помимо шести счастливчиков, из «черного списка» ЕС были исключены еще 13 россиян — по причине их смерти. Среди них — российский капитан ВМФ Антон Куприн, генерал-лейтенант Олег Цоков и создатель партии ЛДПР Владимир Жириновский.
Но при этом глава российских наемников Евгений Пригожин, который погиб в авиакатастрофе в прошлом августе, значится в «черном списке» до сих пор. Как говорит представитель ЕС, это решение было принято «на основании оценки рисков, что его активы могут быть использованы для поддержки войны». А кроме того, как признает европейский дипломат: «Никогда не знаешь, действительно ли такой человек, как Пригожин, мертв».
Для того чтобы оставлять официально мертвых россиян в санкционных списках, ЕС принял специальное решение в декабре прошлого года.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».