СюжетыПолитика

Суд не Высший, но Верховный

Коллегия судей рекомендовала однокурсницу Путина Ирину Подносову на должность председателя Верховного суда. Рассказываем, кто она

Суд не Высший, но Верховный

Ирина Подносова. Фото: Совет Федерации РФ

23 февраля ушел из жизни председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев, занимавший эту должность с 1989-го года. Среди основных кандидатов на пост называют Дмитрия Медведева и бывшую сокурсницу Владимира Путина Ирину Подносову. «Новая газета Европа» поговорила с теми, кто лично знает претендентку на высокий пост.

«Дети хрущевской оттепели»

В декабре 2001 года автор сидел в кабинете судьи Ленинградского областного суда Сергея Заблодского, там же находилось два судьи Леноблсуда, судья Горсуда Петербурга. Мы пили шампанское (отмечая День юриста и Новый год) и разговаривали о суде присяжных. В какой-то момент разговор зашел о Владимире Путине.

Заблодский скептически заявил:

— Лично я ничего хорошего от него не жду, он еще в универе был сам себе на уме.

Тогда я узнал, что Сергей Заблодский учился вместе с Путиным.

— У нас на курсе было две тусовки, которые друг с другом контактировали не очень часто, — рассказал позже Сергей Ильич. — В нашей были ребята постарше, в основном уже либо отслужившие в армии, либо успевшие в милиции или прокуратуре поработать (откуда и получали направления на учебу). А во второй в основном молодняк и те, кого принято называть «серыми мышками». Володя [Путин] во второй был, так же как Коля Егоров, Витя Хмарин, Саша Бастрыкин, Илгам Рагимов. Им покровительствовал Лёня Полохов, который был старше них лет на пять (Леонид Полохов, бывший военный прокурор Ленинградского военного округа, депутат Ленсовета 1990–93 гг., единственный из однокурсников, кто позволял себе открыто критиковать Путина уже после того, как тот стал президентом, резко осуждал аннексию Крыма, умер в 2021 году. — Прим. ред.). Девчонки с нашего курса в основном с нами общались, а в той компании были на курс или два младше. Путин тогда особо популярен не был, даже несмотря на наличие у него «запорожца». Скрытным был, компании особо не любил, близко общался с небольшим кругом уже упомянутых мной людей.

Ирину Подносову он хорошо помнит, в университете она носила другую фамилию. Про нее Заблодский рассказывать не стал:

«Могу быть субъективным, потому что Ирина долгое время была моим начальником в областном суде».

Среди полного списка выпуска юридического факультета ЛГУ за 1975 год (до 2015 года он был доступен на сайте СПбГУ, но потом из свободного доступа был удален) есть только одна Ирина Леонидовна — Лунева.

Мы нашли еще двоих сокурсников президента, которые согласились поговорить с «Новой Европа» на условиях анонимности. Оба заявили, что опасаются не за себя (оба уже на пенсии), а за детей и внуков.

— Мы были «детьми хрущёвской оттепели», и это накладывало определенную особенность на наше мироощущение, — говорит Александр К. — К моменту поступления в университет Союз уже шагнул в эпоху застоя, но мы то помнили, как в обществе обсуждали ХХ съезд, культ личности, репрессии и пр. Тогда, как и сейчас, общество раскололось на два лагеря: тех, кто готов был и дальше боготворить Сталина, и тех, кто считал, что это был самый черный период для страны. Путин уже тогда относился к первой категории.

Ему удивительно подходило прозвище, которым его еще на первом курсе наградили: Спирохета. Такой же маленький, бледный, незаметный, даже «запорожец» не выделял его.

Хотя должен сказать, что он еще студентом отлично скрывал свои мысли, редко вступал в споры, о себе старался вообще ничего не рассказывать и умел подстраиваться под общее мнение. Так что к пятому курсу отношение к нему поменялось. Но когда мы узнали, что он пошел работать в КГБ, многие из нас постарались вычеркнуть его из своей жизни.

По словам Александра, Ирина Лунева старалась держаться ровно со всеми однокурсниками. Она серьезно относилась к учебе, но это не означало, что она совсем не участвовала в общественной жизни.

— Насколько я помню, она не была фанатичной коммунисткой, но и к когорте западных либералов, в нынешнем понимании, я бы ее тоже не отнес, — говорит Александр. — Никто из ее близких не пострадал от сталинских репрессий, а потому всё, что происходило со страной во времена Сталина, для нее было лишь словами тех, кто через это действительно прошел. Но она была твердо уверена в том, что верховенство закона должно быть выше идеологии. Помните спор Жеглова с Шараповым по поводу того, можно ли нарушать закон, чтобы «вор сидел в тюрьме»? Так вот Ирина Лунева в том споре была однозначно на стороне Шарапова. Признавая, что во времена Сталина были серьезные перегибы, она всё же считала, что в стране не всё так плохо. Она гордилась Советским Союзом, его достижениями, но националисткой не была.

— Студенческое время — особый период в жизни, — продолжает Александр. — А уж наше студенчество пришлось на очень интересное время: зарождение хардрока и панк-движения, сексуальная революция и антивоенные протесты, борьба чернокожих за свои права и антиколониальное движение. Конечно, всё это происходило на Западе, и до нас доносилось лишь эхо тех событий, но, в отличие от других городов, в Ленинграде эти отголоски звучали громче. Ирина была довольно компанейской девчонкой, могла и выпить, и покуролесить, поспорить. Но всегда выделялась тем, что мягко, но уверенно могла отстоять свою позицию. Так как такие тусовки почти всегда «разбавлялись» спиртным, споры иногда становились слишком горячими. Ира всегда умела погасить конфликт, не обижая ни одну из сторон.

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев (в центре) выступает в здании Верховного суда РФ во время встречи с Путиным и членами Верховного суда РФ, 22 июня 2006 года. Фото: Михаил Метцель / EPA

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев (в центре) выступает в здании Верховного суда РФ во время встречи с Путиным и членами Верховного суда РФ, 22 июня 2006 года. Фото: Михаил Метцель / EPA

«Очень грамотный юрист»

По словам Александра, то, что по окончании университета Ирину Леонидовну распределили работать в юридический отдел Леноблисполкома, говорит о том, что она во время учебы показала отличные результаты. Но отработав положенные три года по распределению (в советские времена окончившие ВУЗ распределялись на предприятия по всей стране, где обязаны были отработать не менее трех лет. — Прим. ред.), Подносова уезжает в Вольск (Саратовская область). Там работает сперва юрисконсультом на заводе строительных изделий, а потом в юридическом отделе управления торговли. И проходит путь от юрисконсульта до начальника отдела — гласит официальная биография судьи. В 1990 году Ирина Подносова возвращается в Петербург, сдает квалификационные экзамены и избирается (до 1989 года выборы проходили прямым голосованием жителей населенного пункта, где предстояло работать судье, с 1989 года судью выбирал местный Совет народных депутатов. — Прим. ред.) судьей Лужского городского суда Ленинградской области. Через 13 лет, в 2003 году, ее назначают председателем Лужского городского суда Ленобласти.

— Назначение Ирины на должность председателя суда было вполне логичным, — считает однокурсница Подносовой Ольга. — Она превосходный специалист и очень грамотный юрист. В 90-ые годы в судебной системе России тоже был бардак, и опытные судьи частенько не имели строгой специализации. Ирина работала на первой инстанции в уголовных процессах, но ей приходилось рассматривать и гражданские дела, и апелляции. То есть все тонкости судейской работы испытала на себе. Ну и плюс знала местные реалии, что в областных судах первой инстанции иногда многое значит. Все десять лет, что она руководила Лужским городским судом, он был одним из лучших судов первой инстанции. Это выражалось и в сроках рассмотрения дел, в количестве рассмотренных дел, в статистике вынесенных/отмененных приговоров и решений. Так что ее перевод в Ленинградский областной суд на должность зама председателя в 2013 году тоже был вполне обоснован.

По мнению почти всех респондентов, с которыми удалось поговорить «Новой Европа», карьера Подносовой развивалась вполне логично и явно без сторонней помощи.

— Все, в чьей судьбе участвовал лично Путин, демонстрировали просто реактивные карьеры, — считает адвокат Сергей Афанасьев. — Карьера Подносовой до 2017 года развивалась вполне ровно. И вдруг в 2017 действующий председатель Леноблсуда Виталий Шевчук (однокурсник Дмитрия Медведева), с которым, кстати, у Подносовой был конфликт в 2008 году (в том году Совет судей Ленобласти, который тогда возглавляла Ирина Подносова, не одобрил кандидатуру Шевчука на должность главы Судебного департамента Ленобласти, но, вопреки мнению судей, Шевчук был утвержден на этой должности, а через три года занял кресло председателя Леноблсуда. — Прим. ред.) добровольно складывает свои полномочия в пользу Подносовой и она становится председателем облсуда.

На этой должности Ирина Подносова проработала менее года и была назначена главой 2-го Апелляционного суда общей юрисдикции, который тогда только начинал свою работу; организаторские способности и знание всех тонкостей судопроизводства позволили, по мнению Афанасьева, наладить работу новой структуры.

— Проходит еще два года, и Подносова получает должность заместителя председателя Верховного Суда РФ по экономическим спорам, — говорит Афанасьев.

— Когда я узнал о том назначении, у меня было первое впечатление, что Ирину Леонидовну бросили в прорубь, чтобы посмотреть — выплывет или нет.

Всю свою карьеру она специализировалась на уголовном и административном праве, как вдруг ее кидают возглавить арбитраж, который мало того что имеет свою специфику, но и по роду деятельности связан с дележом огромных денег. Тут одна ошибка и… о последствиях даже думать не хочется.

По мнению однокурсника Путина и Подносовой Александра, в тот период Ирину Леонидовну «тянули» на самый верх, но вряд ли это был лично Путин.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Компромат и игра по правилам

— Давно уже не секрет, что вокруг Путина сформировалось несколько группировок, которые при общей преданности лидеру конкурируют друг с другом, — рассказывает политолог Сергей Ф., стоявший у истоков строительства «Единой России». — Наибольший вес из них имеют три: братья Ковальчуки (ее еще часто называют «идейной», так как Юрий Ковальчук — идейный борец с западной демократией; по утверждению издания «Верстка», именно он окончательно убедил Путина развязать войну с Украиной); братья Ротенберги (этих частенько именуют «финансисты»); и группа Патрушев–Бортников (ее часто называют «силовой»). Сейчас на первые роли выдвинулась «идейная» группа, косвенным доказательством чему служит то, что их креатура — первый замглавы администрации Сергей Кириенко — назначен главным куратором оккупированных Россией украинских территорий. А, например политолог, руководитель R.Politik Татьяна Становая считает, что Кириенко — одна из вероятных фигур на роль преемника.

— «Силовая» группировка заняла, на мой взгляд, выжидательную позицию, — считает политолог. — А вот «финансисты» стали терять деньги, и это для них болезненно.

Скорее всего, именно они активно двигают Подносову в председатели Верховного Суда. Вероятно, считают, что смогут контролировать, потому что серьезного опыта политических интриг у однокурсницы Путина не имеется. Ну и плюс этим назначением «финансисты» смогут получить контроль над всем арбитражными спорами в России. Ну а пытаются помешать этому назначению, судя по совершенно бестолковому компромату, «идейные». «Силовики» нарыли бы что-нибудь посущественней.

Эксперт говорит об обвинениях в коррупционных скандалах, в которых якобы была замешана Ирина Подносова и ее сын Егор. Первым об этом рассказал прокремлевский телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ»: речь шла о фиктивном банкротстве московской фирмы «Терминал Сервис». В результате признания этой фирмы неплатежеспособной «дочка» «Сургутнефегаза» «Тверьнефтепродукт» теряла несколько миллиардов рублей невозвращенных долгов. На острие той схемы, по сообщению «ВЧК-ОГПУ», стояла заместитель председателя Московского окружного арбитражного суда Галина Карпова, получившая за «правильное решение вопроса» крупную взятку (от 50 до 100 миллионов рублей). Причем если первое сообщение (от 13 октября 2022 года) утверждало, что Подносова о деньгах ничего не знала, то после того как стало известно, что она — один из кандидатов на должность Председателя ВС РФ, канал уже напрямую обвинил Подносову в участии в коррупционной схеме. И, мол, действовала она через своего сына Егора, работавшего в юридическом бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

— То, что Егор Подносов, недавний выпускник университета, попал на работу в такую фирму, как «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (в 2018 эта фирма занимала первую строчку в рейтинге доходов юридических фирм в России), нет ничего необычного, — считает Сергей Афанасьев. — В конце концов, основатель этой компании Николай Егоров был однокурсником не только Путина, но и Подносовой, и не выполнить просьбу однокурсницы — взять на работу отпрыска, чтобы тот поднабрался опыта, — было бы странным. А вот то, что недавнего выпускника могли использовать в каких-то «решальных» схемах, — полный абсурд. Да и не было по сути никакого скандала, а всё обвинение строится на доказательствах «ОБС» (одна бабка сказала).

Владимир Путин (слева) во время встречи с председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым (справа) в Кремле в Москве, 18 августа 2023 года. Фото: Михаил Климентьев / Спутник / Kremlin / EPA-EFE

Владимир Путин (слева) во время встречи с председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым (справа) в Кремле в Москве, 18 августа 2023 года. Фото: Михаил Климентьев / Спутник / Kremlin / EPA-EFE

Интернет-ресурс «Антимафия», основываясь на информации канала «ВЧК-ОГПУ», пошел дальше и утверждал, что бывший председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев не любил Подносову и внимательно следил за ней. В качестве доказательства ресурс приводит рассадку по столам во время официального приема. Сам Лебедев сидел за столом №1, а Подносову отправил подальше, за стол №4.

— Не знаю, с чего такой вывод сделали журналисты, но в данном случае рассадка за столами не имеет никакого отношения к тому, кто кому симпатизирует, — поясняет специалист по этикету Елена Марга. — Официальный прием на таком уровне — это совсем не то, что, например, княжеский пир или свадебное застолье, когда по тому, кто сидит ближе к хозяину, можно судить, кто важнее. Если вы прочитаете список гостей, то там видно, что более 10 человек — иностранные гости, так что в данном случае вступает в силу дипломатический протокол и особый вид рассадки. Максимальное количество сидящих за одним столом не должно превышать 9 человек. В данном случае организаторы приема поступили дипломатически грамотно. Они рассадили иностранных гостей таким образом, чтобы каждый из них сидел за одним столом как минимум с заместителем председателя суда.

Бывший однокурсник Подносовой Александр считает: столь смехотворные обвинения могут быть связаны с тем, что под откровенно жалким компроматом пытаются спрятать нечто более серьезное.

— «Скелеты в шкафу» есть у любого человека, работавшего в сфере юриспруденции, — считает Александр. — И Ирина в этом вряд ли будет исключением.

Построить такую карьеру, как у нее, и при этом ни разу не замараться в чём-то сомнительном — практически невозможно.

Только не в наше время и не в нашей стране. Уже одно то, что она идет на должность председателя ВС РФ, говорит о том, что она готова играть по тем правилам, которые сейчас работают в Кремле: то есть когда судебная власть в стране послушно выполняет все указания исполнительной власти, руководствуясь не законом, а приказами сверху. И то, что Ирина согласилась на подобное, явилось для меня сюрпризом. В то же время я не знаю причин, по которым она на это идет. Вполне возможно, она считает, что может что-то изменить в существующей системе. Но тогда ее можно сравнить с солдатом, бросающимся на амбразуру грудью. И пожелать удачи.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.