Власти Канады не выдали гражданство страны россиянке Марии Карташевой из-за наличия уголовного дела по статье о «фейках» в РФ. Министерство иммиграции Канады объяснило, что в стране существует аналогичная уголовная статья, а потому дело о «фейках» рассматривается как преступление.
В Канаде Карташева проживает с 2019 года. С начала полномасштабного российского вторжения в Украину она время от времени писала в своем небольшом блоге о жизни в эмиграции про войну. Один из постов стал поводом для возбуждения против нее уголовного дела на родине.
«Новая газета Европа» рассказывает историю преследования Карташевой в России и ее попытке остаться в Канаде.
Министр иммиграции, беженцев и гражданства Канады Марк Миллер сообщил, что Карташева все же сможет получить канадский паспорт.
«Правила получения канадского гражданства предназначены для поимки преступников, а не для подавления или наказания законного политического инакомыслия. Госпоже Карташевой не грозит депортация, и ей предложили стать гражданкой Канады», — написал он в твиттере (X).
Сама девушка в беседе с CBC подтвердила, что ей согласовали выдачу гражданства Канады.
8 лет колонии за пост
Россиянка Мария Карташева с 2019 года живет в Канаде и ведет телеграм-канал о жизни в эмиграции. После 24 февраля 2022 года она начала писать об акциях протеста в Оттаве, помощи украинцам, возможностях избежать призыва. Тогда канал читали более 470 человек. В апреле 2022-го девушка опубликовала пост об убийстве мирных жителей в Буче: «Это даже не все фотографии, есть еще страшнее. Пожалуйста, поделитесь ими с близкими, которые не верят в правду, — писала она. — Расскажите, что до того, как российские войска туда пришли, все эти люди были живы, ездили на своих, блин, велосипедах (не знаю, почему мне так в память врезалось, что там повсюду велосипеды, и убитые люди, которые на них, видимо, ехали куда-то) по своим делам, никакие нацисты их не мучили, а потом пришли россияне, а когда ушли, оставили после себя вот это».
Эта публикация стала поводом для возбуждения в России уголовного дела о военных «фейках» (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). По версии следствия, Карташева написала пост, «испытывая неприязнь к президенту Российской Федерации». Гособвинение просило назначить ей девять лет колонии. Представительница прокуратуры заявляла, что в Канаде девушка ведет «активную протестную деятельность, направленную против интересов Российской Федерации», поэтому ее «высказанные личные убеждения воспринимаются как достоверные».
Мария Карташева. Фото: Change.org
В ноябре 2023 года Басманный районный суд Москвы заочно приговорил Марию к восьми годам колонии общего режима с запретом на четыре года писать в интернете.
«Виновной себя не признаю. Посты были основаны на публикациях уважаемых международных средств массовой информации и заявлениях должностных лиц Канады, где я проживаю. […] Мной руководит эмпатия, сочувствие гражданским лицам. […] Я воспринимаю это обвинение как необоснованное и как давление на свободу слова», — передала девушка через адвоката.
Защита сочла обвинение недоказанным и просила оправдать Карташеву.
— Я не сильно удивилась приговору, — говорит девушка в разговоре с «Новой-Европа». — Когда меня заочно арестовали, я знала, что они меня считают преступницей и что оправдательного приговора не будет. Но я думала, мне дадут лет пять, и просто удивилась, что дали так много. И потом я читала свой приговор, и там я увидела фамилию Максима Каца. Я так поняла, они просто скопировали его приговор.
У меня там в приговоре написано про ютуб, что якобы мой канал на ютубе смотрят много людей, но у меня нет канала на ютубе.
Адвокат моя сказала, что она будет подавать апелляцию, и на это тоже укажет, что явно какая-то ошибка у них в приговоре. У меня такое подозрение, что они просто и срок прямо его скопировали, не сильно там парились.
Поддержать независимую журналистику
Канадское гражданство
Карташева переехала из Москвы в столицу Канады Оттаву в 2019 году вместе с мужем.
— Я поняла, что надо уезжать, когда декриминализировали домашнее насилие в отношении близких лиц, — рассказывает россиянка. — Я поняла, что если разрешают избивать близких, то страна развивается в не в том направлении. Сейчас мне кажется, что я тогда правильно почувствовала. И мы уехали в Канаду, потому что тут довольно просто получить гражданство, как мы думали… Тут нужно прожить всего три года — и можно уже подавать на документы. Возвращаться мы не собирались. Я думала, что, может быть, буду ездить в Россию с близкими увидеться, но уже не буду. Сейчас мне бывает очень обидно от мысли, что я никогда не смогу с ними повидаться, не смогу нигде погулять. Обидно бывает смотреть видео друзей, где они гуляют по Москве.
Мария на акции в поддержку Украины в Оттаве. Фото: Мария Карташева / Facebook
Муж Карташевой, как и планировалось, стал гражданином Канады летом этого года. Однако Марии в выдаче документов отказали из-за наличия уголовного дела в России.
— Я их уведомляла о своем уголовном деле еще в мае прошлого года, — поясняет девушка. — В апреле у меня был заочный арест, а в мае я отправила им письмо с переводом ордера. Написала письмо, в котором привела аргументы, что дело политическое, что статья применяется [в России] для преследования активистов и политиков: привела в пример Илью Яшина, Александра Невзорова, Сашу Скочиленко. Я была уверена, что этого им будет достаточно, но оказалось, что они ничего не прочитали и отменили мою церемонию [получения гражданства в Канаде]. Потом я ждала какого-то решения и была уверена практически на 90%, что они прочитают мое письмо и передумают. Но они написали, что нашли аналог статьи о «фейках» в канадском праве, и дали мне 30 дней для того, чтобы я прислала дополнительные документы.
Я так понимаю, изначально они предполагали, что я им пришлю оправдательный приговор, что означало бы, что я не попадаю под запрет. А у меня нет оправдательного приговора, меня за это время только на восемь лет посадили.
Сейчас Карташева отправляет в Министерство гражданства и иммиграции Канады любые документы, доказывающие, что на родине ее преследуют по политическим соображениям. В частности, девушка уже прислала переведенную копию приговора, оценку статьи о «фейках» от правозащитной организации «ОВД-Инфо», оценку канадского адвоката и сравнение с аналогичной канадской статьей, ссылку на петицию от канадской организации для россиян Russian Canadian Democratic Alliance, а также рекомендательные письма от активистов и местных политиков. 7 января Карташева также получила письмо от «Мемориала».
Россиянка рассказывает, что в позапрошлом году во время избирательной кампании в Канаде она помогала собирать подписи областной депутатке. Та теперь в свою очередь поддерживает Марию.
— До войны я очень интересовалась урбанистикой, и мне хотелось развивать мой район, где я живу, — вспоминает Карташева. — Канада — очень автомобилизированная страна, и мне тяжело, потому что я не умею водить. Я хотела просто безопасно передвигаться по своему району, потому что сейчас там, где мы живем, я даже не могу сходить в магазин за продуктами без машины. Когда были муниципальные выборы, я агитировала за кандидатку, которая с такими вот урбанистическими целями выдвигалась. Я ходила по домам, рассказывала про нее, просила за нее проголосовать, и она победила на выборах в 2022 году.
После репортажа CBC с Карташевой связалась депутатка из канадского парламента и пообещала ей, что будет бороться, чтобы девушку не депортировали.
— Я надеюсь, что она искренне это говорит, что она действительно за меня постоит. И некоторые другие члены парламента дали мне знать, что они тоже не согласны со всей этой ситуацией. Максим Кац писал письмо канадскому министру иммиграции.
Я надеюсь, что на фоне всей этой шумихи они заметят, что совершили ошибку, и поправят это дело. Но если мне всё-таки откажут, то мы будем обращаться в суд.
Карташева объясняет, что обратилась в СМИ, чтобы придать делу огласку, потому что ей кажется, что в Министерстве иммиграции могли прочитать только документ с ордером об аресте, но не прочитать пояснительное письмо и, соответственно, не учесть контекст. Местный адвокат предупредил девушку, что дело серьезное и в теории возможна депортация, поэтому необходимо максимально пытаться переубедить сотрудников министерства.
Кроме того, есть шанс, что случай россиянки сможет повлиять на систему в целом. Она рассказывает, что Russian Canadian Democratic Alliance готовит петицию для канадского парламента с требованием сделать список политических статей из России, Беларуси и других стран, где люди могут подвергаться преследованиям за позицию, отличную от предписываемой властями, чтобы это не было основанием для отказа в выдаче канадских документов.
— Сейчас я постоянная резидентка, — уточняет Карташева. — У меня здесь практически всё те же права, что и у канадского гражданина, но я не имею права голосовать. И паспорта у меня нет. Когда я буду выезжать за границу, Канада не будет за меня заступаться, если что-нибудь случится. Меня не депортируют завтра, такой угрозы сейчас нет. Даже если они мне сейчас откажут в гражданстве и решат, например, лишить меня статуса постоянного резидента и начать процесс депортации, это всё равно будет через суд. Я надеюсь, что хотя бы на каком-то этапе удастся доказать, что происходит ошибка, что мне нельзя возвращаться в Россию, потому что я там буду сидеть в тюрьме восемь лет. Проблема в том, что если они считают, что я совершила преступление, которое является преступлением в Канаде, то если Россия, например, попросит меня отсюда выслать, они не будут препятствовать.
Фото: Мария Карташева / Facebook
Активизм
После начала полномасштабной войны в Украине Карташева стояла с пикетами у российского посольства в Канаде и пыталась убедить сотрудников выступить против войны. «Я старалась каждого поймать, с каждым поговорить. Типа, ну вы же не можете быть за, у многих там близкие, как же так? Говорила: «Давайте вы как-то выступите. Или увольняйтесь, подайте на беженство в Канаде». Я знаю, что они меня знали, что они там сидели, мониторили и втыки давали, когда кто-то останавливался поговорить», — рассказывала девушка «Медиазоне».
В России Карташева участвовать в митингах не осмеливалась, но после переезда стала выходить на акции. В частности, она стояла у российского посольства в Оттаве с пикетами в поддержку сестер Хачатурян, протестовала против поправок в Конституцию РФ и участвовала в митингах в поддержку Алексея Навального, когда его арестовали зимой 2021 года в России. В сентябре того же года девушка была независимым наблюдателем на выборах и следила за тем, как проходит голосование в посольстве.
Сейчас Карташева продолжает вести свой небольшой блог про жизнь в Канаде, где лишь изредка пишет что-то про политику — например, про сбор подписей в поддержку Бориса Надеждина.
— Мне стало не так приятно писать после того, как я прочитала материалы своего уголовного дела и поняла, что следователь смотрит. Как будто какой-то извращенец читает, какие-то такие ощущения. То есть когда кто-то читает не с целью что-то интересное узнать для себя, а с целью какой-то грязи на меня накопать.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».