КомментарийПолитика

Чудо «аргентинского Трампа»

Как Хавьер Милей, победивший на выборах президента Аргентины, может изменить страну?

Чудо «аргентинского Трампа»

Новый президент Аргентины Хавьер Милей во время пресс-конференции после победы на выборах, 19 ноября 2023 года. Фото: Tomas Cuesta / Getty Images

В Аргентине 19 ноября прошел второй тур президентских выборов. Победу в нем одержал «анархо-капиталист» Хавьер Милей, которого западные медиа сравнивают с Дональдом Трампом и бывшим президентом Бразилии Жаиром Болсанару. Вторая крупнейшая экономика Латинской Америки готовится к серьезным переменам.

«Новая газета Европа» разбиралась, сможет ли «политик с бензопилой», как прозвали Милея, действительно перекроить порядок в своей стране и как его победа отразится на общем миропорядке.

Вечером 19 ноября на улицах аргентинских городов можно было встретить два потока людей — радующихся и разочарованных. Поводом для массовых гуляний стал второй тур президентских выборов, в которых победил крайне-правый кандидат, 53-летний экономист Хавьер Милей. «Анархо-капиталист», как он сам себя называет, набрал 55,69% голосов. На митинге после оглашения результатов Милей заявил, что с сегодняшнего «исторического» дня начинается «реконструкция» Аргентины. Он поблагодарил сторонников, которые помогли создать «чудо либерального и либертарианского президента».

Поражение министра экономики Серхио Масса, который также участвовал в выборах и набрал 44,31% голосов, ослабит партию перонистов (перонизм — главенствующая идеология в Аргентине названная в честь её основателя президента Хуана Перона.Прим. ред.), стоявших на вершине последние 16 из 20 лет. После окончания голосования Масса признался, что результат для него оказался неожиданным, но поздравил своего конкурента. «Аргентинцы выбрали другой путь», — заключил министр экономики. Нынешний президент Альберто Фернандес передаст свои полномочия Милею 10 декабря.

Проблемное настоящее

После победы Милей пообещал «драматические изменения» в экономике страны. Аргентина действительно в них нуждается. По последним данным, инфляция превысила уже 140%, и, по прогнозам экспертов, должна достигнуть 185% к концу года.

В таких условиях населения стремительно беднеет: около 40% аргентинцев живёт за чертой бедности.

Лозунги Хавьера Милея больше всего сфокусированы именно на экономике. Самое громкое из обещаний — уничтожить местный песо, закрыть Центробанк и ввести американский доллар как единственную валюту. Кроме того, экономист и телезвезда аргентинских ток-шоу хочет ввести свободный оборот оружия, разрешить торговлю органов и провести референдум по запрету абортов.

Сторонники Милея празднуют победу кандидата на выборах. Фото: EPA-EFE / Juan Ignacio Roncoroni

Сторонники Милея празднуют победу кандидата на выборах. Фото: EPA-EFE / Juan Ignacio Roncoroni

Тактика популизма и упора на экономические реформы сработала лучше всего в бедных регионах. Милей проиграл борьбу в столице Буэносе-Айресе, но разгромил министра экономики Массу в провинции. В своей кампании будущий президент ставил на эпатаж — выходил на митинг с бензопилой как символом разрушения элит и урезания расходов, рекламировал свою кандидатуру в депутаты в 2019 году на местном косплей-фестивале. По всей видимости, сыграла ставка на усталость от старой политической системы. Ещё после первого тура местная жительница Ольга (имя изменено по просьбе героини. Прим. ред.) в комментарии для «Новой-Европа» рассказывала, что «экономика летит в тартарары, и люди это видят; социальная усталость очень большая».

… с туманным будущим

Результаты первого тура не были радужными для Милея: «анархо-капиталист» набрал 30% против 36% у Массы. Однако за почти месяц, прошедший с того момента, будущий президент успел заручиться поддержкой экс-министра безопасности Патрисии Буллрич, занявшей третье место. Миллионы её правых избирателей (в первом туре она набрала 24%) перешли именно к Милею. Буллрич заявила, что «стране нужны фундаментальные изменения» и что ради этого нужно отложить разногласия.

Перед последними дебатами, прошедшими на прошлой неделе, опросы показывали небольшое превосходство Милея над Массой (52% против 48%).

Выступление в прямом эфире прошло, по оценкам экспертов, достаточно успешно для либертарианского кандидата, который концентрировался вокруг объяснения своей политики и критики всей перонистской системы.

На дебатах Милей в очередной раз подтвердил свои намерения уничтожить аргентинский Центробанк. Учитывая высокую долларизацию экономики, на 2020 год в Аргентине находилось 170 млрд долларов, то есть каждый десятый выпущенный доллар. Как заявил профессор международных отношений Университета Исеси (Колумбия) Владимир Рувинский в комментарии для «Новой-Европа», такая мера может помочь аргентинской экономике.

«Если удастся предложить какой-то вариант, чтобы люди легализовали эти доллары, показали и принесли в банки, то это даст такой импульс экономике Аргентины, который в принципе в других условиях был бы невозможен», — говорит Рувинский.

Как подчеркивают эксперты, опрошенные «Новой-Европа», приход Милея для Аргентины — это, в первую очередь, неизвестность. Всё не будет «продолжаться так, как продолжалось до этого», рассуждает Рувинский. По словам директора бакалавриата по политологии в университете Ucema Констанцы Мацины, повестка проигравшего Массы строилась во многом на запугивании избирателей Милеем. Однако желание «видеть новые лица в политике» оказалось сильнее, отмечает она в разговоре с «Новой-Европа».

Министр экономики Аргентины Серхио Масса, проигравший Хавьеру Милею на выборах. Фото: Maria Amasanti / Bloomberg / Getty Images

Министр экономики Аргентины Серхио Масса, проигравший Хавьеру Милею на выборах. Фото: Maria Amasanti / Bloomberg / Getty Images

Аргентина продолжает оставаться федеративной республикой с сильным Конгрессом. Вероятно, правительство страны, состоящее по большей части всё ещё из бывших соперников Милея, встретит с одобрением не каждую инициативу нового президента. Провести все его законопроекты, многие из которых в корне изменят многолетнюю аргентинскую систему (снижение налогов, закрытие многих министерств, реформирование бесплатной медицины и образования), будет непросто. «Сейчас у него есть карт бланш, и, скорее всего, Милей попытается провести определённую часть своих законопроектов на этих победных настроениях, потому что потом это будет сделать уже сложнее», — говорит профессор Рувинский.

«Make Argentina great again»

Победа Милея воспринялась восторженно преимущественно правыми силами по всему миру. Одним из первых его поздравил бывший президент Бразилии Жаир Болсанару. В соцсети X (бывший Twitter) политик написал: «Надежда вновь сияет в Южной Америке». Поздравил Милея и Дональд Трамп — именно с ним постоянно сравнивают нового лидера Аргентины за его экспрессивный подход и политические установки. Бывший президент США написал: «Весь мир смотрел! Я очень горжусь тобой. Ты изменишь свою страну и действительно сделаешь Аргентину снова великой». Свою поддержку выразили также и ультраправая испанская партия Vox, венгерский президент Каталин Новак и даже украинский лидер Владимир Зеленский.

Свою позицию выразил и давний сторонник либертарианских ценностей Илон Маск, заявив, что впереди Аргентину ждёт «процветание».

Однако не все восприняли Милея с распростёртыми объятиями. «Он гораздо более чрезмерный и нестабильный, чем Болсонару и Трамп. Поэтому крайне непредсказуемо, что может сделать этот человек [находясь у власти]», — заявил The Guardian аргентинский историк Федерико Финчельштейн, изучающий глобальные крайне правые силы.

Скептически на будущее Аргентины смотрят и в других латиноамериканских странах. Президент Колумбии Густаво Петро назвал выборы «печальным событием для Южной Америки». Бразильский лидер Луис Лула пожелал удачи Миле, даже несмотря на их прошлые разногласия (ранее новый аргентинский президент заявлял, что не хочет сотрудничать с Лулой, называя его «злобным коммунистом» и «социалистом с тоталитарным призванием»).

Фото: EPA-EFE / Juan Ignacio Roncoroni

Фото: EPA-EFE / Juan Ignacio Roncoroni

В самой Аргентине итоги выборов оценили неоднозначно. По словам политолога Констанцы Мацина, люди восприняли результаты «с надеждой»: она отмечает, что на улицах Кордобы и Буэноса-Айреса они кричали фамилию Милея и слоганы о «свободе». Соглашается с ней и Ольга, живущая в столице Аргентины. Как рассказала она «Новой-Европа», на улицах «чувствовался моральный подъём», однако многие жители всё ещё «в ужасе от происходящего». Для большой части населения Милей всё ещё остается радикалом, с которым будущее аргентинской системы может быть в опасности.

Движение на Запад

В своих речах Милей неоднократно подчёркивал свое стремление на Запад, а ориентиром для дружбы ставил США и Израиль. Тяжелые отношения с нынешним бразильским правительством также указывают на то, что ждать Аргентину в обществе, так называемого «глобального юга» пока не стоит. Кандидат на пост главы МИД страны Диана Мондино уже заявила РИА Новости, что Аргентина не будет вступать в БРИКС, несмотря на обещания прошлого правительства. По ее словам, в штабе Милея «не понимают, в чем выгода Аргентины» от такого союза.

«Если Аргентина сейчас отзовет процесс, который начался по поводу принятия её в БРИКС, то это будет действительно политическим заявлением о том, что страна не хочет и не поддерживает идею построения нового многополярного мира, а желает быть с США как часть того мира», — рассуждает профессор международных отношений Университета Исеси Владимир Рувинский.

Такие яркие обещание во внешней политике вписывается в общий взгляд на Милея. Аргентинское общество выбрало президента, который должен перетряхнуть систему или стать ее частью.

Руководитель аргентинского проекта Центра Вильсона Бенджамин Гедан рассказал The Guardian, что, по его мнению, масштаб победы Милея можно объяснить одним словом: отчаяние.

«Это голосование просто пахнет отчаянием. Многие аргентинцы сознательно проголосовали против своих экономических интересов, поскольку признают, что статус-кво катастрофичен. И не было никаких оснований полагать, что нынешний министр финансов может быть правдоподобным ответом», — сказал Гедан.

Однако, кажется, что вовсе не радикализм обещаний привел Милея к победе. Проблемы перонистов и откровенный провал экономической политики привели к тому, что многие аргентинцы увидели в Милее надежду и последовали за «человеком с бензопилой», надеясь получить от него ответы на свои вопросы.

«После этих ужасных четырех лет с Алберто Фернандесом нас не испугать. Мы уже просто не можем чувствовать страх о том, что может принести нам Милей потому что это уже так плохо, что хуже быть просто не может», — заключает политолог Мацина.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.