СюжетыПолитика

«Сумасшедший» анархист готовится перестроить Аргентину

Кто такой Хавьер Милей и сможет ли он стать президентом?

«Сумасшедший» анархист готовится перестроить Аргентину

Кандидат в президенты Аргентины Хавьер Милей во время митинга, 25 сентября 2023 года. Буэнос-Айрес, Аргентина. Фото: Tomas Cuesta / Getty Images

Аргентина готовится ко второму туру президентских выборов. Впервые за многие годы доминирования идеологии перонизма — политики, которую со второй половины XX века в стране начал проводить президент Хуан Перон, — представлен сильный оппонент. «Анархо-капиталист» Хавьер Милей с имиджем политического безумца и Трампа от Аргентины, обещает кардинальные изменения в беднеющей стране.

Как кандидаты подходят к сражению за судьбу второй экономики Латинской Америки, разбиралась «Новая газета Европа».

«Аргентина победила варварство», — таким твитом отреагировал на результаты первого тура президентских выборов в Аргентине президент Колумбии Густаво Петро. Этим заявлением Петро приветствовал неожиданную победу действующего министра экономики Серхио Масса, набравшего 36,6%. Во второй тур вышел и фаворит гонки — Хавьер Милей, набравший 29,9% голосов аргентинцев. Стороны объявили результаты первого голосования успешными.

Второй тур состоится 19 ноября. Выступая перед своими сторонниками, сразу после объявления первых результатов, Милей назвал свое присутствие на выборах «историческим достижением». А занявшая третье место в первом туре экс-министр безопасности Патрисия Буллрич публично объявила о своей поддержке эксцентричному Милею: «Стране нужны фундаментальные изменения».

Однако как отреагируют миллионы аргентинцев, проголосовавших за других кандидатов, пока неясно.

Кандидат в президенты с бензопилой

За уникальность нынешних президентских выборов в Аргентине сегодня отвечает Хавьер Милей.

53-летний экономист с растрепанными волосами и всегда в кожаной куртке, по предварительным опросам, лидировал в президентской гонке.

На фоне катастрофической ситуации с инфляцией, которая за год достигла 138%, радикальные идеи Милея нашли отклик у многих аргентинцев, уставших от привычных политических игроков.

«Милей появился как раз на этом экономическом вакууме, предлагая, как кажется, что-то новое. На самом деле нет. Он говорит о свободе, но предлагает по факту беспредел», — говорит корреспондентка «Настоящего времени» в Буэносе-Айресе Екатерина Базанова.

Милей, по его собственным словам, увлекся экономикой еще в детстве. Как раз в это время Аргентина проживала один из самых тяжелых финансовых кризисов. Тогда в промежуток с 1989 по 1990 год инфляция достигала 2600%. На этом фоне подросток, увлеченный футболом и рок-музыкой (молодой Милей даже состоял в трибьют-группе Rolling Stones), начал интересоваться всем, что связано с миром больших денег.

Получив степень магистра в экономике, Хавьер стал преподавать, а также работать консультантом. С 2008 до 2021 года он сотрудничал с аргентинским миллиардером Эдуардо Эрнекяном, который поначалу во многом поддерживал стремления Милея в политике, но перед выборами он перешел к жесткой критике. Бизнесмен призвал кандидата к «сдержанности».

Выступая на телевидении, Милей собрал группу сторонников, которым нравились дерзкие выступления экономиста, винившего «коррумпированную власть» во всех бедах аргентинцев. И эта критика финансовой политики властей неплохо воспринималась 40% населения страны, проживающих за чертой бедности. В 2021 году Хавьер решил прийти в политику и был успешно избран депутатом нижней палаты аргентинского парламента (Конгресса), однако почти не посещал заседания. По оценкам The Economist, в течении первого года его депутатских полномочий он не участвовал в половине голосований. Однако именно будучи в Конгрессе, он решил баллотироваться в президенты.

Хавьер Милей на избирательном участке. Фото: Cristobal Basaure Araya / SOPA Image / Sipa USA / Vida Press

Хавьер Милей на избирательном участке. Фото: Cristobal Basaure Araya / SOPA Image / Sipa USA / Vida Press

Милей — первый в истории Аргентины либертарианец-депутат. Политик, сам именующий себя не иначе как «анархо-капиталист», ратует за тотальную перестройку аргентинского государства: упразднение местного Центробанка и введение американского доллара как единственной валюты, введение свободного оборота оружия, легализацию продажи органов, а также упразднение министерства культуры и сокращение расходов на образование и медицину.

Кроме того, он достаточно консервативен и в вопросах современной повестки: Милей выступает против абортов, называя их убийством, а изменение климата считает фикцией и «ложью социалистов».

«Он наиболее сильный из тех кандидатов, которые не принадлежат к устоявшемуся политическому истеблишменту. В этом отношении он как раз очень напоминает Трампа. Милей — это человек, который делает себе имя на противопоставлении себя как левым, так и правым. Говорит “Я — с настоящими людьми. А эти все политики, они себя, в общем, показали только с плохой стороны, им нельзя верить”», — комментирует «Новой-Европа» Владимир Рувинский, профессор международных отношений Университета Исеси (Колумбия).

Сравнения с экс-президентом США Дональдом Трампом делаются не только на базе популистских политических заявлений. На родине про Милея вышла критическая биография с названием «El loco» (пер. «сумасшедший»). Эксцентричное поведение политика проявляется и в его работе, и в личной жизни.

На одном из своих митингов в провинции Кордоба в июне 2022 года он вышел, держа в руках бензопилу. Так Милей выразил желание сократить расходы правительства. Позднее это стало мемом.

Однако креатив политика идёт и дальше. В своих интервью он часто говорит о своей любви к собакам, особенно к уже умершему английскому мастифу Конану. Милей был так огорчен смертью любимого питомца, что клонировал его и даже «общался» с ним через медиума.

Страна за гранью бедности

«Первый раз я был в Аргентине еще в 2000 году. Для меня тогда это было открытие, страна выглядела как первый мир. Люди жили, вообще не думая о деньгах. Никто не менял валюту, потому что аргентинский песо и доллар были однозначны, обменный курс был 1 к 1. Это было процветание, такой наркотик, который на них плохо подействовал. А потом наступило похмелье, и пришлось занимать деньги», — вспоминает профессор Рувинский.

Спустя 23 года страна погружена в глубокий кризис, а официальный курс песо к доллару колеблется в районе 350 песо за доллар. Однако в Аргентине в банках деньги, по словам местных, никто не хранит, а валюту меняют по курсу «dollar blue», за который дают примерно 1000 песо.

Фото: Florencia Martin / picture alliance / Getty Images

Фото: Florencia Martin / picture alliance / Getty Images

Ольга (имя изменено по просьбе героини) живет в Аргентине еще с 2011 года. В Буэнос-Айрес она переехала из Москвы и, по ее словам, экономически жить в Аргентине за последние годы стало гораздо сложнее. «Экономика летит в тартарары, и люди это видят. Мне кажется, что социальная усталость очень большая», — рассказывает Ольга.

При этом винить только нынешнюю власть во всём спешат не все. Левая коалиция «Союз ради родины» (ее представляет Серхио Масса) выиграли выборы прямо перед пандемией ковида. А перед уходом коалиция правых взяла у Международного валютного фонда (МВФ) крупнейший заем в истории. Организация выдала Аргентине 56 млрд долларов. Пришедший к власти в 2019 году нынешний президент Аргентины Альберто Фернандес неоднократно призывал фонд пересмотреть условия выплат. В 2022 году Аргентина добилась реструктуризации долга в размере 44 млрд долларов: эта мера должна была улучшить состояние бюджета страны и сократить нагрузку на монетарную политику.

«Министр инфляции» против TikTok-агитации

«По идее, можно сказать, что (массовый) аргентинец вообще сошел с ума. Как можно голосовать за человека, который был министром экономики?» — вопрос, которым задается не только Владимир Рувинский.

Главный конкурент и победитель первого тура Серхио Масса при нынешнем правительстве занимает, пожалуй, самую неблагодарную должность — министра экономики. При нём аргентинское песо окончательно потеряло свою стоимость, а ценники в магазинах стали переклеиваться постоянно.

Несмотря на это, поддержка у перонистов и у ведущего их Массы всё еще высока. Привыкшие к сильной роли государства граждане продолжают голосовать за знакомую им систему. «Его [Массу] поддерживает множество людей, которые всё-таки рассчитывают, что государство в любом случае их не бросит. [Например], государство пытается повышать им заработную плату. Но инфляция обгоняет это повышение, и реальные доходы уменьшаются», — говорит Рувинский. Ориентируется Масса на более возрастную аудиторию — людей, которые завязаны на плюсах социального государства.

Кандидат в президенты от партии «Союз за Родину» Серхио Масса. Фото: Tomas Cuesta / Getty Images

Кандидат в президенты от партии «Союз за Родину» Серхио Масса. Фото: Tomas Cuesta / Getty Images

«Буквально перед каждым роликом на ютубе идет социальная реклама от перонистов. Помню ролик, как у алкоголика Питера отказала печень, и поэтому в Аргентине пропал мальчик Хуан Фито: намек на то, что Милей хочет разрешить торговлю органами. В другом рекламном ролике показывали миленькую собачку, и то, что она осталась без хозяина, потому что хозяина убили при школьной перестрелке. Это была отсылка к тому, что Милей предлагает легализовать покупку оружия», — рассказывает Ольга «Новой-Европа».

В свою очередь Милей противопоставляет Массе новый подход. Агитируя в основном молодежь через современные соцсети, он создал образ современного политика, чувствующего свою аудиторию.

Кампанию Милея в TikTok ведет 22-летний студент Иньяки Гутьеррес. За аккаунтом «анархо-капиталиста» следят больше 2 млн человек, а ролики стабильно собирают сотни тысяч просмотров. Основной упор там идет на молодежь (в Аргентине голосуют с 16 лет) и людей с капиталистическими взглядами. «У многих правых людей есть ощущение: мы в этой ситуации потому, что бедным выделяют слишком много денег. Вот им пусть срежут, и тогда мне хорошо будет», — рассказывает Базанова.

Страх против усталости

На первый тур выборов Аргентина отреагировала достаточно спокойно, громких протестов на улицах привычно шумного Буэноса-Айреса не случилось, политики готовятся к новому раунду борьбы. Эксперты призывают не доверять опросам, которые в Аргентине традиционно не очень точны; при этом поляризация на фоне таких разных кандидатов, вышедших во второй тур, вряд ли приведет к серьезным выступлениям на улицах.

«В Аргентине люди привыкли к протестам. Там протестуют постоянно — и по поводу, и без повода. Я думаю, что общество имеет ресурс, который позволит ей пережить даже такого человека, как Милей.

Я не думаю, что люди выйдут на улицы, что стоит ждать военного переворота или еще чего-то. Аргентина пострадает очень сильно от власти Хавьера, но она его переживет», — говорит профессор международных отношений Университета Исеси Владимир Рувинский.

На международной арене Милей говорит о стремлении дружить с США и Израилем, а также о намерении отозвать заявку Аргентины в БРИКС. Масса в свою очередь намерен балансировать между Востоком и Западом. Именно его партия активно лоббировала вступление в организацию БРИКС.

Несмотря на возможность победы Хавьера Милея Рувинский говорит о сложностях в реализации большинства предложений президента. «Аргентина — страна со стабильной демократией, несмотря ни на что, институты сильные. Для баланса существует всё-таки Конгресс. Также Аргентина — федеративное государство, так что местная власть тоже имеет свою силу. Есть возможность для того, чтобы обрезать немножко прыть Милею, если его всё-таки изберут. Но сам факт избрания может оказать сильное влияние на то, как воспринимают Аргентину, и на то, что может произойти дальше со страной. Сейчас они играют с огнем», — утверждает профессор.

Усталость от общей политической системы выражается и в рекордно низкой явке. В Аргентине ходить на выборы обязательно, иначе будет штраф (хотя из-за курса песо он стал чисто символическим). Это не спасло: явка на первом туре была около 70%.

«Аргентинцы сейчас будут выбирать между страхом и усталостью. В людях много накопившейся злости от нынешнего правительства, но при этом их пугают Милеем как страшилкой», — заключает Ольга.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.