СюжетыПолитика

Тбилиси вместо Гранады

Баку и Ереван выбирают гарантов будущих договоренностей и площадку для мирных переговоров

Тбилиси вместо Гранады

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на встрече в Тбилиси, 8 октября 2023 года. Фото: Davit Kachkachishvili / Anadolu Agency - Getty Images

Станет ли Тбилиси площадкой для мирных переговоров между Баку и Ереваном? Алиев — за, Пашинян — пока против. После последних событий в Карабахе расклад сил на Южном Кавказе изменился, меняется и отношение Баку и Еревана к Евросоюзу. Президент Азербайджана отказался ехать на европейский саммит в Гранаду, а премьер-министр Армении — в Бишкек на саммит СНГ. Армения может выбрать в союзники Запад, и тогда Азербайджану придется реагировать по-новому, а Грузия может показаться недостаточно проевропейской. Взгляд на ситуацию из Тбилиси, который, как выяснилось, не может предложить соседям ничего, кроме нейтрального отношения.

Разговор «на троих»

«Если Армения выразит свое согласие, то в Грузии немедленно начнутся двусторонние и трехсторонние встречи», — такое недвусмысленное заявление президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал в Тбилиси 8 октября, через три дня после того как практически в последний момент отказался ехать в Испанию на согласованную встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Впервые о создании трехсторонней платформы политических консультаций между Баку, Ереваном и Тбилиси Алиев заявил ровно год назад, в октябре 2022 года, на саммите Европейского политического сообщества в Праге.

Прошел год, Азербайджан вернул себе Карабах, однако на такой же саммит Европейского политического сообщества — на этот раз в испанской Гранаде, — Алиев ехать отказался. Вместо этого он внезапно приехал в Тбилиси.

«Вызовы всё еще остаются, мир еще не полностью установлен на Южном Кавказе… Сегодня мы должны активно работать над мирным соглашением с Арменией. Надеюсь, что мы добьемся этого и создадим политическую среду и ситуацию на Южном Кавказе, где будет происходить трехстороннее сотрудничество», — сказал Алиев на совместном брифинге с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, которого поблагодарил за готовность стать посредником на переговорах с Арменией.

По мнению Алиева, Грузия — это самый правильный выбор: «Сегодня ряд стран и международных организаций выступают в роли фасилитаторов в процессе нормализации… Мы принимаем любую помощь, но моя идея заключается в том, что самый правильный выбор, будь то исторический аспект или какой-либо другой, с географической точки зрения, — нам нужно, чтобы Грузия была вовлечена в эту ситуацию».

Гарибашвили с Алиевым согласился и сказал, что «проблемы региона надо решать в регионе»: «Тбилиси всегда готов принять участие в этом процессе. Наше будущее должно быть мирным, стабильным, и мы, все три страны Южного Кавказа, должны уметь сами решать вопросы региона и нашего последующего развития».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на встрече в Тбилиси, 8 октября 2023 года. Фото: Georgian Prime Ministry / Handout/Anadolu Agency / Getty Images

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на встрече в Тбилиси, 8 октября 2023 года. Фото: Georgian Prime Ministry / Handout/Anadolu Agency / Getty Images

Надо сказать, что в формате переговоров, которые после карабахской войны 2020 года предлагались для урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией, есть и другие «тройки». Например, был предложен Турцией и поддержан Россией формат «3+3». Это собственно Южный Кавказ (Грузия, Армения и Азербайджан) плюс три лидера региона: Россия, Турция и Иран.

Однако Грузия отказалась от «двух троек» из-за участия в одной из них России: та оккупирует ее территории — Цхинвальский регион (Южную Осетию) и Абхазию. Против была и Армения, которая не захотела переносить в этот формат вопрос Нагорного Карабаха.

О том, что для Баку важен формат «3+3», Алиев заявил и 10 октября, на встрече с прибывшим в Баку секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым. Там Алиев тоже говорил, что региональные проблемы должны решаться с участием стран региона.

Между тем Пашинян считает, что переговоры должны продолжаться не «на троих», а с участием ЕС.

11 октября армянский премьер ответил на предложение Алиева, сделанное из Тбилиси. В интервью Общественному телевидению Армении он сказал, что это может быть истолковано как попытка перевести переговоры с европейской площадки: «Мы не против любого разговора, но мы против логики, которая выведет нас из рамок уже согласованных принципов».

«В Гранаде прошла встреча, и принципы регулирования отношений между Арменией и Азербайджаном были зафиксированы на платформе Евросоюза. Понятно, что когда мы встречаемся в Брюсселе, разговор должен проходить в рамках этих принципов, о которых я не скажу, что они соответствуют только интересам Армении. Армения их приняла и, кстати, Азербайджан тоже принял».

Баку хочет без Парижа

Встреча Алиева и Пашиняна в Гранаде 5 октября должна была пройти при участии президента Евросовета Шарля Мишеля, канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эмманюэля Макрона. Однако Азербайджан в этом списке устраивают не все.

Азербайджанские СМИ привлекли дипломатические источники, чтобы объяснить отказ Алиева: «Причина — деструктивная позиция Франции, а также несогласие Парижа и Берлина на участие во встрече Турции».

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и канцлер Германии Олаф Шольц во время 3-го саммита Европейского политического сообщества в Гранаде. Фото: Премьер-министр республики Армения

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и канцлер Германии Олаф Шольц во время 3-го саммита Европейского политического сообщества в Гранаде. Фото: Премьер-министр республики Армения

Более того, источник подчеркнул, что «Азербайджан не намерен участвовать во встречах, где представлена Франция». А вот если вернут прежний трехсторонний формат ЕС-Азербайджан-Армения, то Баку может и согласиться.

В тот же день Европарламент принял резолюцию, в которой ситуацию в Карабахе, который уже покинули 100 тысяч армян, сравнивают с этнической чисткой и призывают ввести санкции против Азербайджана. А в случае «агрессии против Армении» европарламентарии предлагают полностью остановить импорт в ЕС азербайджанской нефти и газа. Кстати, интересно, что взамен — неужели возобновление поставок из России?

Несмотря на то, что резолюции Европарламента носят исключительно рекомендательный характер, против санкций высказался президент Франции Эмманюэль Макрон, который так «мешал» Баку участвовать в переговорах в Гранаде: «Сейчас не время для санкций. Они были бы контрпродуктивными», — заявил Макрон на саммите в Испании.

В МИД РФ заметили «предательство»

После капитуляции Нагорного Карабаха Пашинян неоднократно обвинял Россию в невыполнении обязательств, отдалении от Южного Кавказа и в том, что российские миротворцы не контролируют Лачинский коридор.

Но в Москве есть своя версия по поводу того, кто предал Ереван. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захаровой, это был Евросоюз.

По ее словам, ЕС «молча взирал» на то, как российские миротворцы выступали посредниками в договоренностях о прекращении огня, как поставляли в Нагорный Карабах гуманитарную помощь после разблокирования Лачинского коридора и как сопровождали переселенцев из Карабаха в Армению.

«Ну как молча — подзуживая и рассказывая гражданам Армении небылицы относительно того, что их якобы предала Россия.

Именно Евросоюз отговорил Ереван выполнять то, о чем договаривались при посредничестве Москвы», — сказала Захарова на брифинге.

Теперь же, по ее мнению, ЕС не обеспечивает «стабильность и деэскалацию» в Армении, а «занимается разведывательным мониторингом в интересах Брюсселя» и провоцированием ситуации.

Тем не менее, Пашинян не примет участие в заседании Совета глав государств СНГ 13 октября, сообщили в пресс-службе президента Кыргызстана Садыра Жапарова. В телефонном разговоре с Жапаровым армянский премьер не назвал причин отсутствия, сказал только, что не приедет «ввиду ряда обстоятельств».

«Идти на полный разрыв с Россией Еревану сейчас невыгодно»

На вопросы «Новой газеты Европа» ответил политолог Гела Васадзе, эксперт Грузинского центра стратегического анализа (GSAC), автор ютуб-канала «Новости с Кавказа».

Политолог Гела Васадзе. Фото: Facebook

Политолог Гела Васадзе. Фото: Facebook

— Алиев и Пашинян довольно часто встречаются в Европе. Почему армянский премьер отказался приехать на переговоры в Тбилиси?

— Надо смотреть на расклад сил. На сегодняшний день у Азербайджана есть и сильная армия, и сильный союзник — Турция. А у Армении армия слабее и официально только один союзник — Россия. Это слабый союзник, который готов уступать и Азербайджану, и Турции. В таких условиях переговоры в Тбилиси — это переговоры Баку и Еревана один на один. И нужно понимать, что это не переговоры между друзьями, приятелями или просто незнакомыми людьми, это переговоры между двумя странами, которые были врагами на протяжении 35 лет: конфликт в Карабахе начался в 1988 году. Садиться в одиночку за стол переговоров с более сильным врагом Армении, конечно же, невыгодно.

Тут можно развивать различные конспирологические версии о том, что Грузия сейчас уже не такая прозападная, поэтому Ереван отвергает предложение Тбилиси… Факт, что Грузия сегодня — всего лишь нейтральное место для переговоров, она может быть только посредником, но не гарантом выполнения соглашений.

Поэтому Пашинян и не хочет встречаться в Тбилиси.

Не потому, что он не любит Грузию, а потому что у Грузии нет ресурсов, чтобы стать гарантом. А вот Азербайджану гаранты не нужны, поэтому Алиев хочет встретиться один на один.

Я думаю, что Пашинян не согласится на встречу в Тбилиси по той же причине, почему не поехал в Бишкек на саммит СНГ: он понимает, что окажется там в меньшинстве.

Вот Алиев — тоже не поехал в Гранаду, потому что там он бы оказался в меньшинстве, тем более, рядом с президентом Франции. Чтобы сбалансировать ситуацию, туда собирался ехать президент Турции Эрдоган, но его в итоге не пригласили.

Сегодня самая рабочая конфигурация для переговоров Алиева и Пашиняна — это даже не Вашингтон, а Брюссель, и именно с президентом Евросовета Шарлем Мишелем.

В ЕС тоже есть свои нюансы. Например, Жозеп Боррель занял откровенно проармянскую позицию, и Азербайджан с ним разговаривать не будет. А Урсула фон дер Ляйен занимает более проазербайджанскую позицию. И это тоже результат внутренней политики стран, которые они представляют. Боррель — испанский социалист, он отображает то, как во внутриполитическом дискурсе Испании актуализирован вопрос Карабаха, а Урсула фон дер Ляйен — христианский демократ из Германии, для нее эта тема не так актуальна.

На этом фоне Шарль Мишель сумел стать такой фигурой, которая пока устраивает и Баку, и Ереван, хотя его и связывают дружеские отношения с Макроном. Но в этом случае вышло как в пословице: «Дружба дружбой, а табачок — врозь».

— В последнее время нередко говорят о том, что Армения стала чуть ли не более прозападной, чем Грузия…

— Рано говорить о том, что Армения уже стала европейской или поменяла внешнеполитический курс… Скажу так: в сфере публичной политики в Армении западный тренд стал гораздо более заметным, чем российский. Это связано и с настроением в армянском обществе, которое считает, что Россия армян предала.

В Ереване сейчас уповают на страны, в которых есть внутриполитический дискурс о поддержке Армении: это, например, Франция, в которой самый сильный армянский кокус (подчеркиваю, что это не диаспора). Такая же картина и в США. Не стоит преувеличивать фактор поддержки Армении во внутренней политике этих стран, но он есть. А вот, например, в Италии его нет. И Италия является очень надежным партнером Азербайджана, исходя из своих интересов.

Также существует общеевропейский тренд — поддержка гонимых из Карабаха армян. На этом фоне азербайджанцы, в свою очередь, жалуются на двойные стандарты в ЕС.

Кстати, Пашинян сказал, что из ОДКБ они всё-таки не выходят, и это логично и разумно, потому что сейчас идти на полный разрыв с Россией Еревану абсолютно невыгодно. ОДКБ — это символическая вещь, есть ведь еще большой договор между Арменией и Россией. В Армении в оппозиции есть определенные политические силы, которые требуют разорвать этот договор. Но пока этого не происходит, и я не думаю, что произойдет в ближайшее время. Потому что это связано с серьезными рисками для Армении, которые исходят от самой России.

Армяне в публичной политике показывают своему обществу, что раз Россия нас предала, мы идем к Западу. Но на самом деле пока никуда не собираются. Вот если Россия развалится, тогда — может быть.

— То есть Армения сейчас ждет, что будет с Россией на фоне войны в Украине?

— Все сейчас этого ждут, не только армяне.

— Президент Азербайджана встретился с Гарибашвили, потом к нему в Баку приехал Патрушев, после чего и сам Алиев собирается встречаться с Путиным. Что это значит?

— Это нормальная политика. Алиев ведет хитрую политическую игру с русскими и переигрывает их. И конечно, Алиев будет пользоваться этой ситуацией. Ровно так же, как это делает Эрдоган.

Заметьте, что президент Украины Владимир Зеленский за время войны два раза встречался с Алиевым, и пять раз звонил ему и благодарил. В последний раз — неделю назад. Так часто он благодарил разве что Байдена, Шольца и Макрона. Потому что Алиев действительно втихую помогает Украине, и очень серьезно, но не оружием, конечно. Просто Алиеву не надо, чтобы об этом говорили в российских СМИ.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.