Сегодня седьмой день с начала войны в Израиле. Вторгшиеся в прошлую субботу с территории сектора Газа террористы убили более 1300 израильтян и иностранцев и ранили еще свыше 3300 человек. Ракетные обстрелы до сих пор достигают центральных районов страны. «Новая-Европа» совместно с экспертами подводит итоги первой недели противостояния и прогнозирует скорое начало наземной операции.
Обстрелы продолжаются
В соцсетях премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху опубликованы фотографии детей, которых, судя по предоставленной информации, убили и сожгли боевики ХАМАС. На юге страны до сих пор звучат выстрелы.
«В четверг еще заканчивалась зачистка всей территории Израиля, — рассказывает «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Шарп. — Из сектора Газа вторглись тысячи террористов. Многие из них использовали машины, мотоциклы, квадроциклы и другой транспорт. Им удалось рассеяться на значительном участке местности. Некоторые боевики по несколько суток прятались на юге страны. Зафиксированы безрезультатные попытки прорыва на израильскую сторону новых боевиков ХАМАС.
К сожалению, из-за повышенного нервного напряжения есть случаи огня по своим. За террориста приняли электрика, который с охранником приехал ремонтировать провода. Оба погибли».
По данным бывшего сотрудника спецслужб и полиции Израиля Сергея Мигдаля, во время боев на юге Израиля были убиты не менее 1700 боевиков ХАМАС (официально ЦАХАЛ заявлял о 1500 убитых боевиках. — Прим. ред.). Еще около 400 террористов были ранены и взяты в плен. Отдельные перестрелки продолжались до пятницы.
Давид Шарп говорит, что ХАМАС не прекращает обстрелы Израиля. Одна из ракет смогла пролететь около 150 километров, достигла центра страны и упала неподалеку от Хайфы. По словам нашего собеседника, ХАМАС истратил более 5 тысяч ракет и перешел на экономный режим использования боеприпасов. У ХАМАС и «Исламского джихада» может оставаться от 10 до 15 тысяч различных ракет.
Пожар после обстрела Палестинской стороной города Сдерот, Израиль, 9 октября 2023 года. Фото: EPA-EFE / ATEF SAFADI
«Минимум раз в день террористы запускают ракеты в центр Израиля, чтобы там включались сирены тревоги, — продолжает Давид Шарп. — ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) ежедневно отвечает бомбежками высокоточным оружием по объектам ХАМАС в секторе Газа. В частности, под удар попадают здания, имеющие отношение к штурмовому спецподразделению террористов — “Нухба”. Эти отборные части боевого крыла ХАМАС совершают рейды в Израиль, и, вероятно, именно они шли в авангарде вторжения 7 октября. Представители ЦАХАЛ рассказывают, что у попавших в плен террористов удалось получить много сведений о расположении различных бункеров, тоннелей и других мест нахождения и тренировок боевиков. Сейчас по ним наносятся удары авиацией и артиллерией. На шестой день было известно о поражении ЦАХАЛ более 2300 целей. Сообщается о гибели двух членов политбюро — высшего коллективного органа власти ХАМАС. Правда, пока нет информации о самых важных руководителях террористической организации — командире боевого крыла Мохаммеде Дейфе и главе ХАМАС Ихье Синваре. Уничтожены брат и племянник Дейфа. За лидерами ХАМАС уже началась охота. Кого-то найдут быстро. Других — через год. Но от ответственности не уйдет никто». Давид Шарп утверждает, что израильской стороной соблюдаются все нормы и правила ведения войны.
«Схваченные на территории Израиля боевики уже дают показания, — объясняет «Новой-Европа» Сергей Мигдаль. — Благодаря этим сведениям удается уничтожать объекты, имеющие отношение к деятельности ХАМАС. Приоритет отдается зданиям, где тренируются отборные боевики из подразделения “Нухба”, участвовавшего в субботнем нападении».
Впервые в боевых действиях была использована высокоточная ракета израильской разработки «Ромах» калибра 120 мм для РСЗО MLRS М270.
Ствольная артиллерия обстреливала плавсредства в порту города Газа. Огонь, в том числе и управляемыми ракетами, открывали и корабли израильского военного флота.
«Ранее было запрещено применять в секторе Газа такие РСЗО, как MLRS М270, — рассказывает Сергей Мигдаль. — Но теперь используются высокоточные ракеты, позволяющие снизить риск потерь среди мирного населения. В Израиле разработаны боеприпасы для РСЗО, поражающие цели на расстоянии от 70 до 500 километров. Залп батареи из дюжины установок вызывает последствия, сопоставимые со взрывом ядерной бомбы в 3–5 килотонн. Такое оружие в секторе Газа применяется очень избирательно и адресно».
Колонна израильской военной техники неподалеку от границы с Газой. Фото: EPA-EFE / ATEF SAFADI
Правительство войны
В среду в Израиле было создано чрезвычайное «правительство войны». В него, кроме премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта, вошел лидер оппозиционной партии «Национальное единство» Бени Ганц. Кроме демонстрации небывалого единения людей внутри страны, по словам экспертов, важно, что в этом кабинете участвуют люди с боевым опытом. Бени Ганц является генерал-лейтенантом запаса ЦАХАЛ, бывшим начальником генштаба, и не так давно занимал пост министра обороны Израиля.
«Наземная операция состоится однозначно, — говорит «Новой-Европа» Сергей Мигдаль. — В этом вопросе наблюдается абсолютное единение еврейского народа. Если кто-то из руководства страны предложит пойти на компромисс и не вводить войска в сектор Газа, его сменят в ту же минуту. Все полномочия по ведению боевых действий делегированы узкому кабинету. Уже официально объявлено постановление правительства о том, что военная, техническая и властная составляющие ХАМАС должны быть уничтожены. Также целью ЦАХАЛ стали все лидеры террористов и их приспешники. В том числе и те, кто находится за границей».
«Уверен, что принципиальное решение о проведении наземной операции в секторе Газа принято, — заявляет Давид Шарп. — Если раньше целью действий в этом регионе было нанесение ХАМАС ущерба, то теперь речь идет о полной и окончательной ликвидации всей организации. Ради этого придется заходить в сектор и занимать его полностью.
До этого максимальный урон террористам нужно наносить ударами с воздуха и артиллерийскими обстрелами. Это поможет не только уничтожить склады с оружием и базы боевиков, но и сломит их волю к сопротивлению».
Сергей Мигдаль рассказывает, что планы наземной операции разработаны уже давно, но каждые несколько месяцев они обновляются. Сейчас с воздуха, суши и моря проходит артподготовка к наземной фазе.
Сколько точно времени потребуется на полное развертывание всех необходимых сил, могут знать лишь высшие военные чины Израиля. Вполне вероятно, что счет идет на дни. Подразделениям, сформированным из 300 тысяч призванных за первые двое суток конфликта резервистов, необходимо пройти тренировки и боевое слаживание. К границе с сектором Газа подтягивается тяжелая техника. Внутри региона уже действуют израильские разведывательно-диверсионные группы.
«Думаю, что сектор Газа будет разделен вошедшими с земли и по морю израильскими войсками на четыре-пять частей, каждая из которых окажется зачищенной по порядку, — заявляет Сергей Мигдаль. — Скорее всего, вначале задействуют регулярные войска — четыре дивизии первой линии. Это примерно 60 тысяч бойцов. Армия использует современную тяжелую технику — танки и тяжелые БМП, а также бульдозеры, позволяющие сносить целые кварталы. Дороги и улицы, вероятно, будут заминированы. Поэтому ЦАХАЛ может начать движение прямо через городскую застройку».
Подземное «метро» Газы
В ходе наземной операции израильские военные могут столкнуться с несколькими серьезными сложностями. Одна из них — система тоннелей, прокопанная боевиками под городскими улицами и зданиями. Этот лабиринт, используемый ХАМАС для незаметного передвижения войск, хранения боеприпасов и других нужд, называют «метро Газы». Именно при помощи таких тоннелей террористам в некоторых местах удалось подобраться максимально близко к израильской границе.
«Тоннели, длящиеся десятки километров и позволяющие скрытно перемещаться и хранить ракеты, действительно представляют собой значительную опасность, — говорит Давид Шарп. — Под землей даже есть пусковые установки шахтного типа для направленных на Израиль ракет. В других случаях, быстро появляясь на поверхности, ракетчики ХАМАС за очень короткое время разворачивают устройство для запуска.
Но армия Израиля готовилась к войне в том числе и с учетом фактора тоннелей. На разведку этой системы затрачено очень много ресурсов и сил».
«Обеспечив контроль с воздуха, благодаря беспилотникам и другим средствам наблюдения, ЦАХАЛ начнет работать по тоннелям, — утверждает Сергей Мигдаль. — У армии обороны Израиля большой опыт в борьбе с прокопанными в земле коммуникациями террористов. В 2014 году удалось найти и уничтожить 22 тоннеля из сектора Газа в Израиль. Будут вскрывать оставшиеся после бомбардировок входы в катакомбы и заливать их пламенем из огнеметов. Большинство таких входов и выходов окажется завалено взорванными зданиями. Тоннели станут могильниками для отсиживающихся в них боевиков. Кроме того, у израильских военных есть специальные беспилотные роботы с установленными на них гранатометами и пулеметами, которые используются для штурма тоннелей».
Потери неизбежны
Однако самой большой проблемой, стоящей перед командующими наземной операцией, станут вероятные потери среди мирного населения сектора Газа. Более того, уже сообщается об убитых гражданских. «Цель ХАМАС — убийство любыми способами максимально возможного числа евреев, — заявляет Давид Шарп. — Согласно международному праву, Израиль из соображений самозащиты может наносить удары по объектам и ресурсам террористов, полностью захвативших власть в секторе Газа. Именно ХАМАС в такой ситуации несет ответственность за жизни мирных граждан. При этом перед проведением атаки на дом, в котором могут быть гражданские, их заранее предупреждают и дают время, чтобы уйти».
Давид Шарп утверждает, что огромная плотность населения сектора Газа осложнит действия бойцов ЦАХАЛ. Поэтому власти Израиля предпринимают различные меры для того, чтобы максимально переместить мирное население из районов возможных боестолкновений с террористами. Однако сам сектор Газа имеет весьма ограниченные размеры. Поэтому эвакуировать внутри этого региона население фактически некуда. Египет, судя по всему, не планирует принять у себя сотни тысяч беженцев. Израильским военным придется действовать, исходя из сложившейся обстановки.
Газа после ракетного удара. Фото: EPA-EFE / MOHAMMED SABER
«ЦАХАЛ воюет, стараясь максимально снизить потери среди мирного населения, — заявляет Сергей Мигдаль. — Уже при помощи США идут переговоры с Египтом о создании гуманитарных зон для беженцев. Из сектора Газа эвакуируются все американцы. Но приоритетом для армии является снижение потерь среди своих бойцов. При входе в сектор Газа любая попытка ответной стрельбы будет пресекаться огневым поражением. В таких условиях очень сложно заботиться о находящихся на поле боя гражданских».
Судьба сектора
Еще одним вопросом без ответа является судьба сектора Газа после завершения наземной операции. В случае успеха последней регион с более чем 2 млн жителей останется в состоянии безвластия. «Именно непонимание того, что делать с этой густонаселенной территорией, и являлось одним из факторов, ранее удерживавших израильские власти от проведения наземной операции по уничтожению ХАМАС, — заявляет Давид Шарп. — После окончания активной фазы операции придется решать, какой из возможных вариантов выбрать. Если выйти и оставить людей вариться в собственном соку, то там опять неминуемо начнут возрождаться террористические движения. Могут возникнуть новые группы, которые примутся снова атаковать Израиль. Невелика вероятность, что власть в этом регионе будет захвачена руководством Палестинской автономии Западного берега реки Иордан. Не так давно их с треском оттуда вышвырнули пинком под зад. А возвращаться на израильских штыках, уверен, совершенно неприемлемый вариант для Махмуда Аббаса. Долгая оккупация сектора Израилем — тоже очень плохой вариант. Он потребует отвлечения многих сил и средств и, весьма вероятно, будет сопряжен с постоянным сопротивлением вооруженного террористического подполья. Также есть предложение передать контроль над сектором Газа международным организациям, к примеру, ООН. Пусть там ломают голову, как обустроить этот проблемный участок».
«Сегодня размышлять о судьбе сектора Газа после уничтожения ХАМАС — это делить шкуру неубитого медведя, — рассуждает Сергей Мигдаль. — Ясно, что в задачи Израиля не входят уничтожение или изгнание всех жителей этого региона. Уверен, что правительство предложит какой-то гуманитарный план. Возможно, создание международной коалиции по решению проблемы сектора. В качестве примера может быть взято Косово. Но для этого должны объединиться страны Евросоюза, США, Япония и арабские государства. Важно, чтобы направляемые в сектор деньги шли именно на нужды людей, а не на создание оружия и террор».
Война на севере
По мнению экспертов, крайне важно, что в полномасштабную войну на данный момент не вступила «Хезболла». При этом ситуация на северных границах Израиля очень напряженная. Происходят обмены ударами. Обе стороны понесли потери. В бою с пытавшимися прорваться боевиками погибли заместитель командира 300-й территориальной бригады подполковник Алим Абдулла и трое бойцов. При ударе по позициям «Хезболлы» трое террористов были уничтожены.
По словам Давида Шарпа, «Хезболла» пытается спровоцировать различные арабские организации, находящиеся в южном Ливане на границах с Израилем, на агрессивные действия. ХАМАС и «Хезболла» поддерживают постоянный контакт. «Хезболла» участвует в поставках оружия в сектор Газа, проводит тренировки боевиков ХАМАС. Израильский эксперт предполагает, что и нападение 7 октября могло быть скоординировано двумя террористическими организациями. «В этом случае существует опасность, что “Хезболла” начнет наступление в момент, когда Израиль втянется в наземную операцию в секторе Газа, — объясняет Давид Шарп.
— Если будет очевидно, что “Хезболла” всеми своими силами вступает в войну, перед руководством Израиля встанет вопрос нанесения превентивного удара по объектам в Ливане».
«Израильская армия вместе с призванными резервистами сможет вести войну на два фронта, — заканчивает рассказ Сергей Мигдаль. — Это будут очень трудные кампании, но речь не идет о войне с регулярными армиями. ХАМАС когда-то заимствовал свою систему вооруженных формирований у “Хезболлы”. В Сирии они воевали по разные стороны баррикад, но два года назад примирились и теперь действуют заодно. Но теперь эффекта неожиданности у террористов достичь не получится. Поэтому я уверен в победе Израиля».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».