СюжетыОбщество

Заблокировать то, чего нет

Чиновники несколько дней угрожали WhatsApp блокировкой за запуск каналов, хотя эта функция в России может и не появиться

После того, как WhatsApp анонсировал функцию создания каналов, российские чиновники как один начали угрожать мессенджеру блокировкой. При этом пока неизвестно, будет ли эта функция в принципе запущена в РФ. Глава Общества защиты интернета Михаил Климарев считает, что это будет невыгодно в первую очередь для Meta. Подробнее — в заметке «Новой газеты Европа».

13 сентября WhatsApp объявил в своем блоге о запуске новой функции — в мессенджере появились каналы, в которых пользователи могут «конфиденциально получать информацию о том, что им интересно».

В сообщении говорится, что новая функция появилась в 150 странах мира. Хотя точный список государств не был перечислен, России среди них, по всей видимости, нет: пользователи, чей номер начинается на «+7», не могут ни создавать каналы, ни открывать существующие.

«В ближайшие месяцы возможность создать канал станет доступна каждому», — пообещали разработчики.

В России Meta, владеющая WhatsApp, объявлена экстремистской организацией. Из-за этого другие соцсети компании — Facebook и Instagram — заблокированы на территории страны.

Роскомнадзор почти сразу после появления информации о новой функции пригрозил, что WhatsApp тоже может быть заблокирован на территории России, если в нем появятся «недружественные каналы с запрещенной информацией».

Зампред Госдумы по информполитике Антон Горелкин заявил, что после начала войны

«топ-менеджмент Meta занял ярко выраженную русофобскую позицию, фактически поощряя публиковать в своих соцсетях призывы убивать российских граждан»,

поэтому Instagram и Facebook были заблокированы. По словам депутата, WhatsApp не попал под блокировку, так как «не обладал функциями соцсети».

«Его владелец не мог влиять на частную переписку или коммуникацию в группах. Но публичные каналы — это другое дело», — утверждает Горелкин.

Поэтому, «по логике действующего правоприменения», блокировка WhatsApp должна случиться, если в нем появятся каналы, считает зампред.

Его слова поддержал другой зампред Госдумы по информполитике — Александр Хинштейн. Он заявил, что в случае появления такой функции «будет правильным пересмотреть отношение к этому мессенджеру, вплоть до его блокировки».

«Сомневаться в антироссийском характере этих каналов — не приходится, поскольку WA принадлежит экстремистской компании Meta со всеми вытекающими отсюда последствиями», — утверждает Хинштейн.

Сенатор Виктор Бондарев заявил, что превращение WhatsApp в полноценное СМИ «поставит под угрозу информационную безопасность граждан РФ». По словам члена Совфеда, мессенджер должен быть заблокирован, «если его невозможно будет взять под контроль».

Владислав Даванков. Фото:  Партия «Новые люди»

Владислав Даванков. Фото: Партия «Новые люди»

Единственным чиновником, кто публично высказался против блокировки WhatsApp, стал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, который баллотировался в мэры Москвы. Соответствующее обращение он направил главе Роскомнадзора Андрею Липову.

«WhatsApp остается у граждан России самым популярным мессенджером. По данным социологических опросов, 70% граждан России пользуются WhatsApp по состоянию на март 2023 года. По экспертным оценкам, аудитория WhatsApp в России составляет более 73 млн человек», — говорится в документе.

По мнению Даванкова, блокировка мессенджера «может привести к негативной реакции со стороны большинства российских граждан».

Однако споры о том, нужно ли блокировать WhatsApp на территории России, могут оказаться бессмысленными, если в итоге функция каналов в стране так и не будет запущена. 

Глава Общества защиты интернета Михаил Климарев считает, что это самый вероятный сценарий. По мнению эксперта, Meta не захочет лишний раз «теребонькать медведя», то есть искушать российское правоприменение. Кроме того, каналы в WhatsApp начнут создавать не только спортсмены и деятели искусств, как рассчитывает Meta, но и «z-гниды», отмечает Климарев. «Это чревато уже для Meta со стороны западной общественности», — считает эксперт.

В конце концов, запуск этой функции в России будет для Meta просто невыгодным, говорит Климарев.

«На каналы на русском нужно тут же насылать целую армию модераторов. <…> А это нехилые расходы, которые все равно помножатся на ноль, если выпрыгнут первые два пункта — WhatsApp или заблокируют, или наедут по санкционным ограничениям», — резюмирует эксперт.

В комментарии для «Новой газеты Европа» Климарев также заявил, что у Роскомнадзора не возникнет проблем с блокировкой WhatsApp в России.

«Легко заблокировать. Так же, как Instagram», — сказал эксперт.

В Теплице социальных технологий «Новой-Европе» объяснили, что WhatsApp уже заблокирован в некоторых странах мира.

«WhatsApp заблокирован в Китае, Северной Корее (а что там не заблокировано?), Сирии, Катаре, Иране и ОАЭ и работает только с VPN, с которым с разным успехом везде борются. С блокировками Telegram сравнивать сложно, потому что Telegram активно сопротивлялся блокировкам, а РКН тех лет хуже соображал, что и как делать, чем сейчас. Технологии не стоят на месте», — отмечает эксперт, пожелавший остаться анонимным.

При этом он напоминает, что WhatsApp — самый популярный мессенджер в России. «А зачем расстраивать электорат накануне президентских выборов?» — говорит эксперт.

Руководитель службы технической поддержки nasvyazi.org Маша На Связи при этом считает, что при блокировке WhatsApp, как и в случае с Telegram, может быть задето множество других сайтов. Дело в том, что это очень распространенное приложение, объясняет Маша.

Эксперт из Теплицы также считает, что экономически введение каналов в России будет скорее невыгодно для Meta. «Рискну предположить, что в каком-то виде монетизация в каналах появится, но не будет доступна для россиян», — считает он.

В конце концов мысль о том, что каналы, скорей всего, не появятся в России, высказал и Горелкин. «По моим ощущениям, владельцы мессенджера примут такое решение с вероятностью 99%», — написал он.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.