Дата-исследованиеОбщество

Подайте фронта ради

В России резко выросло число «военных» НКО. Одежду и деньги собирают на каждом шагу, часто через связанные с властями организации, — исследование «Новой-Европа»

Подайте фронта ради

Иллюстрация: Анастасия Кшиштоф, специально для «Новой газеты Европа»

В прошлом году российские НКО, работающие с военными и мобилизованными, собрали как минимум 113 млрд рублей пожертвований — на 28% больше, чем в 2021 году. В стране начался настоящий бум регистраций фондов военной тематики. Оседлать волну поспешили даже организации, которые раньше помогали только тяжелобольным детям. Соцсети заполнились сборами на вещи для военных, от трусов до бронежилетов и запчастей для коптеров. Всё это произошло на фоне тяжелого кризиса в других сферах работы НКО. «Новая-Европа» разбиралась, как устроена новая российская Z-благотворительность.

После объявления мобилизации во ВКонтакте в разы выросло число публикаций со сборами для военнослужащих. Если в первые месяцы войны их было по шесть тысяч в месяц, то после сентября 2022 количество выросло в четыре раза и так и не вернулось на прежний уровень. И это только публикации, в которых указаны «патриотические» теги: #zov,#своихнебросаем,#сво. Общее количество сборов через социальные сети еще больше.

Собирают в основном вещи первой необходимости и базовое обмундирование. Спустя девять месяцев после мобилизации картина не меняется: «гуманитарная» помощь включает в себя теплые носки и термобелье (указаны в 35% списков), средства гигиены (55%), медикаменты (57%), спальники, буржуйки и другие предметы армейского быта (39%), бронежилеты, тепловизоры и другие элементы экипировки (70%). В равной степени собирают деньги и на «расходники» войны: коптеры и детали к ним (в 65% списков) и рации (41%).

Волонтеры призывают присоединяться к сборам. Источник:  ВКонтакте

Волонтеры призывают присоединяться к сборам. Источник: ВКонтакте

Закрывают как многомиллионные сборы, так и единичные просьбы военных. Источник:  ВКонтакте

Закрывают как многомиллионные сборы, так и единичные просьбы военных. Источник: ВКонтакте

Мы нашли 416 организаций, которые собирали через ВКонтакте помощь для военнослужащих и мобилизованных. Каждая шестая из них была создана после начала полномасштабного вторжения России в Украину. К сбору гуманитарной помощи подключились и обычные граждане. На одну публикацию ВКонтакте с реквизитами юридического лица приходятся две с указанной банковской картой.

Привлечь внимание можно яркой историей. Источник:  ВКонтакте

Привлечь внимание можно яркой историей. Источник: ВКонтакте

Растет и общее число некоммерческих организаций, которые по названию можно связать с военной или военно-патриотической тематикой. За первое полугодие 2023 года зарегистрировано уже 505 таких НКО — на 34% больше по сравнению с предыдущими годами.

Рост регистраций начался после объявления мобилизации в конце 2022 года, поэтому пока нет данных о финансовых результатах новых НКО. Но и без них сумма пожертвований в 2022 году выросла. «Военные» НКО (всего их в реестре Минюста больше трех тысяч) вместе с теми, которые мы нашли во ВКонтакте, получили 113 млрд рублей пожертвований в 2022 году — на четверть больше, чем в 2021-м. Большая часть прироста идет от НКО, которые работают с ветеранами. Их сборы выросли на 56%.

Не все НКО могут разделить фандрайзинговый успех «военной» сферы. По словам Софьи Жуковой, директора фонда «Нужна помощь», не менее 80% НКО сократили свою деятельность в 2022 году. После ухода Visa и MasterCard из России у фондов резко уменьшилось количество регулярных платежей, а осенью сократилось число пожертвований от бизнеса. Весь год сектор боролся за возвращение к прежним показателям.

По данным проекта «Бенчмаркинг НКО», в 2022 году выйти в небольшой плюс к концу года удалось только в правозащитной сфере, которая раньше получала меньше всего пожертвований. Однако, по словам Екатерины Ставрогиной из ОВД-Инфо, новые доходы не покрывают выросшие расходы фонда.

Кто собрал больше всего

Рекордсменами по сборам в 2022 году стали всероссийские организации с филиалами по всей стране и федеральные движения. 64 отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» собрали в три раза больше пожертвований по сравнению с 2021 годом — 4,9 млрд рублей. А 566 штабов Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов увеличили доход в два раза — до 13,9 млрд. Это одни из старейших организаций, помогающих ветеранам, наследницы советского периода.

9,7 млрд рублей получило добровольческое движение «Мы вместе — Севастополь» (5 млрд руб) и фонд общественного движения «Народный фронт» (4,7 млрд руб). В 2021 году они получили в пять тысяч раз меньше — всего 1,9 млн рублей.

Организация «Мы вместе» изначально создана в 2020 году под патронажем губернатора Севастополя для помощи маломобильным гражданам на карантине. До 2022 года фонд организовывал мероприятия, посвященные вакцинации, экологии и финансовой грамотности. После начала войны организация сфокусировалась на аптечках и медицинских рюкзаках для военных.

«Мы вместе» запустила акцию#кофесолдату. Источник:  ВКонтакте

«Мы вместе» запустила акцию #кофесолдату. Источник: ВКонтакте

«Народный фронт» — «президентское» всероссийское движение, созданное в 2011 году. С 2022 года на его сайте публикуются сборы для солдат от имени военкоров и артистов. Так, певица Чичерина провела сбор для народной милиции ДНР, а военкоры собрали больше 100 млн рублей на наборы военным с тепловизорами, квадроциклами, маскировочными сетями и другим оборудованием. Всего за время войны фонд закрыл 64 сбора.

Успех «Народного фронта» связан и с тем, что фонд аккумулирует платежи со всей России. В каждом субъекте после начала полномасштабного вторжения или объявления мобилизации был выделен специальный счет для централизованного сбора гуманитарной помощи. И в большинстве регионов помимо «Народного фронта» работает и местная организация.

Так, Ростовский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития только в начале мобилизации получил 210 млн рублей. Всего за 2022 год фонд собрал 1,6 млрд рублей, превысив в 11 раз сумму сборов 2021 года. Также фонды регионального развития задействованы в Волгоградской области (собрал 2 млрд), в Алтайском крае (175 млн).

В Дагестане после начала мобилизации создали специальный фонд по поручению главы республики. В Санкт-Петербурге губернатор призвал жителей жертвовать деньги на снаряжение в фонд «Победа», который также занимается восстановлением Мариуполя. Всего в 2022 году он собрал 11 млрд рублей. В Кировской области фонд «За Вятку» в первые дни мобилизации собрал 70 млн рублей. Всего в 2022 году фонд получил 116 млн рублей пожертвований.

Централизованные сборы в регионах — это четверть от найденных нами пожертвований.

Некоторые фонды, ставшие центрами сборов в регионах, до войны не работали с военнослужащими. Фонд «Верь и живи» из Свердловской области раньше помогал детям с тяжелыми заболеваниями: закупал конкретные лекарства и средства реабилитации, оборудование в больницы и оказывал психологическую помощь семьям. В 2022 году он запустил программы помощи мобилизованным и жителям ЛДНР. На данный момент на сайте можно пожертвовать только на спальник для военнослужащих. И за 2022 год фонд увеличил свои сборы в 327 раз (1,2 млрд).

«До того, как была объявлена частичная мобилизация, мы занимались гуманитарной помощью в основном мирному населению Донбасса. Затем на нас вышла организация ветеранов боевых действий и волонтерское сообщество, которые искали проверенный фонд для закупки дополнительных аксессуаров для военнослужащих. Запрос на единого оператора для оказания помощи мобилизованным был и у представителей малого и среднего бизнеса, вместе с которыми мы раньше поддерживали жителей Донбасса. Поэтому мы приняли решение приступить к такой работе», — объясняет директор фонда Ксения Хохрякова.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Фонды на службе государства

В октябре 2022-го регионам разрешили закупать оборудование для мобилизованных в обход бюджета Минобороны — товары двойного назначения, беспилотники, приборы ночного видения, бинокли и прицелы. До этого власти регионов не могли участвовать в снабжении напрямую, через губернаторские или резервные фонды и могли использовать для этого благотворительные фонды.

— Полномочия региональных органов власти не подразумевают приобретения спецсредств. Условно — снайперского прицела. Купить его на [средства] губернаторского фонда нельзя,

просто потому что это часть военного снаряжения, это будет растрата. Вот поэтому они [региональные власти] вынуждены были каким-то образом маневрировать и искать возможность приобретения [спецсредств] через сторонние группы, — считает директор «Трансперенси интернешнл — Россия» Илья Шуманов.

Кроме того, по словам Шуманова, работа через фонды непрозрачна и облегчает для государства сбор и расходование денег. Власти могут не объявлять открытый конкурс и не выбирать поставщика через него. Можно закупить оборудование в обычном магазине или напрямую у нужного производителя с минимальной отчетностью. Также работа с фондами выигрышна для пиара региональных властей.

Фонды облегчают аккумуляцию средств, которые напрямую привлекают власти регионов. Так в «Ленинградский рубеж» поступали отчисления из зарплат бюджетников и крупного бизнеса Ленинградской области. А предпринимателям Марий Эл предложили переводить до 1% прибыли в мобилизационный фонд региона в обмен на бронь сотрудников.

На уровне местной власти к сборам средств могут напрямую подключаться администрации, предлагая жителям переводить деньги на бюджетные счета. По словам Шуманова, такая практика выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления:

— Органы власти должны оказывать содействие деятельности благотворительных организаций на своей территории, а не подменять их своей деятельностью.

У муниципальных районов в числе вопросов местного значения есть задача по созданию условий для развития благотворительной деятельности и добровольчества, но нет благотворительной деятельности.

Еще один вариант активации пожертвований. Деньги собирает на личную карту председатель общественного совета. Источник:  ВКонтакте

Еще один вариант активации пожертвований. Деньги собирает на личную карту председатель общественного совета. Источник: ВКонтакте

«Изготовлены в тылу, с душой и молитвой» 

Каждая пятая некоммерческая организация среди тех, которые мы нашли во ВКонтакте, указывает в публикации номера личных карт. Так, деньги на карту волонтеров собирает движение «Мы вместе» из Севастополя. Подобные сборы не запрещены законом, основным риском может быть блокировка банковской карты по 115-ФЗ «О легализации доходов и противодействия отмыванию». Но и отчитываться за движение средств по ним организации не обязаны.

Есть и полностью частные инициативы. Это сборы на медикаменты и одежду мобилизованным, «гуманитарная помощь» в виде продуктов и средств гигиены. Например, такой сбор организовал житель Ярославской области сразу после объявления мобилизации. В первую очередь он планировал закупать обувь, так как армейские ботинки очень неудобные.

Популярное стихотворение среди волонтеров. И им не чуждо выгорание. Источник:  ВКонтакте

Популярное стихотворение среди волонтеров. И им не чуждо выгорание. Источник: ВКонтакте

Заметнее всего стало крафт-движение по плетению маскировочных сетей и литью свеч. Их участники собирают деньги на расходники и иногда на аренду помещения для работы. Иногда помещение не арендуют: так, недавно в Краснодаре произошел скандал из-за плетения сетей на детской площадке.

О своей миссии волонтеры в том числе пишут:

«Сравнивать готовые китайские масксети с плетенными вручную нашими мастерицами — это как сравнивать доширак с добротным домашним борщом от тещи. Купить их, конечно, можно. Да вот только готовые китайские масксети, продаваемые на известных интернет-площадках, хоть и стоят дешевле, но, увы, не прочны. Бойцы называют их одноразовыми. И чаще просят именно те, которые изготовлены волонтерами в тылу, с душой и молитвой, собственноручно, на прочной основе, специально для них».

Часто Z-волонтерство поддерживают религиозные институты. В Бурятии «мастерицы» работают в дацанах, в Тольятти плетение сопровождают молитвами даже дети. Сами храмы тоже организуют сборы для военнослужащих.

Четверть постов со сборами, найденных нами во ВКонтакте, распространяются госучреждениями. Это администрации поселений и районов, детские сады и другие бюджетные организации, которые подтвердили свой статус через Госуслуги. В постах не проговаривается идея нехватки чего-либо на передовой или недоработки со стороны государства. Авторы организуют сборы исключительно из желания позаботиться о «защитниках».

«Несмотря на то, что наши мобилизованные ребята обеспечены всем необходимым, […], в адрес фонда уже обратилось много жителей и предпринимателей с предложением быть причастными и помочь», — пишет норильский фонд «Территория добра». С начала мобилизации до января 2023 он собрал 1,6 млн рублей на «предметы первой необходимости».

«Хотелось бы, кроме стандарта, еще дополнения какие-то для ребят», — заявил губернатор Санкт-Петербурга. Волонтеры подчеркивают, что для мобилизованных, например, есть список снабжения от Минобороны, и всё необходимое будет выдано. При этом к губернатору Белгородской области в начале мобилизации обращались за закупкой плащей: «Они под дождем на стрельбище, помогите». А в магазинах после объявления мобилизации закончилась экипировка: бронежилеты, каски, подсумки и даже спальники и пенки. На Камчатку по поручению губернатора экипировку привозили самолетами.

***

Сборы через социальные сети — далеко не единственный источник для финансирования военных проектов НКО. С начала 2022 года Фонд президентских грантов выделил 800 млн рублей — 5% от общего бюджета конкурсов — проектам, направленным на военнослужащих, мобилизованных и их семьи, рассчитала «Новая-Европа».

Получатели грантов организовали пошив одежды военным, колл-центры для правовой и психологической помощи их семьям и мероприятия для детей. В новой реальности победители последнего конкурса предлагают снять стресс с помощью песочной терапии и ухода за лошадьми или освоить новую профессию швеи или парикмахера. А будущие мобилизованные смогут пройти курсы самообороны и научиться оказывать первую помощь на поле боя.

Больше всего средств военным проектам — 312 млн рублей — выделили в первом конкурсе 2023 года (итоги подвели в январе). Но уже через полгода сумма и число победителей упали вдвое. Во втором конкурсе 2023 года (итоги подвели в июне 2023 года) ФПГ поддержал только 66 проектов, работающих с военнослужащими, и выделил им 131 млн рублей.

— Это яркий сигнал, что государство на самом деле считает поддержку проектов, связанных с СВО, [излишней]. «Вы [фонды] можете сделать всё за свой счет, сами собирайте деньги». Вот это приемлемая модель коммуникации для них: государство уже и так включено,— говорит Шуманов.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.